Мастерская Уроки Портрет
Моя поэтическая мастерская называлась "Поэма". Я так и называла своих учеников "Поэмчики". Мне хотелось научить детей писательству, чтобы они любили поэзию и прозу, но и в то же время научились писать и стихи, и прозу. Одно дело прирождённый талант, другое дело определённый возраст ( кто же из нас не писал в тринадцать-пятнадцать лет), но совсем другое - научить любить и писать стихи любого ребёнка. Такую именно задачу я ставила перед собой - научить любого ребёнка писать и любить стихи, даже такого, который, возможно, на моих уроках впервые задумался над стихом. В своём цикле "Уроки" я предлагаю вам познакомиться с некоторыми уроками, которые я сама разрабатывала для достихения своей цели.
ПОРТРЕТ
Здравствуйте!
Рассаживайтесь побыстрее. Доставайте свои тетрадки, «Словари рифм», «Блокноты сюжетных набросков», ручки. Дежурный, раздайте бумагу для черновиков и раздаточный материал.
Сегодня мы будем с вами писать литературный портрет. Сначала мы, конечно, познакомимся с понятием «литературный портрет». А затем мы проведём с вами настоящую студийную работу.
Итак, начинаем!
Жанр портрета есть не только в фотографии и в живописи, он есть и в литературе.
Портрет – это изображение внешности (чаще всего лица) человека (а в литературе и не только человека) в художественном произведении.
Как вы все прекрасно знаете, есть такое искусство – фотография. И ни что другое, как документальное фото не передаёт внешность человека такой, какою видят его окружающие. Но в том то и беда, что реальная внешность человека может не показать его внутреннего мира, его возможностей, желаний и стремлений.
Чтобы показать в портрете качества, присущие человеку, но возможно не видимые в его реальной внешности, и приходит на помощь художественное произведение.
Все мы знаем, что художественное фото – это уже не документальное фото. Здесь фотограф может использовать свет, цвет, тени и полутени, фон, рельеф, создавая тем самым портрет, в котором (а это как раз и зависит от мастерства фотографа) можно прочесть скрытые черты человека, изображенного на фотографии.
Жанр живописи ещё больше представляет возможностей художнику рассказать о человеке, изображённом на портрете. Манерой, иногда даже с помощью лёгкой неестественности черт и позы, художник способен не только многое рассказать о человеке, портрет которого он нарисовал, но и возбудить к нему различные чувства зрителей.
У литературного портрета возможностей намного больше. Художник-литератор посредством слова, описывающего внешность человека, может представить читателю полнейшую картину характера, привычек, создавая образ со всеми его особенностями, манерой, предвидением его будущего, предсказанием его возможных поступков.
Вот перед вами отрывок из романа И.А.Гончарова «Обрыв». Давайте его прочтём:
И.А. Гончаров
Обрыв
(отрывок)
Бабушка, по воспитанию, была старого века и разваливаться не любила, а держала себя прямо, с свободной простотой, но и с сдержанным приличием в манерах.
Какой она красавицей показалась Борису, и в самом деле была красавица. Высокая, не полная и не сухощавая, но живая и не старушка, а лет около пятидесяти женщина, с чёрными, живыми глазами и такой доброй и грациозной улыбкой, что когда и рассердится, и засверкает гроза в глазах, так за этой грозой опять видно чистое небо.
Над губами маленькие усики, на левой щеке, ближе к подбородку, родимое пятно с густым кустиком волос. Это придавало лицу её ещё какой-то штрих доброты.
Она стригла седые волосы и ходила дома по двору и по саду с открытой головой, а в праздник и при гостях надевала чепец, но чепец держался чуть-чуть на маковке, не шёл ей и как будто готов был каждую минуту слететь с головы. Она и сама, просидев пять минут с гостем, извинится и снимет. До полудня она ходила в широкой белой блузе, с поясом и большими карманами, а после полудня надевала коричневое, по большим праздникам светлое, точно серебряное, едва гнувшееся и шумящее платье, а на плечи накидывала старинную шаль.
Вот вам пример литературного портрета. Если на него взглянуть глазами документального фото, то мы увидим добрую бабушку – очень, до сих пор, красивую женщину, стройную, с маленькими усиками над губами и с родимым пятном на щеке.
Если же мы посмотрим на этот портрет глазами художника-живописца, то увидим её в саду, возможно в белой блузе, по прежнему добрую, если и гневающуюся, то ненадолго, с голубыми, чистыми, как небо, глазами. Вам, конечно, понравилось это сравнение: гнев – гроза, доброта - чистое небо.
Но давайте всё же посмотрим на этот портрет литературными глазами. Дело-то как раз и в том, что писатель буквально каждое, именно каждое слово не употребляет напрасно. Не для «красного словца», а для создания образа употребляет писатель каждое своё слово. И что же мы увидим. Да, действительно перед нами добрая, красивая, милейшая старушка… Но! Ходит с непокрытой головой, что в традициях Руси того времени, да и её возраста категорически не допустимо. Если и надевает чепец, то он еле держится на её голове, она снимает его, когда беседует с собеседником, а это уже, пожалуй, характеризует её как вольную, вольнодумную личность. Стрижет седые волосы. Да как же? Волосы стричь – это почти преступление для женщины, а уж седые волосы стричь – это вообще поступать по-европейски, на совсем заморский манер. А смотрите, как описано родимое пятно, с густым кустиком волос. Да это, пожалуй, те традиции её рода, которые единственные притягивают её к России и единственные, которые придают ей штрих русской доброты. Не будь бы этих родовых пятен… Что бы её вообще держало в приверженности к русской культуре? И, наконец, белая блузка утром и коричневое вечером – это непостоянство натуры. А по праздникам, лишь как жуткая необходимость, едва гнущееся, шумящее серебряное платье и на плечах старинная шаль. Можно представить, как во всём этом вынужденном может чувствовать себя эта свободная натура.
Вот такая она, с виду милая и добрая бабушка, а внутри - свободомыслящий, непостоянный, с трудом мирящийся с традициями, совсем европейский человек.
Да, такое чудо может раскрывать перед нашим читающим взором только литературный портрет.
А вот пример поэтического портрета, он также перед вами. Прочтём его:
А.С. Пушкин
ПОЛТАВА
(отрывок)
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена грудь её бела,
Вокруг высокого чела,
Как тучи локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза,
Её уста, как роза, рдеют.
Итак, смотрим на Марию глазами фотографа:
Молода, стройна, высока, красивая фигура, гарантирующая грациозность. Кожа у неё белая, очень белая, нежно белая, лоб высокий, красивый обрамлён чёрными кудрями. У неё очень красивые красные губы. Одним словом – очень красивая девушка.
А теперь пытаемся разгадать, каков же портрет дал нам художник-литератор:
«…вешний цвет в тени…» А какой он может быть вешний цвет в тени, да ещё в тени дубравной? Даже если его и лелеяли, то тень наверно всё же отложила на нём своё действие.
Она высока и стройна, как тополь… Но это не просто тополь, а тополь киевских высот. А что это такое киевские высоты? Безусловно, речь идёт о подвижниках киевских монастырей. Так какая же в Марии высота? Высота мудрости. Она не только стройна телом, она стройна мыслью, она умна, почти до мудрости.
Далее – «лебедь пустынных вод…» - это не просто однолюб, выбирающий себе единственную подругу на всю жизнь, это однолюб-пустынник. Это тот, кто всецело посвятил себя единственно любимому Богу. А быстро стремящаяся лань? Это резвость и непостоянство. Так вот, такова она Мария: то это монашка-пустынница, то резвящееся дитя.
Вокруг чела черные локоны, да не просто красивые и чёрные, а чёрные, как тучи. Да, невесёлые, однако, думки гнездятся в этом прекрасном челе.
И, наконец, губы. Да, красивые, да, красные, но красные, как розы. А мы все прекрасно знаем, что роза имеет колючие шипы. Поцелуй-ка такую красавицу, у которой на губах розовые шипы!..
И вот перед нами образ Марии: Девушка необыкновенной внешней красоты, но очень непростого внутреннего содержания. Тут и не свойственный красивым девушкам ум, тут и бурное непостоянство натуры, и мрачные, словно тучи мысли, и нежелание принадлежать любому. Любой-то может и уколоться…
Мне хочется ещё добавить в копилку ваших творческих знаний портреты, написанные мастерами слова:
М. Горький «В людях»
1. Вошла молодая женщина, с ярким румянцем на щеках и сверкающими глазами, она была одета в бархатную ротонду с воротником черного меха, - лицо её возвышалось над мехом, как удивительный цветок. Сбросив с плеч ротонду, она стала ещё красивее: стройная фигура была туго обтянута голубовато-серым шелком, в ушах сверкали брильянты, она напоминала мне Василису Прекрасную
(Портретом автор акцентирует: Это женщина – очень красивая актриса, с не очень хорошей репутацией, но для робкого юноши она настоящая царевна из сказки)
2. На девочке было белое платье с голубыми подковками, старенькое, но чистое, гладко причёсанные волосы лежали на груди толстой, короткой косой. Глаза у неё большие, серьёзные, в их спокойной глубине горел голубой огонёк, освещая худенькое, остроносое лицо. Она приятно улыбалась, но – не понравилась мне. Вся её болезненная фигурка, как будто говорила: «Не трогайте меня, пожалуйста!»
( Здесь посмотрите: как мало слов, но как чётко автор заставляет необыкновенно жалеть этого нежного, достойного счастья \ «подковки»\, но совершенно больного ребёнка, жизнь которого будет коротка, как её коса.)
3. Она похожа на маленький дом, грудь у неё выпятилась, подобно крыльцу; красное лицо, прикрытое и срезанное зелёным платком, напоминает слуховое окно, в час, когда стёкла его отражают солнце.
( Понятно, что мы видим не девушку, а женщину. Женщина замкнутая, не бедная; хоть и не злая, но малообщительная.)
4. Болтливая кухарка остроносая, густо обрызганная веснушками, похожа на кукушку.
(Болтает так, что совершенно не отдаёт отчёт своим словам, беспечна. Бросает свои слова, куда не попадя, как кукушка своих птенцов.)
5. Хозяин красиво встряхивал волосами, заправляя их за уши, и напоминал мне чем-то Хорошее Дело. Часто, с удовольствием смеялся, серые глаза смотрели добродушно, около ястребиного носа забавно играли смешные морщинки.
(Казалось бы, как много хороших эпитетов, а персонаж отрицательный: человеко-угодник, пытающийся скрыть в себе «частыми улыбками» непреодолимую злобу – «ястребиный нос»)
С. Есенин
1. «Микола»
В шапке облачного скола
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.
2. «Кузнец»
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей.
3. «Пугачев»
Отчего, словно яблоко тяжелое,
Виснет с шеи твоя голова.
(Так спрашивает сторож, впервые увидев Пугачева. Две строки, а ведь и положение Пугачева и его будущая короткая жизнь /«яблоко тяжелое», потому, что уже поспело/ и пророчество его кончины, всё это уже чувствуется в этих строках)
Б. Заходер
«Кобра»
За стеклом свернулась кобра.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.
(Здесь всё коротко и просто)
Ну а теперь, после того, как мы с вами разобрали, что же такое литературный портрет, мы поиграем с вами в игру «Натурщик».
Вы заметили, сегодня ваши столы расставлены так, что вам хорошо видна середина класса. Сейчас каждый из вас будет самостоятельно писать литературный портрет с натуры.
Кто будет натурщиком? Пусть это будет Максим. Выходи, Максим, на середину класса, садись на стул в любой, удобной для тебя позе.
(Максим вышел с листком бумаги, на котором написан его рассказ «Тихая мечта», повернул стул спинкой к ребятам, сел на него, как на коня, облокотился на спинку стула и склонился над рассказом, как будто его читает)
Начинаем работать.
а) Обратите внимание на его одежду: чёрные брюки, голубой джемпер с молнией. Посмотрите на его глаза, они синие. Понаблюдайте за выражением лица и так далее. Кто что может заметить, то и используйте в своём рассказе-портрете. А кто сможет, пишите стихами.
б) Подумайте над выбором точки, из которой вы собираетесь на него смотреть. А также над выбором ситуации или обстоятельства, из которого вы собираетесь его литературно рассматривать.
Например:
«Я вижу перед собой Максима, сидящего на стуле…»
или
«Он сидел и задумчиво смотрел в пол…» Это описание без присутствия автора.
в) Затем определите для себя стиль изложения, будет это реальное описание или рассказ-размышление, или фантастическое описание, рассказ с юмором и так далее.
г) Внимание! Включайте фантазию!
Например, можно фантазировать ассоциации, которые вызывает у вас этот сидящий перед вами мальчик. Может быть вы видите в нём будущего писателя, врача, футболиста…
Поразмышляйте над каждым штрихом.
Например: Молния! «Молния на тёплой курточке извивалась, как змея, кусала его, мечтая соскользнуть и уползти на свободу…»(Л. Невская)
Или наоборот: «Молния заботливо и плотно связала две створки одежды, чтобы её хозяин не простудился…» (Л. Невская)
Но старайтесь, отходить от обычного описания, старайтесь каждое слово употребить с пользой для создания образа этого мальчика, реального, фантастического, исторического или какого-то ещё на ваш взгляд необходимого.
А теперь начали «рисовать».
Лучше бы, если бы Максим не менял позу и выражение глаз. И это требование необходимо при работе художника-живописца. Но для художника-литератора лёгкое изменение позы или выражения глаз наоборот может побудить отыскать какой-то новый штрих к образу Максима. Так что. Максим, ты понял, ты можешь менять своё положение, но в разумных пределах. А чтоб тебе совсем не скучать, можешь тоже немного обдумать, как бы ты сумел написать литературный автопортрет. Сиди, размышляй, можешь и записать.
Итак, все пишем и не мешаем друг другу.
(После того, как ребята закончат):
А теперь по-очереди читаем свои рассказы, и все вместе определяем стиль, в котором каждый из вас творил.
(Рассказы ребят прилагаются)
(После прочтения рассказов):
Молодцы! Вы написали замечательные портреты. Наверно, вы и сами не ожидали, что у вас так хорошо всё получится. Заметьте, ни одного похожего рассказа и стиль у всех разный.
Дома напишите портреты кого-нибудь из нашей «Поэтической мастерской», но не называя его имя и фамилию. А мы будем угадывать, кто стал прототипом вашего «Домашнего задания».
Прототип – это реальное лицо, с которого пишется литературный герой.
Желаю вам приятных творческих находок.
До свидания!
Результативность урока «Портрет»
Литературные портреты с Максима Кучерявого, написанные 05.12.99г.
Яна Емелина
Сидит, оседлав стул, как лошадь, читая листок. Создаётся впечатление, что он собрался нырнуть в прочитанное, как чёртик в табакерку. Внимательный взгляд, сосредоточенное лицо. Глаза и волосы – необычного цвета: тёмно-светлые. Перед нами будущий бюрократ.
Замечания педагога; 1) Как можно читать листок? Что-то написанное на нём – да, но не листок.
2) Из сказанного не видно, почему он будущий бюрократ.
Похвала: Табакерка – хорошо.
Стильное резюме:
Педагог: В каком стиле написано произведение?
Ребята: Критический
Павел Недоступов
Максим очень хороший мальчик, с загадочным выражением лица, таящим в себе скрытое презрение ко всем окружающим людям. Улыбаясь сверстникам, он явно думает о том, как бы съесть побольше на обед хлеба и борща, чтобы больше никому не досталось. Тихий, он очень много знает. В его душе идёт непрерывная борьба, которая вызывает странные проявления, которые иногда радуют или смущают, злят или извращают: «В тихом омуте черти водятся!»
В будущем его амплуа будут часто меняться, он будет тяготеть к здоровому обществу, так как противоположные полюса притягиваются. Он будет работать штатным бюрократом.
Замечания: Это больше похоже на характеристику, чем на портрет с натуры.
Похвала: В остальном хорошо.
Стиль: С юмором.
Инна Бушманова
Он сидит на стуле, как наездник на лошади. Его ноги торчат, как веники. Его кофта, как пустой мешок из-под картошки. Голова у него, как недозрелая тыквочка, а ухо торчит, как толстый объевшийся червяк. Его волосы похожи на кучу соломы, упавшую в коричневую краску.
Замечания: Часто повторяется «как», «его».
Похвала: Интересное сравнение: «солома, упавшая в коричневую краску». Хорошо чувствуется отношение автора к герою, по-видимому, герой ему не нравится, и это он хорошо доносит до читателя: «червяк», «недозрелая тыквочка», «веники», «мешок», «торчат». Молодец!
Стиль:
Педагог: Каков же стиль?
Ребята: Сельскохозяйственный.
Педагог: Ну, это шутка. А если посерьёзней?
Ребята: Сарказм.
Стас Лурда
Сидит на стуле, смотрит в лист.
Стучит ногою об пол.
Рукой верёвку теребит
И молнию на кофте.
Зевает, рот прикрыв рукой.
Встаёт со стула резко.
Отдав бумаги лист большой,
Бежит домой он резво.
Замечания: Нельзя говорить: «Смотрит в лист» - на лист.
Похвала: По крайней мере, представлен портрет хорошо поработавшего на листе человека. Довольно культурного: зевая, прикрывает рот. Немного нервного: теребит верёвку, молнию. И очень здорового: и встаёт резко, и бежит резво.
Стихами писать труднее – Молодец!
Стиль:
Педагог: Пробуем определить стиль.
Ребята: Нет слов!...
Педагог: Может, эпиграмма?
Ваня Чаплыгин
Сидит он на стуле. Со внешностью, которая не выделяет его из толпы людей, но и помогает ему выглядеть незаметным. Максим с головой среднего размера, в которой кроется недюжий ум. Маленькие глаза, словно дьяволята, непрестанно бегают по орбитам. Маленький, но уже хитрый и юркий американский суперагент. Но он пойман и понимает, что его песенка спета. Печальным и сосредоточенным взглядом читает он свой приговор.
Будущий зек-Макс уже готов к тюремной жизни: толстовка, предохраняющая от холода, и, наверно, пачка сигарет припрятана на светлые времена. Вот такова судьба всех шпионов, засылающихся в нашу страну.
Замечания: «Со внешностью» - ?
Похвала: Оригинальный подход к теме. Это просто репортаж с места событий. Молодец!
Стиль: Газетная статья
Юлия Прянишникова
Мальчик сидит передо мной на стуле в очень волевой, развязной позе. Но в то же время глаза его очень заинтересованно опущены вниз. Его глаза… Впервые увидев Максима, я сразу обратила внимание на его глаза. Я видела такие впервые. Глаза его цвета счастливого, весёлого, голубого, цвета весеннего неба: ясные, искристые, живые. И чёрные ресницы окаймляют эти два чудесных озера, как опавшие деревья осенью. Но это не точно. Его глаза вызывают улыбку и умиротворение в сердце. Сравнив его глаза с осенним озером, сердце сразу же начинает по-другому относиться к осени. Его глаза немного бледного цвета, цвета кожи спящего младенца. Спокойная юношеская красота и гармония. Я думаю, в будущем этот мальчик станет замечательным деятелем науки и поэтом. Живая личность и просто красивый, интересный парень.
Замечания: Повтор – «его глаза». Сочетание: весеннее небо, опавшие осенние деревья и кожа спящего младенца, несмотря на оригинальность сравнений, не слишком ли противоречивы для понимания образа мальчика. Так какой же он всё таки весенне-живой? или печально-осенний? И потом, голубой цвет и цвет кожи спящего младенца? Краски красивы, но наложенные штрихи нечетки или слишком размыты.
Похвала: Герой явно симпатичен автору и это он легко передаёт читателю. В целом хорошо, заставляет задуматься.
Стиль: Лирический.
Руслан Айнулин
Посреди комнаты сидел Максим. Его голова была чуть склонена,
мысли бешено бегали в маленькой голове. Глаза бегали по строчкам. Чуть оттопыренные ушки. Сидя на стуле, как на коне, он слушал наши разговоры и споры. Одет в зелёную кофту с белыми пятнами и в чёрные брюки. Устав от одной позы, он поменял её на другую.
Замечания: Суховато. Рядом два глагола – «мысли бегали, глаза бегали».
Похвала: По крайней мере, дан неплохой портрет любознательного, даже, пожалуй, любопытного мальчика. Сидит на стуле, ушки оттопырил, давно слушает о том, что взрослые говорят, устал, но не уходит, только позу меняет. Любопытство побеждает. Ну а зелёный цвет кофты очень хорошо подчёркивает его молодость и белые пятна, как отсутствие опыта правильного поведения в такой ситуации, и осудить-то его, такого, за подслушивание - грех. Вот только при чем тут строчки, не очень понятно. А в целом автор – молодец! Работал!
Стиль: Рассказ
Свидетельство о публикации №114013111001