Ветераны против Солженицына
Новость, что и говорить, не из самых приятных. Обсуждаю её с выпускником Ленинградской Академии Культуры, культурологом и краеведом С.В. Коноваловым.
- И что скажете, Сергей Владимирович?
- А что сказать? Как говорится, про покойных или хорошо, или… Поэтому я не буду говорить про уровень писательского мастерства Солженицына, да здесь, в этом конкретном случае причина даже не в писательстве.
- А в чём же?
- В том, что он – действительно трагическая фигура, причём трагическая дважды: первый раз – когда сидел в ГУЛАГЕ, второй – когда вернулся из Америки в Россию. Ведь как его ждали! Мессия ехал, не меньше! Приехал во Владивосток, проехал с триумфом по всей стране, несколько раз выступил в Москве, попытался что-то написать, чему-то научить, что-то подсказать… Нет, ему не противоречили (такая фигура! Нобелевский лауреат! Как можно!) и даже во всём для видимости соглашались ( а как же!), но только очень скоро все, а в первую очередь он сам, поняли, что никакой он не мессия, никакой не «спаситель Отечества», и даже никакой не подсказчик, потому что все его мысли о том, «Как нам обустроить Россию» никому в тогдашней (да и нынешней) России и задаром были не нужны. Тогда шёл ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ, занятие архиважнейшее, не терпящее никаких сантиментов и рассуждений – какие уж тут разговоры о спасении! Хапнуть надо было побыстрее и побольше - вот что умы тогдашних власть имущих занимало, а не, возможно, и дельные, но совершенно наивные в той обстановке мысли и предложения нобелевского лауреата. Да он распрекрасно и сам всё это понимал, потому что заперся на подмосковной даче и носа оттуда не показывал. Потому что сам видел, воочию, наглядно: НАПРАСНО ВСЁ. И мысли его напрасны, и поучения, да и сам приезд. Хотел как лучше – а всё обернулось (и не по его вине!) сплошной бутафорией напополам с показухой. Может, это осознание собственной беспомощности, невостребованности, а значит, ненужности и свели Солженицына в могилу раньше времени?
- Вопрос, так сказать, в параллельную тему: как вы относитесь к тому факту, что Солженицын включён в школьную программу
?
- Однозначно отрицательно. Его тексты нужно читать только во ВЗРОСЛОМ возрасте, потому что никакого благоприятного в воспитательном отношении влияния на формирующуюся психику подростка они оказать не могут. В том, что его тексты удалось «пропихнуть» в школьную программу, лично мне видятся какие-то совсем не школьные, закулисные «игры».
Свидетельство о публикации №114013008456
Лучше бы "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого включили, чем "Архипелаг Гулаг". Тядкое испытание для неокрепшей психики - читать Солженицына.
Татьяна Гладкая Феникс 31.01.2014 06:48 Заявить о нарушении
Сирожа Боцманков 31.01.2014 08:09 Заявить о нарушении