9. сердцевина мировоззрения
Если попытаться согласовать эти традиционные понятия с современными знаниями о развитии природы, возникновении человека, его истории можно уловить некую корреляцию. Так, человек – стремление природы к универсализации, к большей приспособляемости к изменениям и, как бы иронично это сейчас ни звучало, к большей защищенности жизни. Это выражается в великом разнообразии занятий человека. Но один человек при всем желании не в силах овладеть всеми знаниями и умениями, для сохранения универсализма необходимы тесные связи между людьми – асабия. И при этом условии вступает в силу коллективный разум, который может находить чудесные решения самых сложных вопросов.
Асабия развивалась от родовой до племенной, этнической, затем к национальной, а потом к имперской... Переход от одного к другому уровню обустроенности как правило происходит в ситуации кризиса, когда близость катастрофы пробуждает чуткость. Развитие этнической асабии ограничивало родо-племенной эгоизм, развитие имперской асабии позволяло людям подняться над национальной и этнической ограниченностью в рамках имперской идеи.
Упадок империй и дискредитация имперских идей может быть прелюдией к переходу на новый глобальный уровень обустроенности, формированию общечеловеческой асабии. Кстати, имперские идеи формировались на основе сердцевины мировоззрения монотеистических религий или этических систем, которые, в силу своей оригинальности и органичной связи с обыденной жизнью людей, демонстрируют большую жизнеспособность.
Вместе с тем глобализация ставит под сомнение эту жизнеспособность, коль скоро ее оказывается недостаточно, чтобы преодолеть межконфессиональное недоверие и враждебное соперничество. Это серьезные преграды на пути решения острейших проблем 21 века. В современных условиях растет разочарование в имперских идеях, всяких идеологиях вообще, в капитализме и обществе потребления. Языковые барьеры не столь неприступны, люди больше узнают о других культурах и видят больше общего друг в друге. Сейчас научные знания вышли на более цельные представление о мире и не стоят в такой непримиримой оппозиции к интуитивным знаниям о гармонии и тенденциях развития мира. Именно в такой момент, казалось бы, человечеству было бы проще выработать единую формулировку сердцевины мировоззрения, которая способствовала бы росту общечеловеческой асабии и более разумному обустройству мира.
Формальные различия в текстах первоисточников, в представлениях об абсолюте, конфликты прошлого и настоящего, а главное, стремление сохранить самоидентификацию и т.п. на фоне взаимного недоверия оказываются непреодолимыми препятствиями к этой цели. Как это ни парадоксально, но особенно сильно это проявляется в монотеистических конфессиях. Причем, единство текста первоисточника не решает проблем, а подчас делает соперничество еще более жестоким. Формальной причиной розни может быть разница в интерпретации, а по сути - борьба за влияние.
Кажется, что легче прийти к взаимопониманию с атеистами. Они ведь отрицают наличие божеств. А это, грубо говоря, уже половина сакрального знания. Недостающую часть они могут поискать в науках. Правда, для этого следует изменить к ним отношение, не использовать их как средство самоутверждения, демонстрации превосходства, а уловить в них что-то общее... цели природы. Задаться вопросом, как человеку удается развивать науки до таких сказочных высот, создавать чудесные технологии, в чем корень таких способностей? И может быть уловить в этом корне полноценное сакральное знание – сердцевину мировоззрения и эмоциональной самооценки.
8. В преддверии апокалипсиса
http://www.stihi.ru/2014/01/29/5036
10. Кто виноват и что делать
http://www.stihi.ru/2014/01/31/3687
Свидетельство о публикации №114013003350