Берегите нас, поэтов...

                Николай КРУЖКОВ               
          
                "БЕРЕГИТЕ НАС, ПОЭТОВ…"


12 июня 1997 года в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале скончался Булат Шалвович Окуджава. Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 Уже 26 лет с нами нет Булата Шалвовича Окуджавы. А песни его продолжают волновать наши умы и  согревать наши сердца…
               
Булат Окуджава… Какая-то особая аура возникает при одном упоминании этого Явления. Да-да, именно  не Человека, не Поэта, а Явления. Явления, не имеющего себе равных  в нашей поэтической культуре…Что поражает в нем прежде всего? Детскость и чувство собственного достоинства, даже самоуважения – я бы сказал. Душевная щедрость и открытость, предельная искренность и исповедальность, чувство Благодатного Слова, согревающего сердца… «Блаженны чистые сердцем» - это сказано именно о нем. Еще бы, ведь «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство». А еще милосердие… Это именно то качество, на которое отзывается любое сердце. И кодекс рыцарской чести, который был присущ ему всегда, при любых обстоятельствах. Он даже в экстремальных ситуациях оставался самим собой – «собой – и только…»
                Ему было ведомо, когда отступает одиночество и возвращается любовь… А еще у него был особый дар - дар общения. Духовного общения. Он был неутомимым жизнелюбцем, знал, что «на смену декабрям приходят январи…». Каждая новая песня – откровение. И был «надежды маленький оркестрик под управлением любви». И Вера, Надежда, Любовь тоже были. И было упрямство духа, вера в свои неисчерпаемые духовные и душевные возможности, ведь и «душа по природе своей – христианка». Он знал, что «стихи – это молитвы». В нем было что-то от Гофмана, нет, не от облика великого немецкого романтика, а от манеры его мышления и письма. Достаточно вспомнить капельмейстера с палочкой в руках или Моцарта, играющего на старой скрипке… Наверное, не случайно вылились из души, выкристаллизовались эти строки: «В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы…». Он страстно – до самозабвения – любил Пушкина, любил беззаветно, самоотверженно, сожалел о том, что нельзя встретиться с великим русским поэтом, пройтись с ним по московским улочкам, поговорить о том о сём, о самом главном, о наболевшем…

                Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем.
                У каждой эпохи свои подрастают леса…
                А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем
                Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа. 
 
Всё в нем было, казалось, предельно ясно…Пушкин, Моцарт, Гофман – это идеалы, это «не от мира сего», и их слезы – «жемчужины страданья». А вот чиновников и дураков не любил… В нем была какая-то интуитивная способность чувствовать дурака…Он прекрасно понимал, что, общаясь с дураком, не оберешься срама,  знал, что умным кричат: «Дураки! Дураки!» А вот дураки «незаметны». Он, «дворянин арбатского двора», был именно таким и в повседневной обстановке. Понимал, что «можно рубаху и паспорт сменить, но поздно менять ремесло». Боже мой! Какое там «ремесло»! Призвание. Творчество. Чудотворство. Он жил и дышал поэзией, он растворялся в ней. Здесь он был у себя дома: чародей слова, маг, волшебник, а вовсе не «грузин московского розлива», как однажды отозвался о себе сам. Он был предельно совестлив и честен по отношению к самому себе:

                Осудите сначала себя самого,
                Научитесь искусству такому,
                А уж после судите врага своего
                И соседа по шару земному.
               
                Научитесь сначала себе самому
                Не прощать ни единой промашки,
                А уж после кричите врагу своему,
                Что он враг и грехи его тяжки…

Я почему-то постоянно мысленно обращаюсь к трём его вечным загадкам и образам: барабанщика, трубача и флейтиста. Что они могли для него значить? Положим, с капельмейстером (он же дирижёр) все ясно. Это тот самый «странствующий энтузиаст» капельмейстер Крейслер из произведений гениального Гофмана… А может быть  всё это и есть «надежды маленький оркестрик под управлением любви».
            Кем он был для меня лично? Вот вопрос! Мы ведь познакомились в мае 1974 года. Жил он тогда на Ленинградском шоссе. Но ведь эта встреча до сих пор в памяти! Чем же он нас (со мною было еще двое ребят) покорил, очаровал, околдовал? Своей непосредственностью, добротой, искренностью, щедростью души? Да, держался он предельно просто и естественно, само общение с ним доставляло истинное наслаждение. Он умел общаться… А это дано далеко не каждому. Видимо, он знал, что духовное общение – самая большая драгоценность…Его уже в ту пору все обожали…
                Со времени той встречи прошло одиннадцать лет… В 1985 году во Дворце культуры «Космос» города Павловского Посада прошел творческий вечер Булата Окуджавы. Вряд ли кто-либо из присутствующих на той встрече с поэтом знал, что у Булата Шалвовича были в то время три визы: в Германию, Японию и Францию… И, наверное, никто тогда не догадывался, что рядом с ними в зале находился человек, для которого Булат Окуджава был Откровением…Для автора этих строк человек с гитарой на сцене был не просто духовным наставником и другом, а каким-то чудом, явившимся, возможно, из четвёртого измерения.
                Когда ещё машина с поэтом, его женой Ольгой Владимировной и сопровождавшим их в этой поездке молодым человеком, щедро наделенным поэтическим воображением, подъезжала к кольцевой автодороге и Горьковскому шоссе, супруга и муза поэта задумалась, а потом вдруг сказала: «Как было бы хорошо, если бы сейчас здесь, по тротуару, прошел Пушкин и просто помахал тросточкой… Как было бы чудесно!»
Мы ехали на встречу с любителями поэзии в Павловский Посад, жевали любимые Булатом сухарики, говорили об Александре Галиче и Науме Коржавине, о только что вышедшем в издательстве «Наука» романе Гофмана «Эликсиры сатаны», вспоминали нашу первую встречу в 1974 году… Все было таким реальным и инфернальным. «Часть души осталась в этом», - сказал бы Александр Блок. Булата Шалвовича тогда обожали все…
                А потом… Потом было всякое. Перестройка. Демократия и игры в демократию. Расстрел Верховного Совета России. Прав был в то время Булат или нет – жизнь заставила меня и его понять многое из того, чего мы тогда не понимали: политическую трескотню, фразёрство, пошлость, подлость и лицемерие власть имущих…Дальновиднее нас оказался иеромонах Роман. И Юлия Друнина, нелепо ушедшая из жизни в самом начале 90-х… «В этом мире насилия, подлости, лжи здравый смысл легко потерять. Пролетают года, и встают миражи, и в судьбе ничего не понять…», - так откликнулся я на самоубийство Юлии Друниной… Но своим шестым чувством, своим душевным зрением Булат прекрасно понимал и ясно видел, что происходит. Я думаю, не случайно появились в то смутное время эти стихи:

                Вот какое нынче время –
                Все в проклятьях и в дыму…
                Потому и рифма «бремя»
                Соответствует ему.

Человек может обмануть и обмануться, Поэт – никогда! «Берегите нас, поэтов, берегите нас. Остается век, полвека, год, неделя, час…<…>  Берегите нас, поэтов, от дурацких рук, от поспешных приговоров, от слепых подруг…» Да, «от слепых подруг», особенно сейчас, в скорбную пору нашей Голгофы…

                Изменился мир, ритм жизни, нравственные ориентиры и духовные ценности…И памятники открывают уже не Пушкину, а Окуджаве…И это – дань уважения поэту… «Грузину московского ( и даже армянского: мать – армянка – Н.К.) розлива». Он, «дворянин арбатского двора», до самозабвения любил Москву, Арбат, свое отечество. Поэтому имел все основания сказать и о «новой», чужой ему Москве. Булат чувствовал, что на смену ему идет другое племя, «молодое, незнакомое». Отсюда пронзительная грусть и  смутная безысходность в его последних стихах:

                У Спаса на Кружке забыто наше детство.
                Что видится теперь в раскрытое окно?
                Все меньше мест в Москве, где можно нам погреться,
                Все больше мест в Москве, где пусто и темно.

                Мечтали зло унять и новый мир построить,
                Построить новый мир, иную жизнь начать.
                Все меньше мест в Москве, где можно нам поспорить,
                Все больше мест в Москве, где есть о чем молчать.

                Куда-то все спешит надменная столица,
                С которою давно мы перешли на  «вы»…
                Все меньше мест в Москве, где помнят наши лица,
                Все больше мест в Москве, где и без нас правы.

Он чувствовал, что меняется мир, люди, что того общения, которым он больше всего дорожил – духовного общения – больше нет, что изменились идеи и идеалы, чувствовал, что ничего изменить уже не сможет… И нет пассажиров полночного троллейбуса, которые готовы в любую минуту прийти на помощь, нет доброты, которая согревает сердца. Он оставался при своих идеалах, при открытых дверях, а перед ним наглухо закрывались железные двери, которые он больше всего на свете ненавидел. Он понимал, что новое поколение поэтов, получив свободу слова, утратило духовное общение, и вместе с Мандельштамом ему оставалось только  «мычать от всех замков и скрепок». В одном из своих лучших стихотворений, адресованных Борису Слуцкому, он признавался:

                Вселенский опыт говорит,
                что погибают царства      
                не оттого, что тяжек быт
                или страшны мытарства.
                А погибают оттого
                (и тем больней, чем дольше),
                что люди царства своего
                не уважают больше.
 
Печальные строки, созвучные духовным стихам  и песнопениям иеромонаха Романа, полным скорби и печали:

                Невиданное прежде посрамленье
                Покрыло лик моей Святой Руси.

     А я мысленно возвращаюсь в рабочий кабинет московской квартиры Булата Окуджавы на Ленинградском шоссе (потом был Безбожный переулок) и вижу на стене саблю и австралийский бумеранг, портрет Наума Коржавина, немецкий магнитофон и книги, книги, книги… Вспоминаю наши встречи, и передо мной предстает поэт с гитарой в руках и сердцем, не знающим покоя…

                2003 –2023 г.г.
 


 

               
                Дорогой Николай Николаевич!

Посреди многих разочарований, обид и унижений – Ваша протянутая рука и трогательные, хотя, может быть, слишком щедрые слова,- удивительный и неожиданный подарок. Благодарю Вас сердечно - от себя и от Булата. Ведь 9-ого мая ему исполнилось бы 85, и в продолжение его трагической судьбы в этом именно году он оказался на нашем дорогом центральном телевидении неформатом, ненужным и опасным в момент своего юбилея. Да, впрочем, не только на телевидении...
                Ольга Окуджава. 17 мая 2009 г.






















 


Рецензии
Очень трогательно, Николай Николаевич. Помолчу.
Эх, Ваше благородие, госпожа разлука....
Велик был, настоящий был Человек.
Спасибо Вам.
Счастья и здоровья.
С Богом.

Александр Ляйс   12.10.2020 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр. Да, Булат Окуджава - это моя юность. Но и сейчас я не могу без его песен, без его лирики. Нам сейчас всем его очень не хватает...

Кружков Николай Николаевич   12.10.2020 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.