8. В преддверии апокалипсиса

Человечество переживает цивилизационный кризис, косные системы обустройства рушатся, относительно более продвинутые системы подвергаются серьезному испытанию. Процесс количественного накопления проблем переходит в стадию качественных изменений. Порой, это выглядит угрожающе, апокалипсически... Человек становится беззащитным в мире им же созданных идей, схем мышления, циничных политических игр, безудержного потребления и борьбы за ресурсы. В этом мире слишком сложных механизмов, выходящих из-под контроля и продвинутых технологий, покушающихся на основы человеческой жизни... В этом средневековом мире борьбы за души людей, человек теряет себя.

Когда-то таким же угрожающим человеку был мир живой природы, но он нашел в нем свой путь – коллективного выживания, сочувствия и чуткости. Но этот новый мир построенный человеком,  является ли он чем-то принципиально иным, созданным из ничего человеческим злым гением? Все идеи и механизмы основаны на «косности материи», как говорил проницательный поэт Максимилиан Волошин, а точнее, на  типичности природы, устойчивости в следовании своим целям...

Первый шаг делает не злой гений, а человеческая чуткость. Она позволяет человеку находить и соотносить общие черты и общие цели в различных природных  явлениях.  А это открывает дорогу к их использованию неполноценно чутким людям, теряющим из вида общие цели. 

И вот рождаются миры, в которых природные элементы переплетены слепой волей и ущербным знанием во взрывоопасные узлы, чреватые войнами, социальными потрясениями, техногенными катастрофами и природными бедствиями.

Череда катастроф когда-то ваяла для человека мир, миллионы лет эволюции шлифовали его, так как если бы их вела рука подлинного Творца. У человека нет такого всеобъемлющего знания и нет столько времени. Его творения не вполне в его власти, но они способны стереть его с лица земли быстрей, чем он путем слепых блужданий в лабиринтах своих все множащихся возможностей найдет спасительную стратегию – ту самую, что когда-то сделала его человеком, найдет свою подлинную цель -  ту, которой он был вначале.

В таких условиях ведущим фактором принятия решений становится недоверие, страх и некомпетентность. НТП только расширяет пропасть между различными группами населения, обостряет конфликт. Менее развитые слои чувствуют себя незащищенными – паническая реакция – демографический бум, который усугубляет проблемы. Порочный круг. Средний класс пытающийся занять лучшее положение растрачивает слишком много сил в неэффективной системе образования, разочаровывается и деградирует. А это снижает прогрессивность общества, его технологическую и социальную безопасность, способность адекватно отвечать на новые вызовы. Порочный круг.

Человечество должно пересмотреть свою экономическую политику, приводящую к растрате ресурсов, отравлению природной среды, дестабилизации климата, социальной и политической напряженности.  Человечество должно принципиально изменить систему образования, восстановить связь знаний со своими корнями – с естественным эмоциональным восприятием, с цельным мировоззрением и тем самым укрепить связи между различными социальными слоями, укрепить между ними доверие и сотрудничество, оздоровить социальный климат. Это также укрепит связи между специалистами различных дисциплин, повысит качество их подготовки и снизит риски техногенных катастроф, обеспечит развитие более безопасных и экономичных технологий, решит проблемы нехватки энергетических, продовольственных и прочих ресурсов, переведет взаимодействие различных стран и народов из враждебного в созидательное русло.

На пути этих решений стоит инерция человеческого мышления, которую поддерживают явные и скрытые конфликты, недоверие между людьми различных социальных групп, культур и конфессий. Налицо разрушительное противоречие между глобализацией мира и средневековой конфессиональной враждой, основанной скорее не на вере, а не неверии в статус человека, прикрытой архаическими идеями превосходства, избранности, реванша...

Увы, эта вражда порождает целый клубок проблем, в частности в системе образования, и не дает ей выйти на совершенно иной уровень эффективности и цельности. Людям приходится поодиночке снимать себя с крючков различных заблуждений, освобождать свое сознание от угнетающих и дезориентирующих стереотипов, неэффективных знаний, манипуляций идеологов всех мастей. Единственная альтернатива системе образования, не выполняющей полноценно свою функцию, – самообразование, свободное и доброжелательное общение между людьми, преследующими одну цель, – восстановить свой психологический и интеллектуальный статус.

7. Капитализм и коммунизм
http://www.stihi.ru/2014/01/29/3024
9. Сердцевина мировоззрения
http://www.stihi.ru/2014/01/30/3350


Рецензии