7. Капитализм и коммунизм

Буржуазное общество не безупречно, но обладает более тонкой и долгоживущей структурой самоорганизации. Материальная заинтересованность это тоже связь... между биологическим стремлением к выживанию и более высшим к самовыражению, способствует образованию устойчивых независимых от государства социальных отношений, которые в свою очередь укрепляют взаимное доверие в обществе, предпринимательство и инициативу – важные измерения асабии. Наличие свободной конкуренции способствует устремленности людей к совершенству в выбранном направлении, а разнообразие развитого общества и свобода выбора позволяет человеку искать для себя более выгодные возможности приложения сил.

Препятствием на этом пути может быть монополизм, собственно классический капитализм, описанный Марксом, использующий капитал не по прямому назначению, а как оружие против конкурентов.

Сама по себе однобокая идея коммунизма, была притягательна для угнетенных и однобоко развитых слоев общества. Попав в нечистоплотные руки, она стала идеологическим прикрытием подлой политической игры внутри страны и за рубежом в борьбе за власть и влияние. Эта система опиралась на более примитивные виды асабии - на классовую, на  дружинную (опричники),  родоплеменную (кланы), а на этапе сброса социальных обязательств асабия с трудом построенного общества разрушалась с помощью шовинизма, национализма и религиозной вражды.

Однобокая идеология спекулировала высокими целями и манипулировала сознанием людей, принуждая их соглашаться с несправедливой оплатой труда, отказываться от частной инициативы и предпринимательства – не претендовать на более ответственную роль в обществе. Справедливости ради надо сказать, что этап противостояния с коммунизмом в целом способствовал прогрессу… запада, смягчению классического капитализма, введению контроля за монополиями. Под страхом проникновения коммунизма запад шел навстречу экономическим требованиям своих рабочих. В результате на западе снизилась социальная напряженность и повысилась эффективность труда, сформировался средний класс, общество стало динамичней развиваться, в то время как коммунистическая система вырабатывала свой ресурс.

С недавних пор в кругах «неоконсерваторов» стало популярным обличать демократические общества. В них на самом деле хватает проблем, но не является ли обличительная риторика попыткой отвлечь внимание от собственных куда более острых вопросов.  Особенно любимая тема для обличенья - нетрадиционная ориентация, ее разлагающее влияние на общество. Но разве не очевидно, что вырождение асабии общества, практический отказ от стратегии коллективного выживания, скатывание общества в социальный  феодализм, со всеми его милыми последствиями на фоне глобализации мира, оказывает куда более сильное разлагающее влияние на общество, на семьи, на молодежь, на гендерные отношения. В силу своей неспособности, а может и нежелания решить эти проблемы определенным кругам проще развернуть морализаторскую истерию.

Проблемы деградации асабии присущи всем современным обществам и даже относительно успешным... Есть разница между справедливым стремлением к получению заработанного и банальной жаждой наживы; между естественным стремлением к полноценной жизни и психозом  потребления и производства... нужна чуткость, чтобы отличать одно от другого. В упрощенных и огрубленных суждениях может крыться великое зло.

6. Три фактора живучести обществ
http://www.stihi.ru/2014/01/28/11603

8. В преддверии апокалипсиса
http://www.stihi.ru/2014/01/29/5036


Рецензии