Узкоколейка

На карте нигде этот путь не указан...
Его обнаружишь не с первого раза.
Заросшая просека наглухо скрыта
в лесу, где забвением воздух пропитан.

Маршрут незатейлив для мотоповозки.
Ветвями царапают кожу берёзки.
За пару литровок в тупик и обратно
прокатит механик, житухой помятый.

Сквозь заросли тянутся в лиственной нише
корявые рельсы на шпалах прогнивших.
И нет здесь ни станций, и ни полустанков.
Лишь чёрною оспой - бараков останки.

На свежую кровь гнус роится в атаку.
Чуть теплится жизнь – где-то лает собака.
Погибший кордон в глухомани таёжной...
А на сердце тяжко и как-то тревожно. 

Мне кажется, слышу тягучие звуки -
камланье пилы, топоров перестуки.
И будто блуждают вдоль этой дороги
погибшие души из лагерных хроник.

Усталые лица теней эфемерных,
построивших эту железку-химеру
под ропот овчарок и брань вертухаев,
где жизнь, как свечной фитилёк, затухает.

Сквозь душу проложена узкоколейка,
как будто меня повезли в телогрейке
в зловеще-пугающий пункт назначенья:
в тупик, из которого нет возвращенья.

Где судьбы, как бусы, рассыпаны в травах,
вкусившие лагерно-волчьей отравы,
в следах от колючки на вздувшихся венах
и с плотью в следах от гниющей гангрены.

Что было тут – тайна, покрытая мраком,
а может быть - шлаком, а может быть - прахом.
И мало, кто сдюжил, и мало, кто выжил,
сгибаясь к земле под прицелами с вышек.

Забытая шпальная нить без охраны
похожа на шрам затянувшейся раны
на коже державы, заросшей щетиной,
скрывающей жертв паутины единой.

Цветут вдоль пути васильки да ромашки.
С механиком выпьем по паре рюмашек.
И прежним теперь мне не быть без сомненья.
Заплакало небо... Как Божье знаменье...


Рецензии
Замечательно написано - прочувствованно и с бесконечной болью за историю страны!
Наш посёлок тоже возник на месте довоенного исправительно-трудового лагеря: после открытия Беломорканала по всей восточной части Карелии организовали лагеря - дешёвая рабочая сила для освоения природных ресурсов. Вот и у нас построили УЖД и заготовляли лес. Во время войны лагерь расформировали и УЖД разобрали, а в конце сороковых открыли ЛПХ и стали строить рабочий посёлок и новую узкоколейку. Теперь от неё почти ничего не осталось - в глубине лесов иногда увидишь полузаросшую дорогу со шпалами, а рельсы давно сдали на металлолом.
Но в памяти людей узкоколейка еще есть!
С уважением,

Валентина Калёва   10.11.2015 12:05     Заявить о нарушении
Валентина, к сожалению, в нашей стране узкоколейки
ассоциируются с Гулагом прежде всего и для этого
есть почва. Конечно, были и промышленные УКЖД
в лесхозах и торфопредприятиях, но в основном - лагерные.
Постепенно они приходили в негодность, а промышленность
ни рельсов, ни подвижного состава для них уже не выпускала.
Вот и постигла эти дороги такая судьба - растащили,
разграбили, уничтожили. Всё бесхозное в нашей стране долго не живёт.
Более того, растащено и продано даже то, что не должно.
Пример - вот здесь: http://www.stihi.ru/2013/04/06/9010
Не подумайте только, что я Вам что-то навязываю, просто
тема эта очень острая для нашей нынешней эпохи всеобщего
воровства, стяжательства и полной безнаказанности.
А людей, которые помнят узкоколейки становится всё меньше...
Скоро молодое поколение и знать не будет, что были такие
дороги в нашей стране.
Спасибо за отзыв.

Евгений Кабалин   10.11.2015 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.