От Мрака к Свету
Да, давненько это было, году этак 1978–м по-моему… когда ещё совсем мальчонкой учился в музыкальном училище.
Причём познакомился я с поэмой Арнольда Шёнберга "Просветлённая ночь" через другое произведение, Сонату №3 Вл. Золотарёва, сыгранную мной на третьем курсе.
Что объединяет эти два произведения? Концепция «от мрака к свету», то зыбкое состояние на стыке мрака и света, которое мы люди называем жизнью.
Эта концепция абсолютно по-разному разработана у композиторов. Если у Шёнберга всё изображено вполне земными образами, то у Золотарёва это мир внутренних, каких-то космических фантастических ассоциаций.
(Вл. Золотарёв. Соната №3:
http://www.youtube.com/watch?v=UjFQxVdgnM0
Вл. Золотарёв в конце сонаты использовал довольно большую цитату из Просветлённой ночи Шёнберга, причём тот самый переломный момент на стыке мрака и света, когда наступает затишье….и вдруг… вот он свет… заструился, заиграл…
Поразило меня больше всего то, как тонко Арнольд Шёнберг, используя средства всего лишь струнных инструментов, смог изобразить так много разноплановых картин: здесь слышатся и отголоски былых сражений и буря, шквал, разгул стихии и вопли отчаяния и звонкое журчание светлого ручейка…
Но каждый, думаю, слушая эту волшебную музыку нарисует для себя свои картины…
А. Шёнберг. Струнный секстет «Просветлённая ночь»:
http://classic-online.ru/ru/listen/72745
Свидетельство о публикации №114012807199