5. Психодинамика деградации асабии
Для продвинутых, «чутких» членов эта идеология не более чем механизм обеспечивающий управление сообществом, дающий им преимущество в использовании стратегии «один за счет других» в самом сообществе. Но все равно таким людям нужна поддержка - возникают группировки внутри самого сообщества. Так устроено мышление человека, его психика – распространять похожие подходы на похожие объекты и явления. Сдерживающим механизмом могут быть мистические ритуалы, клятвы в верности... выпивка на брудершафт.
И все же подобного рода «чуткость» более ущербна. В сознании человека закручиваются сложные психические патологии... со временем альтернативная стратегия распространяется от «врагов» на «друзей», вплоть до членов семьи и, в конце концов, формирует отношение человека к самому себе, его психический статус. Ибн Хальдун заметил, что время распада примитивной клановой или родовой солидарности, подвергшейся испытанием властью, время распада династий 4 - 5 поколений.
Распад начинается с устранения соратников, замены друзей на верных слуг. Личная преданность (зависимость) окружения предпочтительней его творческих способностей. После распада одной династии (группировки) в рамках той же концепции двойных стандартов формируется другая – из людей, уже подвергшихся селекции. Так сообщество избранных постепенно деградирует и становится не конкурентоспособным.
Вспоминаются строки Максимилиана Волошина:
.../ В ребенке с детства зреет узурпатор,/ который должен быть/ заранее укрощен./ Смысл воспитанья - / Самозащита взрослых от детей./...
4. Две конкурирующих стратегии
http://www.stihi.ru/2014/01/28/6949
6. Три фактора живучести обществ
http://www.stihi.ru/2014/01/28/11603
Свидетельство о публикации №114012811457