Асабия и чуткость
Введение
Ибн Хальдун в труде «Мукаддима» (введение в историю), анализируя причины подъема и упадка стран и народов, вводит два ключевых термина. Первый это умран – обустроенность (обжитость), неравнозначный аналог термина «цивилизация». Второй – асабия , пересекается с Гумилевской «пассионарностью» и «доверием» Френсиса Фукуямы, буквально обозначает сплоченность и солидарность. К большому сожалению, целиком перевода этого произведения ибн Хальдуна на русский язык нет. Для понимания логики ибн Хальдуна очень рекомендую замечательную статью Смирнова:
http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_r.htm
На основе своего опыта научной работы в области физики, давнего интереса к основаниям математики, интереса к философии и, хотя небольшого, но сильно повлиявшего на меня, опыта чтения и осмысления переводов первоисточников, у меня сформировалось некое свое понимание природы человеческой жизни, пусть, и в самых общих чертах. Тем не менее, такой взгляд на перекрестье многих направлений человеческой активности придал смысл многим непонятным до того вещам и вдохновил меня на написание серии текстов. Один из них перед вами. Смею надеяться на то, что он будет интересен определенному кругу читателей.
Цель данного текста – попытка охватить «необъятное», выделив, следуя ибн Хальдуну, несколько ключевых факторов, двигающих человеческую историю, попытаться раскрыть их глубину и взаимосвязь с природой человека.
В русле данного текста в многомерное поле значений термина асабия, кроме перечисленных выше значений, будут входить такие как: инициатива, предприимчивость, ответственность, творчество. Кстати, однокоренные с асабией слова обозначают повязку, связанность, нервы и предоставляют естественную возможность обобщить разные значения термина общей идеей психических привязанностей человека. А поле значений термина умран означает внешние проявления этих привязанностей: «связи», «инфраструктуру» и т.п. В области корреляции этих факторов - слова, характеризующие потенциал взаимодействия личности и общества: чуткость, сочувствие, интуиция, оригинальность, самоорганизация и многие другие, которых читатель сможет распознать сам. Их антонимы: косность, инерционность, догматизм, реакционность, зацикленность и т.п.
Продолжение:
http://www.stihi.ru/2014/01/27/9594
Свидетельство о публикации №114012709552