2. Родовая солидарность, чуткость и зацикленность

Обустроенность жизни первых родовых общин обеспечивалась родовой солидарностью. Ее корни формируются в первые годы жизни, когда ребенок чувствует заботу и любовь старших. Он наблюдает со стороны и развивает сочувствие окружающим людям. Это сочувствие, чуткость, свойственная детям, формирует связи между чувствами, эмоциями, памятью – образное мышление. Она формирует связи между слуховыми образами и восприятием типичных явлений природы, существ и предметов. Т.е. чуткость формирует язык и ассоциативное мышление.  Она формирует здоровую психику в балансе и взаимосвязи различных потребностей и эмоций, обеспечивающих гармоничное развитие личности.

Люди выросли из первозданной гармоничной среды, воспитавшей в них эту особую чуткость, сформировавшую их образ и способ жизни. Перенаселение вынуждало людей покидать обжитые места, изменять образ жизни. Своеобразное «изгнание из рая» происходило в истории многократно.

Человек брал на себя ответственность и создавал новую окружающую среду, культивировал растения и одомашнивал животных. Новые связи, элементы нового образа жизни поглощают внимание человека в ущерб другим, человек зацикливается на них и теряет чуткость. Обострение внимания к одним элементам обустроенности на первом этапе способствует их развитию, пока оно не доходит до предела, где нужны знания из других областей. Но чуткость уже потеряна, и дальнейшее развитие выбирает не лучшие пути или вообще заходит в тупик.

Так, например, развитие земледелия сделало его из альтернативного средства пропитания основой жизненного уклада людей. В стремлении к большей урожайности люди занимались селекцией, но с другой стороны, это понижало выносливость растений, их устойчивость к болезням и привлекало к ним грызунов. Менее выносливые растения были более чувствительны к колебаниям климата. Чтобы защититься от превратностей погоды ,приходилось увеличивать посевные площади и делать запасы зерна на черные годы.

Параллельно люди стремились к эффективности труда и рачительному землепользованию. Это приводило к частной собственности на тягловый скот, орудия обработки земли и на саму землю. Затем землю стали наследовать,  общество расслаивалось. У землевладельцев появляются работники. Большие запасы зерна надо охранять. Появляется армия. Ее надо кормить. Площади пахотных земель увеличиваются еще. Армия должна воевать. Появляются рабы. На тяжелых работах выгоднее использовать бесправных чужеземцев, безземельные соплеменники остаются без работы. Повышается уровень преступности.

Появляется полиция. Полицию надо кормить... И так далее по порочному кругу. Между делом большие запасы зерна приводят к взрыву численности грызунов, они опустошают запасы зерна и могут приносить болезни. Эпидемии, голод, бунты. Навыки борьбы с врагами переносятся на своих. Цивилизация гибнет или как минимум утрачивает самостоятельность. Сказанное не означает, что земледелие или частная собственность сами по себе источники бед.

В Спарте, например, частная собственность не уважалась и не охранялась. Деньгами в Спарте служили тяжелые  железные прутья, обработанные таким образом, что они уже не годились для чего-либо иного. Невольно вспоминаются строки Виктор Цоя – наши деньги не лезут в карман.  В Спарте не уважали слабых, их старались выявить еще в младенчестве, а выявив, сбрасывали со скалы. Сильному частная собственность не нужна, все, что нужно, он отберет у соседей, поработит их и заставит на себя работать. В Спарте слишком увлеклись воспитанием боевого духа и считали его ключом к решению всех проблем. Такое одномерное развитие асабии подрывало в конце концов, привело к ослаблению спартанцев, изоляции Спарты и ее упадку.

Дальнейшее развитие человечества пошло по пути большего разнообразия сельхозкультур, по пути развития торговли, механизации и повышения требований к качеству труда. Это сделало рабство невыгодным и решило многие проблемы, правда, породив новые... Но источник проблем - не развитие, а его несбалансированность.

1 Дерево
http://www.stihi.ru/2014/01/27/9594

3. Чуткость, сознание и рост асабии
http://www.stihi.ru/2014/01/28/6900


Рецензии