Зрительный ряд произведений прозы. Часть 2
М.Ромм: «Итак, наступил самый страшный момент: Долохов начал поднимать бутылку ко рту. И тут Толстой вновь бросает его и переходит к другим планам. Он пишет:
«…Один из лакеев, начавший подбирать стёкла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова ( Здесь не только режиссёру, но и оператору не стоит ломать голову над тем, как наиболее ярко построить происходящее в кадре. Л.Б.)…»
Следующий кадр:
«… Анатоль стоял прямо, разинув глаза».
Следующий кадр:
«… Англичанин, выпятив вперёд губы, смотрел сбоку».
Следующий кадр:
«… Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лёг на диван лицом к стене».
Следующий кадр:
«… Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хотя теперь оно выражало ужас и страх».
Каждый план отделён от соседнего точкой. В заключение даётся групповка:
«Все молчали».
Итак, в тот момент, когда Долохов начал пить, Толстой перечислительно, как это делает Эйзенштейн в «Броненосце Потёмкине», показывает одновременные действия ряда зрителей, начиная с крупных планов и заканчивая общим планом: «Все молчали».
Я привёл лишь небольшую часть выступления М.Ромма на семинаре с участием кинорежиссёров, проходившем когда-то на киностудии «Мосфильм». Но и этого, думаю достаточно, чтобы подумать о значении «зрительного ряда» в произведениях прозы.
Понятно также, почему лучшие фильмы, вошедшие в классику мирового кино были поставлены по произведениям классиков мировой литературы. Но об этом немного позже...
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №114012504379