Как писать стихи. О верлибре

Теория стихосложения, мне кажется, ничего лучшего не придумала для определения верлибра как: «проза, имеющая вертикальную разбивку строк (стихов)».
Оставляя, вопрос  о том является или нет верлибр поэзией в широком смысле этого слова,
попробуем разобраться, что это за зверь такой – верлибр.
Стихи,  в первоначальном, голом виде, это строки. На этом принципе верлибр есть стих. Творение верлибра – стихотворчество. Творение строк.
   На этом основании можно все существующие стихотворения разделить на уже строго определённые литературоведением (рифмованные размерные, белые и т.д.) и другие, которые ещё так строго не определены.
  Именно в этой второй части где-то находится верлибр, наряду с другими неупорядоченными стихами.
    Отличительной чертой верлибра есть сознательный отказ от нахождения рифмы, ритма и многих других «красивостей»  стихотворений. Если они присутствуют в нём, они случайны.
   Сознательный отказ от читателей? В какой-то мере, да. Тем более, что усилиями в своё время политики, а следом и редакторов свободный стих был загнан на задворки и он к этому привык.
   Последовательный отказ от рифмы, ритма, созвучий в средине или начале строк, отказ от вынужденной перестановки слов в стихах, которой часто пользуются поэты для сохранения ритма или «гладкого» звучания стихов (Примеры таких перестановок: «словно роза рот», «очень было тёплое плечо» и т.д.),
Ради чего?
  Проследим, как возникает верлибр (в моём понимании на сегодняшний день)
   У каждого человека в голове постоянно происходит процесс мышления, и образного (БЕССЛОВЕСНОГО) мышления в первую очередь. Это образное мышление - продукт созерцания, ощущения (в широком смысле этого слова) окружающего мира, объективной реальности.
  В какой-то момент, язык «нащупывает» это отображение объекта , этот образ мышления словом, и уже старается следить за развитием, видоизменением образа. При этом речь может быть и не обязательно образной (луна может и не быть долькой лимона).
  Т.к. речь не может угнаться за развитием образа, требовать от верлибра строгой "повествовательности" не стоит. По этой причине в нём (первоначально) минимальное количество слов-основ для  запоминания образа-мысли. В силу этого,  отсутствует доверительность и стремление донести «видимость» этого образа читателю .
   Верлибр, как бы старается догнать мысль – тут не до красивостей и благозвучия.
Но смысловая нагрузка и не требует  «бурных словесных излияний». Они вредны, размывая описание чувства мысли.
Это второе отличие верлибра -  отсутствие "повествовательности", отвлечённых рассуждений, и
третье отличие верлибра – большая смысловая нагрузка.
И последнее, разбивка на строки, служит для «квантовой» подачи мысли. Строка – мгновение в осознании образа мышления, «дыхание» восприятия мысли.
  Уже потом, при доработке, при стремлении донести читателю своё видение образа-мысли автор вынужден вводить «связки» слов, образность языка и т.д., тем самым превращая верлибр в просто неупорядоченный стих.
  Поэтому, ждать «чистый» верлибр от поэта,  пишущего на публику,  не стоит. Скорее всего, после доработки автор, следуя логике, опыту постарается приблизить верлибр к, привычному большинству  читателей, стихотворению, введя в него ритмику речи, созвучия, образность речи.
    Итак, на сегодняшний день, мне кажется, что верлибр – проза записанная строками без рифмы и ритма с целью расшифровки языком образа мышления, его изменения во времени для ЗАПОМИНАНИЯ чувства самого автора в моменты мышления.  Это моментальная заметка о сути проскользнувшей мысли. Заметка на одном дыхании. Эта заметка интересна самому автору. Для передачи своей мысли читателю автор дорабатывает верлибр, вернее превращает верлибр в неупорядоченный стих, в котором можно обнаружить некоторые характерные черты обычных стихотворений, и в первую очередь удобного для звучания расположения слов и строк. Но это уже не свобода. Верлибр не свободен только от мысли
Как пример моего понимания верлибра, хочу привести эти мои строчки:
         Играют в волейбол
         А мы, не видя сетки и игроков
         А только мяч, летающий туда-сюда,
         Определяем правила игры.
Это неупорядоченный стих, в нем уже введен видимый образ, летающего мячика как наблюдаемой не зависимой от нас действительности. («Действительность за гранью взора» – верлибр)

   Может ли считаться верлибр поэзией?
Это зависит в первую очередь, что считать поэзией. Но это предмет дальнейшего разговора.


Рецензии
Владимир, вы очень понятно и увлекательно пишите, - ну это я вам уже говорила в ваших рассказах, и это тоже рассказ о верлибре-звере, который мне никак не даётся в руки. Пару раз пробовала и всё не то. Наверно, придётся ещё разок рискнуть))
С теплом, улыбкой и добрыми пожеланиями,

Эмилия Нечаева 2   08.12.2018 01:52     Заявить о нарушении
Эмилия,у ВАс замечательные стихотворения. В моём понимании верлибр это попытка поймать словом "блуждающий ход" образного (не словесного) мышления. У Вас это получится, уверен.
С теплом,

Волков Северный   08.12.2018 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.