Чем отличается любой учебник

от художественной или научной литературы?
                Ректор университета в Джидде заявил как-то:
                Если в Коране написано, что Земля – плоская, значит так и есть!

Отличие учебника школьного или ВУЗовского от любой другой книги заключается в одном: БЕЗАПЕЛЯЦИОННОСТИ!
Он учит ЗНАНИЮ, не ПОДЛЕЖАЩЕМУ СОМНЕНИЮ! Учебник по усвоению ДОГМ! А должен был бы учить ДУМАНИЮ! Он же именно и строит в сознании обучаемых  стены и заборы запретов и узенькие дверцы разрешений. Загоняет разум ученика и студента в лабиринт ложных, но не подлежащих сомнению, догм. Это очень похоже на Библию или Коран, но это -- не руководство пo самостоятельному мышлению. Ведь учебник – это лишь кусочек гигантской пирамиды ОБУЧЕНИЯ, оставшейся неизменной со времён фараонов, а, точнее, со времён шаманского угла в пещере троглодитов.
Кора (Конкордия) Дробанцева-Ландау спросила мужа, почему он предпочёл «Женьку Лифшица» другим своим более талантливым ученикам для соавторства в написании «Курса теоретической физики». Ландау ответил:
«Другие, более талантливые, начали бы сразу спорить со мной о верности подачи и толкования той или иной мысли. Я же пишу учебник, а Женька грамотный и исполнительный помощник.»
«Недаром, – вспоминает Кора, --- физики шутили по поводу этого соавторства: В «Курсе теоретической физики» Ландау-Лифшица нет ни одного слова, написанного рукой Ландау и нет ни одной мысли из головы Лифшица.»
Опять мы видим ту же извечную тенденцию к безапеляционности! Ведь, если бы Лев Давидович Ландау хотел написать учебник теоретической физики, обучающий ДУМАТЬ, он бы именно показал на многочисленныых примерах СПОРОВ со своими талатнливыми учениками, что истина, верное понимание явлений, не сваливаются на нас с неба (равно из лекций и учебников «корифеев»), а мы сами, научившись мыслить, анализировать, сопоставлять,  создаём некие мысленные модели и конструкции, приближающие нас к этой истине. Или удаляющие! Что вполне естественно! Errare humanum est! Тогда в сознании учеников и студентов не будут возникать некие величественные строения «вечно-истинных теорий», а сами обучаемые будут создавать эти теории в меру сил своего ума. И тогда не будет «мыслетрясений», и обвалов, и катастрофических разрушений в нашем сознании. Ведь все обучаемые на собственном опыте будут знать и чувствовать, что всё это лишь более или менее удачные догадки, придумки, сделанные до нас талантливыми людьми, но и мы сами ДОЛЖНЫ быть не хуже в придумывании новых идей, объясняющих нечто новое (или, иногда, старое с новых позиций)! Что возникает ТОГДА в нашем сознании? Ни коим образом ни строения, ни храмы или дворцы неких умозаключений или стены запретов.
Не раз уже упомянутое КРЫЛО! С детских лет простой принцип обучения. На вопрос: Мама — Папа, а почему? Ответ: Придумай сам! И абсолютно неважно, насколько верна или неверна идея ребёнка, ученика, студента! Это легко поправимо. Но в сознании человека закрепляется вот эта главная мысль: Все великие открытия и законы суть чьи-то удачные придумки и я должен подражать им, стараясь тоже придумать что-то не хуже. И ЭТО самостоятельное придумывание гипотез уже самим процессом дУмания отучает нас от некого врождённого добровольного холопства перед удачными деяниями предшественников и современников!
17 I 2014


Рецензии