Хорошие стихи 2. Три стихотворения о главном
Первое стихотворение, о котором я хочу поговорить, поразило меня не изысканными метафорами, интересными рифмами и четкой, отшлифованной формой, поразило – идеей. «Лир». Вадим Смоляк не просто использовал образ трагедии Шекспира, скорее, он позаимствовал только «оболочку», «внешность» главного героя, имена, но не суть. У Шекспира Лир, пострадавший от коварства и лицемерия двух дочерей, фигура трагичная вдвойне: он сам оттолкнул любящих людей; у него осталась надежда. Порой мне кажется, что надежда – самое страшное зло на земле. «Все обойдется» - шептались в местечках при наступлении фашистов; «Да здравствует революция!» - говорили вполне неглупые люди, зная, по горькому опыту, что любая революция убивает в первую очередь людей образованных, и с особым удовольствием – тех, кто её поддерживал; «а со мной он пить не будет» - такое говорит каждая вторая соотечественница… Есть ли надежда у героя этого стихотворения? Нет. У него есть уверенность – причем, конечно же, необоснованная, что дочери (как только у них выдастся свободная минутка), его найдут, утешат, похоронят. И, видимо поэтому, он – «меченый вечностью». У вечности – минут хватает. И, наверное, хватает таких героев – ждущих… А пока – он счастлив. Счастливый, оставленный детьми Лир – какая ирония! И не нам судить и осуждать – мы не слышали рассказа дочерей. И сочувствовать – не нам. Мы еще – не на его месте. И – может быть что-то гораздо страшнее, но об этом – чуть дальше…
http://www.stihi.ru/2013/12/21/9773
Вадим Смоляк
Лир
У бакалеи на желтой скамеечке,
Кутаясь в клетчатый плед,
Млеет на солнце и лузгает семечки
Меченый вечностью дед.
Кто-то одарит початой бутылочкой,
Кто поднесет бутерброд,
Благо, что славится взаимовыручкой
Щедрый на жалость народ.
Как-то спросил старика на неделе я,
Есть ли на свете родня?
«Три - Гонерилья, Регана, Корделия -
Дочери есть у меня.
Выйдет минутка, отыщут и явятся,
Вытрут слезинки с лица.
Милого сердцу, бродягу и пьяницу,
Тихо схоронят отца».
Выпили вместе, прониклись симпатией,
Проще взглянулось на мир.
Передо мною был в царственной мантии
Всеми отвергнутый Лир.
Пряди седые по ветру полощутся,
В прошлое впились зрачки.
Там на закате зеленая рощица,
Дочки, панамки, сачки…
Ахи и вздохи, ошибки девичества,
Внуки – подарки небес.
Что же осталось вам, Ваше Величество?
Пенсия, хвори, собес.
Годы покрыли чело, будто рабица,
Выкрали прежнюю стать.
«Старче, как жизнь?», а он щурится: «Нравится!»
Что еще можно сказать…
Второе стихотворение я привожу в несколько сокращенной редакции – по моему мнению, некоторые моменты и детали, важные для автора, для меня, как читателя, являются длиннотами. Для успешной дальнейшей жизни стихотворения, как мне кажется, его можно и нужно переработать, выкинув все необязательное. Полностью его можно прочитать на страничке автора, здесь же приведу те строки, которые важны для сегодняшнего разговора.
http://www.stihi.ru/2014/01/23/2112
Инга Сташевска
Материнская любовь
Вновь её голос в трубке - приезжай, поговорим,
Дескать, скучаю, давно не виделись и т.д.
( И дрожит струна, взводят курок (раз-два-три),
Пепел Содома падает на Эдем).
Конечно, приеду. Деваться некуда - всё же мать,
Не сбежать (развестись и забыть - не муж),
Конечно, было бы проще - строкой письма,
И ни марки, ни адреса чтоб письму...
Приеду, шепотом - точнее - просто приду,
Ведь за углом и бываю там каждый день.
И услышу с порога (как всегда!), что я дура из дур.
И всё у меня абсолютно иначе, чем у людей.
……………………………………………………
……………………………………………………
Часы на стене - почему-то совсем не ползут
Противные стрелки!...Внезапная тишина -
Она дрожащей рукой вытирает слезу,
И - последняя фраза - "Ведь ты у меня - одна! -
Ложится - камнем, точнее, последним штрихом,
Стежком в полотне, картине осеннего дня....
И, кутая горло связанным ею шарфом
Думать - одна... как и ты - одна у меня.
После Лира, брошенного дочерьми (или дочери были им брошены – кто может сказать точно?), вот, кажется, более благополучный вариант: дочь терпит упреки матери, страдает, но терпит; мать не может простить не исполненные дочерью ожидания, терзается, наставляет – но, кажется, без толку… Обе любят… Какое честное и страшное стихотворение: два любящих человека, у которых больше – никого, отчаянно мучают друг друга – своей любовью, своим существованием, изводят тем, что они разные. Не помню у кого(и поэтому за точность не ручаюсь), я прочитал фразу: «люди не могут избежать зла: нам приходится учиться нести в себе осуждение и боль других». Боль, которую несут в себе героини стихотворения – обоюдная.
Рискну предположить, что дочери «Лира», героя первого стихотворения, так же легкомысленны, как их блудный папаша (и на это есть намеки в стихотворении); предположу, что дочь и мать из второго стихотворения тоже, на самом деле очень близки и похожи. “Как-жить-в-этом-мире” – закладывается в детстве, нашими родителями. И то, как мы к ним относимся сейчас, так позже будут относиться к нам наши дети - простите за банальность.
На Кубке мира- 2013 это стихотворение заметила и отметила Наталья Малинина, думаю, не только за отлично прописанный текст(длинноты опустим), но и за честность. Честность автора, поэта, которая очень нужна, хотя и неприятна – в этом стихотворении каждый из нас увидел себя. Вы – лучше, добрее, терпеливее? Скажите откровенно - Вы так не делали, так не чувствовали? Никогда? Я снимаю перед Вами шляпу…
Третье стихотворение сегодняшнего дня – одно из самых моих любимых на прошедшем Кубке.
http://www.stihi.ru/2014/01/04/8174
Рая
А на девочке пижама в горошек.
У горошка легкомысленный вид.
Укрываю. Лёгкий чубчик ерошу.
Напеваю. Рая губки кривит.
За окном долдонит дождь-барабанщик.
Рая видит сны о самом простом.
Просыпается, оладушков клянчит.
Говорю ей: «Спи, мой птенчик. Потом».
Утром тру для Раи фрукты с базара.
И оладушки даю. И чайку.
Рая просит: «А поставь Лесковара».
Что ж, пластинки с чердака волоку.
Но не слушает. Лепечет о папе,
об отце и о младенце с икон.
Я меняю ей слюнявчик и памперс
и в коляске вывожу на балкон.
Во дворе осенний свет. Клён желтеет.
Рая дремлет под рефрен Mamy Blue.
В феврале ей будет семьдесят девять.
Если Рая не умрёт к февралю.
Какой искренней любовью и сочувствием наполнено это стихотворение! Наверное, лучшие образцы стихов с таким наполнением и должны быть написаны легко, тяжеловесность в таких текстах губительна. Но все ли просто в этом стихотворении?
Этот текст, как мне кажется, стоит в одном ряду с двумя «знаковыми» для Чемпионата Балтии стихами.
http://www.stihi.ru/2009/11/20/6196 Людмилы Орагвелидзе
http://www.stihi.ru/2013/01/01/2127 Светланы Чернышевой
Когда я читал стихотворение Людмилы Орагвелидзе, несколько раз мелькала мысль-цитата: «Скажите, долгая старость – награда или расплата?». От «В булочную» Светланы Чернышевой – ощущение оптимизма и трепетного отношения к старости, легкой улыбки, нежности и приязни. «Рая» поднимает несколько другую тему, её секреты не так очевидны…
Первое – зеркало. Старость - детство. Вначале мать заботилась о дочери, сейчас пришел черед заботится дочери. Кажется, довольно банально, человек приходит в мир слабым и беспомощным, и уходит из него – впавшим в детство, требующим к себе заботы и внимания. Но смотрите, какой контраст с тем же стихотворением Людмилы, со стихами «Лир» и «Материнская любовь» из сегодняшнего нашего разговора: вэтом стихотворении героиня с теплом и нежностью относится к матери. Да, так и должно быть, но часто ли мы это видим? Какой заряд доброты, тепла и заботы смогла передать своей дочери Рая, чтобы тепло, забота и величайшее терпение вернулось к ней под конец жизни! И в стихотворении – именно дочь, не наемная сиделка - недаром здесь упомянута песня Юбера Жиро «Тоска по маме»…Второе. Имя героини – Рая. Рая - рай… «Лепечет … об отце и о младенце с икон»… если только можешь, авва отче…достать чернил и плакать…? Даже не аллюзии – просто носится в воздухе… «Утром тру фрукты» - непростая игра со звуками игра в «простом» стихотворении…
Но вернемся к главному. Старость, смерть, беспомощность – это очень большой страх в жизни каждого человека. В стихотворении страха нет, есть только любовь. Как мне кажется, самая большая ценность этого текста– именно в заряде любви, который дает автор. Мне, кажется, пришла в голову разгадка, отчего некоторые читатели этого стихотворения так болезненно отреагировали на него – с таким даром, что дала Тали, надо что-то делать…а показать, что ты можешь любить, можешь плакать, можешь сопереживать – в наше сумеречное время опасно – могут счесть слабым…
Вадим, Инга, Тали – спасибо Вам за Ваши стихотворения. Не все и не во всех стихах я принимаю, но главное – вы сказали то, что должны были сказать. Есть немодное слово - Человечность. Спасибо Вам за то, что не боитесь быть…немодными…
Свидетельство о публикации №114012401149
Татьяна Соната 21.06.2014 01:11 Заявить о нарушении