Смерть

"Смерть страшна, но ещё страшней было бы сознание, что будешь жить вечно." А.П. Чехов.
Мы суеверно избегаем не только разговоров, но и мыслей о смерти, потому что тема эта кажется нам очень уж безрадостной и страшной. Неизвестность всегда страшит, и по этой причине даже для взрослого человека смерть всегда будет оставаться все той же неведомой, пугающей темнотой, пока он не постарается понять ее природы. Рано или поздно  смерть приходит в каждый дом, и с каждым годом число ушедших в эту неизвестность родных и знакомых людей растет и растет.
Смерть (гибель) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. Википедия.
"Здесь перед нами  сейчас же раскрывается  тот неоспоримый факт,  что, следуя
естественному сознанию,  человек  больше  всего  на  свете боится смерти  не
только  для  собственной  личности, но  и горько оплакивает  и  смерть своих
родных; причем несомненно,  что он  не  скорбит эгоистически о своей  личной
утрате, а горюет о великом несчастии,  которое постигло  его близких. Оттого
мы и  упрекаем в суровости и жестокости тех людей, которые в таком положении
не плачут и ничем не обнаруживают печали. Параллельно с этим замечается  тот
факт, что  жажда мести, в своих высших проявлениях, ищет  смерти врага,  как
величайшего из несчастий, которые нам суждены на земле. Мнения изменяются от
времени и места;  но голос природы всегда и везде остается тем же, и поэтому
он прежде всего заслуживает  внимания.  И вот этот голос как будто явственно
говорит нам,  что смерть -  великое  зло. На  языке природы смерть  означает
уничтожение. И что смерть  есть нечто серьезное, это можно  заключить уже из
того,  что и  жизнь,  как всякий знает, тоже  не шутка. Должно быть, мы и не
стоим ничего лучшего, чем эти две вещи." А.Шопенгауэр
Смерть как нечто неопознанное, неразгаданное, выходящее за рамки постижения шокировала человека, подрывала картину его целостного представления о мире и центральном звене его - человеке. Смерть нельзя проконтролировать, она неуправляема, ее можно отдалить и приблизить, но избежать - никогда.
"О смерти следует помнить всегда для того, чтобы лучше прожить жизнь." Д.Шостакович
Ж.-П. Сартр полагал, что  отличие человека от животного в том, что человек может покончить жизнь самоубийством (для этого надо осознавать, что есть смерть).
Жизнь – всего лишь поле битвы, посредством которой Смерть бросает нам вызов. Смерть – это самый достойный противник на арене жизни и, принимая ее вызов, человек борется с ней всеми доступными ему средствами. В ход идет все, так как именно всё и нужно, чтобы победить.
Христианство, в отличие от древневосточных религий, очень пространно описывает загробные путешествия. Конечность рая и ада, категоричность страшного суда, безвозвратность и завершенность служат для христианина скорее морально - воспитательным аспектом, чем ответом на вечные вопросы. Ведь отсутствие возможности исправиться, двигаться куда-то дальше - наказание поистине ужасное. Ведь еще со времен Моисея посредником между богом и человеком является страх. У буддистов же страх - самое главное препятствие для достижения состояния освобождения, так называемой Нирваны. Может, поэтому мы до сих пор боимся взглянуть в глаза смерти, боимся даже о ней подумать, отторгаемся от нее.
Страдание у Б. Паскаля необходимо как шаг на пути к смерти, выступает как результат культивирования состояния тревоги, тоски, способствующих высокому трагедийному накалу души. Бесчувствие к смерти, побуждающее устранять из сознания любой намек на скорбь и страдание, понижает нравственный тонус самой жизни.
Когда смерть отрицается, жизнь обедняется, а может быть, даже теряет смысл. Если бы не существовало самой идеи смерти, чего бы достиг человек? Что делал бы он в своей жизни, обреченной на бесконечность? Осознание смерти толкает нас на совершение действий, на создание ценностей; оно увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни.
В свете сказанного становится понятным следующее высказывание одного из семи греческих мудрецов, Бианта: "Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много". (Диоген Лаэртский, с. 81). В самом деле, с одной стороны, нужно торопиться жить, делать дела, помня о том, что жизнь (и всё в ней) имеет срок. С другой, нужно ставить и достигать большие, долговременные цели, а также делать всё по возможности обстоятельно, с чувством, с толком, с расстановкой, как говорят, поспешать, не торопясь.


Рецензии