Итоги одного года. Часть первая. Начало пути - 2

Педагогический дневник

*****

«Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях»
                Святитель Иоанн Златоуст
14 октября 2000 года

              Проблемы с дисциплиной, особенно в хорошо управляемом и эмотивно лабильном 5-г классе, остаются в прошлом. Этап неосознанной проверки учениками профессиональной пригодности учителя заканчивается.        Опыт показывает, что любое неосторожное слово, неудачная шутка, любой вызывающий жест, или – не дай Бог! – попытка унизить ученика морально или физически, - делают непоправимое, вплоть до ухода учителя из школы.   Необходима чрезвычайная осторожность, терпение до евангелиевского. Дозированным и точным словом, навеянным духом доброты и усиленным образностью, интонацией, выражением глаз без напрасного повышения громкости голоса - можно творить чудеса! Я вновь и вновь убеждаюсь, что ребёнок - прозрачный и журчащий горный родник. Душа его чиста изначально, и всё плохое, что в ней есть – это наносное, поверхностное, легко преобразуемое в хорошее светом любви. Задача  педагога - расчистить источник, если он замусорен, или, по крайней мере, не сваливать туда грязь собственного профессионального невежества, раздражения, личных неудовлетворенностей и обид. Почему ученик должен соответствовать нашим требованиям, нашим желаниям и обязательно хорошо учиться? Не есть ли это разновидность профессионального эгоизма в откровенном пренебрежении к внутренним потребностям и запросам маленького человека, к его внутреннему миру, к эмоциональному состоянию? Создаётся впечатление, что мы постоянно не замечаем главного... Забываясь, я сам себе напоминаю иногда электронного мастера, принесшего в мастерскую для починки компьютера кувалду. Так и хочется крикнуть себе и коллегам: "СТОП! ОСТОРОЖНО, РЕБЕНОК!" и повесить таблички подобного содержания на двери каждого класса. Жаль, но пока вместо ювелирных изделий из нашего педагогического «цеха», из нашей лаборатории знаний выходят груды низкосортных камней, a то и просто осколки. Люди с покалеченной психикой, сорванной, как резьба болта после чудовищных усилий нервной системой, испорченным физическим здоровьем. Часто педагогически слепыми оказываются и их самые близкие люди - родители...
           На днях у Сергея опять был приступ, родители вызывали скорую помощь. Мальчик не хочет (не может?) учиться. Достать тетрадь для него и настроиться на внимание – задача из разряда сложных. Пытается на пару с Никитой при любом случае "поправить" учителя. На замечания, даже ласковые, реагирует бурно, агрессивно. Этот мальчик напоминает мне гранату с выдернутым кольцом. Пока пальцы сжаты... А если взрыв?! Как я смогу ему помочь?!


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →