О страдании

Я не садист, но мне за вашу будущность страшно...
                Тот самый Единственный

         ПРОТИВ БУДДИСТОВ, ТРАНСГУМАНИСТОВ И ВСЕХ ПРОЖИГАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ


Возвысим голос свой о том, чего мы боимся больше всего и чему больше всего обязаны в нашей жизни. Поразмыслим о страдании.

Страдание есть жизненное претерпевание, символически выражаемое как несение креста на Голгофу [Мф. 27: 33; Ин. 19: 17], места, где завершается земной путь человека и совершается суд. Все из нас, и каждый по своему, пройдет этот путь. Слово «скорбь» имеет несколько иное значение, чем «страдание». Чаще всего это внутреннее переживание, сопровождающееся такими чувствами, как беспокойство, волнение, тревога, печаль, душевная боль и т.п. Сильное душевное страдание и есть скорбь.

Кто не согласится сегодня, что все проявления жизни в своей основе страдательны? Удовольствие кратковременно и преходяще. А любое желание само по себе уже есть страдание. Желания – побудительные мотивы нашей жизни. Как здесь не вспомнить основное буддийское учение: «жизнь есть страдание». Жизнь и страдание неразрывно связаны.

«Зачем нам страдание! – скажете Вы в раздражении.

Так подавляющее большинство людей, в том числе и буддисты, видят страдание только с его отрицательной стороны. Страдание – это зло и поэтому оно должно быть искоренено. Трансгуманизм  обещает нам в будущем (благодаря, разумеется, науке) полное избавление от страданий. Прекрасно? Да. Но зачем нам учение, которое ставит своей целью лишить нас жизни?

Что значит освободить человека от страданий?  Ответ простой: избавьте его от всех существенных проявлений жизни, т.е., прежде всего, от желаний. И вот – пилюля готова.

Бедная наука! Неужели она хочет сделать человека бесчувственным механизмом или чем-то подобным этому? А как же тогда лирическая поэзия? Кто из обитателей такой страны, как "Стихи.Ру" позволит уничтожить сам источник поэтического вдохновения и творчества?

Есть одна простая истина, на которую, к сожалению, мало обращают внимание: «из страданий человеческих рождаются драгоценные камни» или, по другому, «страдание – наковальня, на которой куются наши высшие достижения».

Важно понять, суметь вместить и принять, что смысл человеческой жизни и счастье человека не в удовольствиях плоти, а в совершенствовании через страдания. В книге Иова такое понимание сущности человеческой жизни выражено удивительно рельефно и точно: «человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх» [Иов. 5: 7]. В выпавших на нашу долю испытаниях, искушениях и страданиях мы должны восходить к полноте  Облика, той совершенной Любви, подобие Которой несет в себе каждый человек. Разве это не правильно сказано: «... лучше нечестию предпочесть страдание» [Иов. 36: 21], «... много скорбей у праведного» [Пс. 33: 20]; «... многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» [Деян. 14: 22];

Страдание есть испытание человека. Поэтому и спасение достигается через терпеливое перенесение страданий [2Кор. 1: 6]. «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» [Ис. 48: 10]. Для нечестивых «нет страданий до смерти их», – говорит псалмопевец [Пс. 72: 4] и только «при кончине человека открываются дела его» [Сир. 11: 27].

А потому да не завидует твое сердце грешникам, живущим в удовольствии, ибо не знаешь, каким будет их конец!

Г.Х.


Рецензии