Фишт-что означает название олимп. стадиона в Сочи

   ЧИТАЙТЕ  МОЮ ОЛИМПИЙСКУЮ ХРОНИКУ  НА СТРАНИЦЕ  ЗЕРА  ЧЕРКЕСОВА. СТИХИ  РУ.
Папка  "Олимпийская  Хроника 2014"

ВСЕ  ДЕТАЛИ  СОЧИНСКОЙ  ОЛИМПИАДЫ И  ПРОГНОЗЫ ИСХОДОВ  МАТЧЕЙ  И  ПОЕДИНКОВ.
ПОЛНОЕ  ОСВЕЩЕНИЕ  ОЛИМПИАДЫ. Так  получилось, что  эта моя статья  с разу  ст ала широко  посещаемой, и   я  сделала ее  головной статьей-с постоянно расширяющимся   обзором  Олимпиады. Вся  моя   Олимпийская Хроника-см. на   Главной  странице
http://www.stihi.ru/avtor/zeracherkesova
Предуведомления  от  3 апреля 2014:

Не  секрет, что на церемонии Открытия одно из пяти олимпийских колец в эффектной картине  превращения  снежинок в  кольца-не раскрылось. Знамение?! Еще до окончания Олимпиады - случились форс-мажорные события в  Киеве-началась украинская  революция, положившая виток перемен по всему  СНГ  и миру.Олимпиада и Крымский  триумф России  объединились в  один  торжествующий аккорд возрождения России. Продолжая олимпийскую хронику, я переключилась и  на  освещение  и аналитику актуальных событий  февраля-и  далее 2014г. Читайте мой украинский цикл.
В статье
http://www.stihi.ru/2014/03/31/3952
Парад суверенитетов, или Время собирать камни
 о  предвидении украинской революции  и   его  последствий.
В  статье также ссылки  на  часть актуальных статей, отвечающих на  многие  вопросы волнующие всех нас в это  напряженное  и  бурное  время.

 
Другие виды олимпийского  стадиона "Фишт"в Сочи см.:
чудесный вид ночного  Сочи с видом  на стадион"Фишт" и  прилегающие  территории см. в моей  статье:Итоги Сочинской  ОЛимпиады":
http://www.stihi.ru/2014/03/06/6058
Итоги  Сочинской  Олимпиады.

МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ И  ИМЕНА И  ФОТКИ ГЕРОЕВ ОЛИМПИАДЫ-ОБЛАДАТЕЛЕЙ  ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ-СМ.
http://www.stihi.ru/2014/03/06/6191

   http://www.stihi.ru/2014/02/09/10285
 Олимпийский стадион Фишт крупным планом

 Здесь можно увидеть множество  деталей этого стадиона-гиганта, самого закрытого проекта Олимпстроя-с открытыми трибунами и всю уникальность-крупным  планом.

Роскошное панорамное  фото горы  Фишт  из множества  фотографий  этой  красивейшей и самой  западной  вершины  Кавказа, мекки альпинистов и  туристов-см.:
http://www.stihi.ru/2014/02/07/8580
Фишт-красивейшая западная вершина Кавказа
А  вокруг расположен дачный президентский комплекс Фишт.

       СОДЕРЖАНИЕ


  1.ФИШТ. ЧТО  ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ? СКАЗОЧНЫЙ ФИШТ.
 
   С  СЕВЕРА ГОРЫ, С  ЮГА-МОРЕ. СТАДИОН  ФИШТ, КАК  ПРООБРАЗ  АРХИТЕКТУРЫ  БУДУЩЕГО.

 2.ЦЕРЕМОНИЯ  ОТКРЫТИЯ.  ПРЕМЬЕРА И  ПУТЕВКА В  БУДУЩЕЕ  СТАДИОНА  ФИШТ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ МЕГА-СПЕКТАКЛЯ  ОТКРЫТИЯ "СНЫ  О РОССИИ".

   
  2.1 ШЕДЕВР СЦЕНИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА-ОЛИМПИЙСКИЙ СПЕКТАКЛЬ  СНЫ  О РОССИИ.

  2.2 ДВА ГИМНА.

МУЖСКОЙ  ХОР ИСПОЛНИЛ ГИМН  РФ. ОЛИМПИЙСКИЙ ГИМН-АННА  НЕТРЕБКО.

  3.ЗАЖЖЕНИЕ  ОЛИМПИЙСКОЙ  ЧАШИ:БОЛЬШИЕ  ВОПРОСЫ (НЕУДАЧНО  В  ЭТОМ  ГОДУ ДОНЕЛЬЗЯ)...МОЙ  ВАРИАНТ ДЛЯ  БУДУЩЕЙ  ОЛИМПИАДЫ-КОСМОДРОМ И КАРНАВАЛЬНАЯ МИСТЕРИЯ  КОСМИЧЕСКОЙ  ДЕРЖАВЫ.

  4.РУССКИЙ  БАЛЕТ НА  СТАДИОНЕ ФИШТ:КЛАССИКА  И  АВАНГАРД. РАВНЫХ  НАМ  НЕТ!
 
  5.ПОСЛЕОЛИМПИЙСКОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СТАДИОНА  ФИШТ

  6.НЕМНОГО О ГОРЕ  ФИШТ-ОСТРОВЕ  СЕМИ  ЧУДЕС
   НЕСКОЛЬКО  СПРАВОЧНЫХ ЦИФР О  СТАДИОНЕ ФИШТ.
 
  7.ВПЕЧАТЛЕНИЯ   ЗАКРЫТИЯ СОЧИНСКОЙ  ОЛИПИАДЫ. 

   
Роскошное панорамное  фото горы  Фишт  из множества  фотографий  этой  красивейшей и самой  западной  вершины  Кавказа, мекки альпинистов и  туристов-см.:
http://www.stihi.ru/2014/02/07/8580
Фишт-красивейшая западная вершина Кавказа
А  вокруг расположен дачный президентский комплекс Фишт.

   http://www.stihi.ru/2014/02/09/10285
 Олимпийский стадион Фишт крупным планом

 Здесь можно увидеть множество  деталей этого стадиона-гиганта, самого закрытого проекта Олимпстроя-с открытыми трибунами и всю уникальность-крупным  планом.

ЭТО СТРАННОЕ   НАЗВАНИЕ  ОЛИМПИЙСКОГО  СТАДИОНА:ФИШТ!

Но  что означает  странное  для  неадыгских племен  слово:Фишт?
Абсолютно  непроницаемо. Между  тем, стоит произнести  аутентичное  название горы  в  Адыгее, окруженной  ледниками:Фыщт-как  слух  любого, кто знает  язык  адыгов  с  радостью объяснит:щта-мёрзлый! В  корне  слово:мерзлый по  адыгски. И  точно:адыгейцы, местные  жители, и  дали название  этой  горе за сверкающую ослепительной белизной вершину, укрытую ледником. В переводе на русский язык название горы означает «Седоглавый», «Белая изморозь», «Белая Голова». Также:"Белый лед", Вечно сверкающая".Но последнее-уже вольный поэтический перевод  на  русский язык. А  в  корне слова  Фыщт-лежит, напомню, адыгское(адыгейское)слово "щта"-мёрзлый" и связано  название Фишт с ледниками горы в Адыгее.
ФЫЩТЭ (ФИШТ)
гора в р-не Лагонаки, переводится как "Белая голова". Фы "белый", щтын "замерзать".
 Меретуков К.Х.Адыгейский топонимический словарь.

Интересно, что архитектурный образ другого  олимпийского объекта-Ледового дворца"Большой" для конькобежного спорта, фигурного катания  и тд-капля замерзшей  воды. Это гармонизирует с названием горы в Адыгее-"Ледяная изморозь"(один  из  поэти ческих переводов) - давшей название олимпийскому стадиону в  Сочи. Единая концептуальность.   
Географические координаты горы  Фишт:


Широта: 43.953760;N
Долгота: 39.902490;E
 
 Гора Фишт — одна из самых красивых и известных вершин на Западном Кавказе. В ясную погоду видна из Краснодара, Славянска-на-Кубани, Сочи, Тимашевска, Армавира. В научной и краеведческой литературе упоминается очень часто-как  и  в  туристической,в от четах путешественников  и альпинистов. И-спелеологов-на Фиште много пещер со значительными глубинами: Крестик-Турист (650 м), Парящая птица (535 м), Ольга (520 м), Англо-Русская и другие.

На вершину Фишта проложено несколько маршрутов — от простого классического (1-Б) через Большой Фиштинский ледник до сложного, 5-А к.т. — по восточной стене
 

Таким образом, название  Главного  олимпийского стадиона  в Сочи  имеет адыгское происхождение,  что  доказывает лишний  раз, что  это  были  земли  адыгов, а Сочи-столица адыгов до разгрома в Кавказской войне.

Итак, свое название стадион получил в честь одноименной горы, высота ее- 2857 метров. Это более, чем вдвое ниже Эльбруса-высочайшей  вершины Европейского континента-великого  вулкана-пятитысячника. Но  зато, как и Эльбрус,-Фишт-одна из наиболее популярных природных достопримечательностей на территории России для альпинистов и  туристов, любителей туристских маршрутов  и   активного  отдыха  на  природе, в горах.

С  СЕВЕРА ГОРЫ, С  ЮГА-МОРЕ. СТАДИОН  ФИШТ, КАК  ПРООБРАЗ  АРХИТЕКТУРЫ  БУДУЩЕГО.

Образ сверкающего ледника лег в основу архитектурного решения, по которому был спроектирован олимпийский  стадион Фишт  в  Сочи. Внешне здание напоминает скалистый утес, который чудесно смотрится на фоне Кавказских гор. Вид Большого Кавказа открывается с Имеретинской низменности.
Олимпийский стадион «Фишт» построен в Адлере - район города Сочи, в Олимпийском парке. Взору зрителей с севера открывается великолепная панорама кавказских гор - в том числе и горы Фишт, а с юга-черноморский пейзаж.
Это уникально-гармоничное  единство  природы  и  человека. И  хочется верить в  то, что  архитекторам  еще  послужит  решение и  дизайн  олимпийского   стадион   Фишт-как  вдохновляющий образец при посторойке  городов  и  городских комплексов будущего, в  которых  гармония  Природы в ее  величествтенности  и  человека  в его  интеллекте, в высоких технологиях-будут  оптимально-гармонично  сбалансированы. Верить  в  то, что  Фишт-прообраз  архитектуры будущего. Первоначально планировалось сделать прообразом внешнего облика стадиона пасхальное яйцо Фаберже. В итоге же был утвержден проект, использующий образ снежной вершины. И  это  правильно: дизайн  и  природа должны  быть в  одном  образном  ряду, не  противоречить друг  другу. Лишь тогда это производит  неизгладимое  художественное  впечатление. Безусловно, образ снежной  вершины  над скалистым  хребтом, что напоминает  стадион  Фишт-куда как органичнее   окружающему  кавказскому  колориту-нежели  образ яйца Фаберже, что  называется, уже из другой  оперы.   
Хочется верить в  то, что  стадион  Фишт  будет  еще долго  вдохновлять архитекторов, дизайнеров  интеръеров, инженеров-проектировщиков - и  не  только  в  силу невероятной красоты  дизайна и  вписанности  в  колорит  гор   и   моря, но и  хай-тек технологий. Ибо  здесь использовались технологические идеи, экономящие  энергию, и  в  то  же время  оригинально  решающие вопросы функционирования  в  плане  обогрева и  освещения, кондиционирования, безопасности и комфорта.

 Этилен-тетра-фтор-этилен, которым закрыт навес над западной и восточной трибунами, не подвержен влиянию ультрафиолетового излучения и атмосферных осадков, имеет отличные теплозащитные свойства и характеристики по светопроницаемости, - рассказал заместитель начальника участка дирекции по строительству объектов прибрежного кластера «Олимпстроя» Евгений Кулибанов. - Поэтому стадион-гигант «Фишт» вместимостью 40 тысяч зрителей будет тратить в разы меньше энергии на освещение, кондиционирование и отопление.

Для строительства кровли использован специальный пленочный материал полупрозрачный поликарбонат), пропускающий свет. Стадион состоит из двух боковых трибун (крытых) и двух открытых торцевых.

 Что  примечательно: «Фишт», который дважды за Олимпиаду соберет аншлаг, сразу после завершения Игр отправится на реконструкцию. В 2017-м он  примет  Кубок  Конфедераций,а в 2018-м он примет чемпионат мира по футболу, поэтому предусмотрено увеличение количества мест до 45 тысяч. «Фишт» - самый большой стадион олимпийской столицы. В наивысшей точке его высота равна высоте 25-этажного дома.

09/02/2014
ЦЕРЕМОНИЯ  ОТКРЫТИЯ.  ПРЕМЬЕРА И  ПУТЕВКА В  БУДУЩЕЕ  СТАДИОНА  ФИШТ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ МЕГА-СПЕКТАКЛЯ  ОТКРЫТИЯ "СНЫ  О РОССИИ".

Отгремел салют долгожданной Церемонии  Открытия  Сочинской Олимпиады.  Улеглось первое  острое  впечатление, и  теперь можно взвешенно  оценить то, что  мы  увидели  и  услышали.
Безусловно, это было выдающееся  событие! Такого   размаха торжеств  страна  давно  не  знала. Воистину:имперский  размах!  Это  отрадно.
Россия возрождается и все  громче  и  уверенее заявляет  о   себе миру.
 Жаркие.Зимние. Наши! Открытие  Игр-Феноменально!
Мы, конечно,  ждали впечатляющего  Шоу-все  же Открытие  Олимпийских  игр!
Но  ТАКОГО-едва ли кто  ожидал!  Недаром даже видавший  виды спортивный  комментатор  Дмитрий  Губерниев воскликнул в удивлении, что  он видит  со  своего  рабочего  места  других спорт.комментаторов-коллег  из других ст ран. Они  застыли  в  немом удивлении! Они смотрят  и  почти не комментируют,  хотя это  их обязанность. Они столько провели олимпиад по всему  миру,  а  здесь  не  находят  слов, смотрят, как  завороженные!
 
Что  же  такого  особенного?  Такого, чего  не  видали  ни они,  ни  мы-ведь  и  мы  свидетели  не одной  олимпиады у  кого  сколько  на  своем  веку.   И  я  помню  не   одну  олимпиаду, что  мы смотрели. Но  не  могу  припомнить  такого!  В  чем отличие?

Пожалуй, суммируя  впечатления, скажу  так:  то, что  мы  видели раньше-это  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ   ЗРЕЛИЩА, более   или  менее удачные, местами с скучноватыми затянутыми  фрагментами.

ШЕДЕВР СЦЕНИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА-ОЛИМПИЙСКИЙ СПЕКТАКЛЬ  СНЫ  О РОСИИ.

Самое свежее -Лондонская  олимпиада 2012г.
Да,  то было  эпохально! Был  единый  сквозной   сюжет,  а  не  собрание  номеров, а  именно: история  британской  нации с  древности до  наших  дней.
По  такому же пути  пошли  и организаторы  Сочинской  Олимпиады. И  все  же:решили этот сюжет  иначе.  Не плоско-линейно «живые  картины» в  хронологическом  порядке-но  «Сны  о  России»! И это  уж было не  театрализованное  шоу-нечто  гораздо  большее:Драматургия!
С  большой буквы. Это  цельный  Спектакль  на  синтезе всех видов  искусства  с  единой  идеей  и единым сюжетным стержнем. Это   законченное    ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА, ДОЛЖНОЕ ОСТАТЬСЯ  В  АННАЛАХ  РОССИЙСКОГО  КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДИЯ.
Сны  о  России...Эта  красная  идея  пронизала все  Действо. Начиная  с нестандартного исполнения  Гимна Российской  Федерации хором  Сретенского  мужского  монастыря - и на всем  протяжении  царил все  тот же  "русский дух", все  Русью пахло!

ДВА ГИМНА.
МУЖСКОЙ  ХОР ИСПОЛНИЛ ГИМН  РФ. ОЛИМПИЙСКИЙ ГИМН-АННА  НЕТРЕБКО.

Когда диктор  объявил исполнение  Гимна России хором  Сретенского  мужского монастыря  и  попросил  всех встать-я  была  несколько  ошеломлена. Это  еще  что  за затеи.  Это  Олимпиада, а не  КВН. Когда  вышел мужской  хор  и а капелла начал  исполнение  государственного  Гимна  при стоящем 40-тысячном стадионе-первые  мгновения  сложно  было  сказать что  сие  значит. Концептуально, так сказать. Но уже к  середине Гимна  я  стала слышать и  совершенно  новое непривычное  звучание  Гимна  как в тембральном  отношении(мы  привыкли к  смешанным  хорам, а тут  сугубый мужской  хор), так  и в тональном. Нужно   уточнить: в  какой тональности была  транспонирован  Гимн, ибо  звучал  он   отличающимся  от привычного  строем. И  это  было  здорово!  А  уж когда с  мужским хором -кстати, экстра-класса-стали сливаться  новые  голоса, а затем  и  оркестр подхватил, и  исполнение завершилось  мощной кульминацией, я  воскликнула:Браво! Браво!! Такого  креативного  исполнения  Гимна  Александрова мы  еще  не слышали,  эксклюзив! Коллекционное исполнение  для  фонотеки настоящего меломана.
Любопытно, чья  это была  идея:чтобы Гимн  страны  на Олимпиаде  исполнил  профессиональный  мужской  хор монастыря. У  нас   есть  масса замечательных хоров, кстати сказать.

Вообще  же, забегая  вперед, замечу, что  к  концу Действа  я  стала  испытывать беспокойство,  поймав себя  на  мысли, что вокальных  номеров  почему-то практически  нет, кроме  Гимна  РФ. Один  сплошной русский балет! Но  о балете  еще  впереди. Русский  балет был главным  гвоздем Спектакля  "Сны  о  России".

А   пока  скажу пару  слов о втором   и  последнем вокальном  номере Церемония  Открытия  Игр, и   тоже гимне,  но  олимпийском.  Его  исполнила -да!-Анна Нетребко в сопровождении  немногочисленного  мужского  же хора. Заметно  постройневшая  к столь  ответственному событию, в величественном голубом   платье, несколько  тяжеловесном, но соответствующем  пафосу произведения,  роскошная южно-русская  красавица, покорившая  мир - она казалось олимпийской богиней, снизошедшей с  небес   благословить Олимпиаду  в  России!

И  точно:солистка  Мариинки  и  народная  артистка  России Анна  Нетребко-редкая  гостья  на  Родине,  захваченная  иностранной  бурной  оперно-концертной  жизнью с  расписаниями  на  годы  вперед.
Думаю, было  бы и  по справедливости,  и  по  уровню - правильным отдать  олимпийский Гимн другому   исполнителю(исполнительнице, дуэту,  хору). Ставка  на  одну раскрученность  имени далеко  не всегда  оправдана. Но  кому?  Сложно сказать. И все  же есть  достойные. Если  певице-то, наверное, правильнее было  бы мощному драматическому сопрано (чем лирическое  сопрано  А.Нетребко   не является), или хорошему  звучному  меццо-низкими грудными голосами с широким  раскатистым звучанием  всегда  была  богата  Россия. Волжские  басы, опять  же. Крепкие  баритона.  А, может быть, вообще  детскому  хору, это было  бы очаровательно, но уже  было-на Олимпиаде  в  Пекине.
 
  7.РУССКИЙ  БАЛЕТ НА  СТАДИОНЕ ФИШТ:КЛАССИКА  И  АВАНГАРД. РАВНЫХ  НАМ  НЕТ!
БАЛЕТ...ЭТО  БЫЛО  НЕЧТО.

Светлана  Захарова в  партии Наташи  Ростовой, Диана  Вишнёва-Лебедь из нового  прочтения бессметного балета Чайковского сотворили изумительную балетную феерию, явив  миру  русский балет в  его  непобедимом  очаровании, неподвластном  времени. Не доставало  для полноты русского  балетного триумвирата - Ульяны Лопаткиной, но кажется, что  в  последние  годы она  несколько утратила  былую форму и  технический  уровень, что вероятно связано с ее  личными обстоятельствами.

Несколько озадачивал выбор музыкального сопровождения  "бала Наташи  Ростовой" по  роману  Льва Толстого  "Война  и мир". Выбор самого произведения в контексте всемирно транслируемого события-понятен:Толстой самый известный русский писатель,а Война  и  мир-самый известный  в  мире русский  классический роман плюс широко  известная в  мире  экранизация Бондарчука, удостоившаяся массы наград и  всемирного проката. Но в  русском балетном репертуаре нет  балета  по Войне и  миру, вот незадача! Есть опера Прокофьева  "Война  и  мир", но  организаторам  нужно  было совместить две визитные карточки России:русский балет  и   "Войну  и  мир" Толстого!  Решение удивительной  сей  задачи:инсценировка  первого бала Наташи  Ростовой  под вальс  композитора  второй половины 20в Евгения  Доги  к х/ф "Мой  ласковый и  нежный  зверь". Эклектика? Пожалуй...Даже слегка комично. Что  называется, стилевой  разнобой, "из  разных опер"...
Но нельзя было  оторвать взора от  восхитительного танца и глаз полных удивления  и   восторга юной Наташи  на  своем первом  балу-дивно  выдержанный на  всем  протяжении Бала-Светланой Захаровой!

В балетной  истории  ведь  есть хореография кубинского  хореографа с балетной интерпретацией музыки оперной-балет "Кармен" Бизе-Щедрина, классика  балета  20  века, то  что  останется  на  все   времена, впервые  явленное  миру  Майей  Плисецкой. Но, как видим, или  не  нашлось второго Щедрина, которорый  "перелицевал" бы для классической балетной хореографии музыку из оперы Прокофьева, или организаторам Олимпиады это было бы  "неформат", но они  взяли  популярный вальс в стиле вальсов 19 века,  и  этой  "попсой" и  ограничились.

Организаторы балетной  части "Снов о  России", причем  части  наиболее расширенной  и развитой - показали  Русский  балет  миру, как  балет не  только классический. Ибо  за  рубежом  давно  утвердился штамп, состоящий  в  том, что-де  русский  балет  непревзойден только  в классическом  репертуаре и  классической  хореографии, сложнейшей, да, но  архаичной, а  вот  мы творим  Современный  Балет!
Что  ж, после  "бала  Наташи Ростовой" под музыку  Евгения  Доги  из к/ф "Мой  ласковый  и  нежный зверь" с  Светланой  Захаровой  в главной  партии последовал Другой Балет - и  едва  ли  мир  может предъявить нечто  более  впечатляющее! Сначала  синее  марево - затем  перешедшее  в  Красные сполохи  Нового  мира! Супрематический модерн, власть  машин  над человеком, массовость и грандиозность, устремленность и  размах, гиперболизация и  гротеск-все   смешалось  в машинерии  Русского   Авангарда, в Супрематическом  балете  в  красно-багровых тонах  под пьяняще-подымающие  и заводящие звуки  гениального сочинения  Георгия  Свиридова  "Время, вперед!".   

Нелепое зажжение олимпийской чаши в Сочи и мой вариант для  будущей олимпиады.

ЗАЖЖЕНИЕ  ОЛИМПИЙСКОЙ  ЧАШИ:БОЛЬШИЕ  ВОПРОСЫ...МОЙ  ВАРИАНТ ДЛЯ  БУДУЩЕЙ  ОЛИМПИАДЫ-КОСМОДРОМ И КАРНАВАЛЬНАЯ МИСТЕРИЯ  КОСМИЧЕСКОЙ  ДЕРЖАВЫ.

Нет, это не было круто:зажжение  олимпийского  огня двумя ветеранами  спорта.

И да:было  неловко  видеть  Алину   Кабаеву, Елену Исинбаеву, Марию Шарапову-чемпионок    ЛЕТНИХ   олимпийских  игр -передающими олимпийский  факел друг  другу на   ЗИМНЕЙ  олимпиаде.Словно у  нас  нет  своих чемпионов зимних Игр и своих велегласных  певцов, и пустоту заполняли  представители летних Игр и  в сущности давно иностранцы-Мария   Шарапова,  Анна Нетребко - хотя  бы и  с двойным гражданством. Это    ПОДОБОСТРАСТИЕ  к "медийным  лицам"-дошедшее  до абсурда  и  гротеска-было  смешно  и нелепо. Как  в  общем нелеп был выбор современной попсовой музыки к балетной  инсценировке по  "Войне  и миру"-если бы не восхитительно-легкий и  прозрачный  танец  и удивленно-восторженные глаза "впервые   на  балу"-прима-балерины Светланы  Захаровой.
Ведь этих  "медийных"можно  было  организовать и как-то  иначе, но  не таких ключевых моментах,  как исполнение  олимпийского  гимна(А.Нетребко), передача  Факела  и  Зажжение олимпийской Чаши.

Неловко было  и взирать и на  то, что  впереди при  пронесении олимпийского флага  гордо  шествует  актриса  Чулпан  Хаматова и журналистка  Анна   Попова, а  вот последней  за этой  новой  порослью-идет  Валентина  Терешкова, первая в истории женщина-космонавт, генерал-майор  авиации, Герой  Советского  Союза  и   просто годящаяся  в  матери  этим двум "знаменитостям". Знаете,  на  Кавказе такое  сразу заметили бы и  указали...на  невозможность, чтобы пожилая женщина шла  позади  молодежи. А вот  в одной  из  прошлых олимпиад флаг  также несла команда великих, и впереди, а не позади  шла непобедимо-роскошная и времени  неподвластная Софи Лорен. Того  же поколения, что  Валентина  Терешкова. А  вот поставить  в конце  шеренги-это  немыслимо. Это  унижение достоинства. Но и  это не  спасало  от   недоумения:почему  они? Ведь  они  давно завершили  спортивную каръеру и  далеко  уже  немолоды для таких  пробежек. Это  может  звучать жестоко, но вкус  и чувство  соответсвия нельзя  терять, как оно  было  потеряно  в  угодничестве  теми, кто  доверил  летним  чемпионкам  зимний  олимпийский  факел. Справедливо в прошлом  великий хоккеист Тихонов  назвал Исинбаеву и прочих "бессовестными", так  как  он  ни  за что  не  понес бы флаг  и  факел  на летней  олимпиаде вместо  той  же  Исинбаевой  и  др. знаменитых спортсменов  летних видов.
Так  что  непонятно было:что же главнее:красочная  церемония  зажжения  олимпийского  огня-кульминационный момент  Открытия  Игр, к которому  прикованы  взоры всего  мира-или  само-пиар  спортивных  функционеров  Родниной  и Третьяка, использовавших служебное  положение  в  мире  минспорта и лишний  раз "засветивших"  себя в  объективах всего  мира, ибо и  о былых  их  победах помнит  старшее  поколение, для новых  поколений это  просто  легенды спорта.

Но  что  можно  было  придумать необыкновенного  вместо  расхожего зажжения Чаши знаменитыми спортсменами?  Чем  удивить  мир?

Ответ не  кроется  ли в  форме  олимпийской чаши  Сочинской  олимпиады?-Ракета, устремленная   в  космос!

Космическая Держава! Значит ли  это,  что  нужно  было  доверить, к примеру,  Крикалеву, Савицкой, Терешковой-они  все   присутствовали  на  Открытии  Игр  и   участвовали  в  церемониале.
Нет, это  было  бы немногим  лучше   Третьяка  с Родниной.

Самая  впечатляющая церемония  уже  давно  существует:зажжение  в  античной  Олимпии в  Греции олимпийского  огня  Главной Жрицей  от лучей Солнца  в  сопровождении   других  жриц  Храма  Олимпии.И  этот   церемониал ежегодно-неизменен  и творческих  выдумок  в  ней  нет. Да,  это  театральная традиция,  уходящая  в  МИСТЕРИИ  ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ. И  роль  Главной  Жрицы  исполняет  актриса.  В  этом  году ее   испролнила  знаменитая  греческая  актриса.
Но все  равно  это   завораживающее  зрелище!  Просыпаются какие-то   затаенные  инстинкты...
 Вот бы и   последовать  этому  образцу,  но  не   копируя,  а  ища  свои формы    КАРНАВАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ  при  таком  мистически-сакральном  действе, как  зажжение   олимпийской  чаши!
Как  самый  хай-теково-отчаянный  вариант  предлагаю:Олимпийская  чаша   в  виде...Космодрома  Байконур! Точный  макет.Или  нет: само  Открытие   Игр-  на  специально  выстроенном космодроме. В  центре же настоящий космический  корабль с ракетой  и ступенями  ракетоносителя.  Огонь  зажигает команда космонавтов после чего  переходят после  дачи  присяги-в  космический  корабль  и  на  глазах потрясенного мира   после  обратного  отсчета  на французском, английском и   русском -корабль  Восток устремляется  в  космос!
Если  во  Флориде  это  могут  наблюдать  тысячи  зрителей   и  кинокамеры,  то  почему у  нас  присутствует  лишь  группа  избранных  и  все  показывается  по  ТВ  уже  после полета.
   

ПОСЛЕОЛИМПИЙСКОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СТАДИОНА  ФИШТ

Стадион «Фишт» находится в списке спортивных объектов, которые будут использованы для проведения Кубка Конфедераций в 2017 году, затем и Чемпионата мира по футболу 2018 года.

 На стадионе будут проведены церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр. Кроме того, руководство Международной федерации бенди хочет провести на стадионе два показательных матча между мужскими и женскими сборными России и Швеции, для чего готова закупить у голландцев специальный лед, который за несколько часов раскатывается на арене, словно обычный травяной газон.

Более  того:художественный руководитель Большого театра  В.Гергиев  выразил  готовность  дважды в год  проводить здесь  оперные  спектакли и  другие культурные мероприятия  мирового  размаха.

Вообще, я лично  рада за  регион Юга  РФ-получивший помимо спортивных объектов-и культурные  площадки мирового  уровня. И стадион  Фишт, и не  менее  роскошный  Зимний  Дворец, где пройдут  соревнования  по фигурному  катанию, конькобежному  спорту-после  Олимпиады превратятся в  соответствующие самым строгим мировым канонам культурные учреждения.

Ледовый  Дворец  "Большой", по  заявлению организаторов Олимпиады,  превратится  в  площадку для грандиозных культурных мероприятий и, как мне думается, в поистине Южный  Большой  театр. Для этого  он  полностью подходит, начиная  с  необыкновенной  красоты  здания  и  заканчивая его  высокотехнологичными возможностями, далеко  превосходящими традиционные  театры  оперы  и  балета, построенные  в  19 в. и не   раз подвергшиеся реставрации.
 

НЕМНОГО О ГОРЕ  ФИШТ-ОСТРОВЕ  СЕМИ  ЧУДЕС

 О горной группе Фишта часто говорят как об «острове сокровищ» или «острове драгоценных кораллов», «коралловом острове». В геологическом прошлом Адыгея была морским дном, а современные горы – коралловым рифом. Здесь пролегал   океана Тетис, названный в честь морской нимфы.
  Вид на Фишт-Оштенский массив с вершины г.Ачишхо, Красная Поляна.
Фишт (адыг. Фыщт) — вершина в западной части Главного Кавказского хребта, высота 2867 м.
Ботаники, спелеологи и этимологи прозвали Фишт островом сокровищ.Природа здесь сотворила массу  эндемиков- уникальных растений произрастающих только  у  Фишта. Ежегодно чешские этимологи собирают на склонах Фишта коллекции уникальных насекомых.

Краеведы прозвали горы Фишта островом семи чудес. А  вот  что  это за  семь чудес  и  легенды о  Фиште-в  отдельной  моей  статье "Фишт-красивейшая западная вершина Кавказа".
Фишт образует совместно с вершинами Оштен и Пшехо-Су так называемый Фишт-Оштенский массив.  Фишт — самая западная вершина Кавказа, имеющая ледники на своих склонах (Большой и Малый Фиштинские ледники) и значительные скальные сбросы.
Топонимика

 
НЕМНОГО  СПРАВОЧНЫХ ЦИФР

Олимпийский стадион «Фишт»
Sochi olimpic stadium.jpg
Оригинальное название «Фишт»
Местоположение Адлер, Имеретинская низменность, Сочи, Россия
Заложен 2007
Цена постройки 778,7 миллиона долларов
Архитектор Populous
Вместимость 47,659 (ЧМ 2018)
40,000 (ОИ 2014)
25000 (после ОИ и ЧМ)
Размеры поля 105;68 м



Россия Россия, Сочи

Название: Олимпийский стадион «Фишт»

Адрес: Россия, г. Сочи, Адлер, Имеретинская низменность

Открыт: 2013 год

Вместимость: 40000

 

Что пройдет на Играх: церемонии открытия и закрытия.

Планируемая стоимость строительства в 2007 году: 1,6 млрд рублей.

Текущая стоимость: 18,5 млрд рублей.

Вместимость: 40000.

Как будут использовать после Игр: следующее крупное спортивное событие «Фишт» примет летом 2018 года – здесь пройдут игры чемпионата мира по футболу. В свободное от грандиозных турниров время – многофункциональный спортивно-развлекательный центр.
 
7.ВПЕЧАТЛЕНИЯ  ЗАКРЫТИЯ  СОЧИНСКОЙ   ОЛИМПИАДЫ

В минуты, когда отбиваются эти  строчки,на  стадионе  "Фишт"продолжается дискотека в  европейском  вкусе:превращенный  в танцпол стадион сияет красным  светом, как и  красная  шапка  ди-джея, заводящего  танцующих спортсменов под звуки  модного  евро-направления  psitrans.

Россия глазами  иностранного режиссера-такова  идея-концепция  Ген.директора  Первого  канала Константина Эрнста, доверившего сотворить Церемонию  Закрытия  Сочинской  Олимпиады известному  иностранному  режиссеру Даниэле Финци Паска, который присоединился к команде российских  постановщиков в качестве режиссера-постановщика Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, ставившему оперные  спектакли и  прочие  масштабные действа за рубежом.
Что  ж,  это  оригинально и    не лишено  резона. Ибо  если Церемония  Открытия, названная »Сны  о  России» отражала скорее узнаваемые  нами визитные карточки страны, особенно  в  части культуры титульной  нации  - то  Закрытие было  задумано  как  Россия   глазами  иностранного зрителя. Для миллиардной  аудитории мира такая   идея  безусловно  оправдана. Жаль  только, что  и в церемонии Открытия, и  в церемонии  Закрытия  не нашлось  даже  крохотного   места отражению  культур  или  хотя  бы  упоминания  других  народов многонациональной  Российской  Федерации, особенно  коренному  народу  места проведения Олимпиады.  Фигура  умолчания... Словно Российская Федерация-это унитарное  мононациональное государство. И  это самое грустное, что смазало впечатление как  на Открытии, так  и  на  Закрытии Сочинской  Олимпиады.

Но  удались ли визитные карточки России, представленные  на Церемонии  Закрытия? Сложно  сказать...
Перекос в сторону оригинальничанья без  всякого  смысла. Вроде  «балета 60  роялей»  с танцорами в  париках 19  века-тема русского балета вообще  как  на Открытии,  так  и  на Закрытии была несколько утрирована.  Наряду с замечательными  сценами-такие  «креативные»картинки, вроде балета 60  роялей...Да  еще  на  каком  фоне?!-Посреди центрального  рояля, на котором  Денис Мацуев исполнял первую часть втоорго  фортепианного концерта С.Рахманинова! Одно  из величайших произведенний русской  и  мировой  музыки, произведение, выражающее бескрайний  и   могучий дух России,  музыка, переворачивающая  сознание,-и вокруг  такой нелепый сюрреалистический »балет»!

К  слову, Мацуева  стало  модно бранить кому  не лень якобы за «бесталанность выскочки». Напрасно!..Блестящий пианист, фактурная и виртуозная игра. Ох, уж эти «оценки» посредственностей.
Скажем, тот  же  Второй концерт  для фортепиао с оркестором Рахманинева-послушайте в исполнении других(бесчисленных интерпретаторов), например, романтичного Вана  Клиберна с с/о  К.Кондрашина-это совсем иное звучание. Клиберн и  Мацуев совершенно  по  своему каждый прочли это грандиозное  произведение.

Замечательна  была идея  Коронационного марша Чайковского, редкоисполняемого  в  наше время -  при  проносе  олимпийского   флага  нашими чемпионами,  впереди  шевствовала  героиня  олимпиады  фигуристка  Юлия  Липницкая.

http://www.stihi.ru/2014/02/20/1897
Жаркий лед Юлии  Липницкой

Несколько  слов о  Гос.гимне РФ. Я уже писала о  впечатлении  на  открытии  когда гимн  России  неожиданно исполнил а капелла   Хор  мужского  Сретенского  монастыря.
На  Закрытии  также было представлено хоровое исполнение-сводного  Детского  хора  из тысячи  голосов. Дети в спортивной форме проникновенно  спели  полную версию Гимна РФ.
Это  умиляет. Это  прекрасно, что именно  Детский хор  исполнил государственный  гимн! Но...воткну  и   сюда шпильку.  Строй  детского  хора и  аранжировка гимна  по  мне  был  недостаточно  сочны. Общее  звучание было  однообразно-»однолинейным».
Дело в том, что  в среде хормейстеров  продолжаются дебаты. В  основном считается, что  профессионально поставленный  хор, в том числе детский, должен  выдерживать  один  тембр. Поэтому  с  индивидуально-яркими  тембрами в хор  не  берут  или  нивелируют  их, подгоняя  под общий  ранжир-единый  тембр  хора. В  лучшем случае, выбивающиеся из строя становятся солистами хора. Хор  должен звучать  как  если бы пел один голос! Одна  краска.  Но  есть  и  несогласные с этой канонической  точкой зрения. Есть в  России детские хоры, руководители  которых не стремятся нивелировать детские голоса  под общий  ранжир, когда звучание хора становится  однотембренным, словно поют   клоны, и  это  производит  впечатление   некоей палкообразности. Но  есть руководители  детских хоров, что  ищут многокрасочного  звучания  хора, в котором разные  тембры нескольких основных типов  голосов создают  дивное многокрасочное звуковое полотно. Гастроли  в  США, например, на фестиваль  хоров одного  такого многоголосого  коллектива  из России произвел сенсацию.
На Закрытии олимпиады мы  услышали «канонический» вариант детского хора:одноголосие. Профессионально и впечатляюще могут звучать и  одноголосный,  и   многоголосный  хоры, но  хотелось  бы услышать  именно последний  вариант...
Но  зато как были  великолепны  барабанщики!  Солдатушки, браво  ребятушки!

Тема  русской  литературы  под  музыку Арама Хачатуряна  из «Бала-маскарада»-также  производила  впечатление  нарочитости с  цитатами первых строчек  известных стихов русских  поэтов и  прозвиков.
Право, было  бы  лучше,  если бы полноценно  продекламировали несколько  знаменитых стихотворений классиков-профессиональные чтецы-декламаторы. По  крайней  мере,  школьники  услышали бы  КАК ПО  НАСТОЯЩЕМУ  читаются  стихи...Это можно  было  бы сочетать  с  каким-то  видеорядом,  но  не это хаотичное  смешение цитат  и  актеров в  ролях Ахматовой, Достоевского  и  т.д.

Таким образом, визитные карточки России не  слишком  удались  в  части «придания зрелищности»:второму фортепианному концерту  Рахманинова, стихам  и  прозе русской  классической  литературы.
Вот  разве вальс  из сюиты  Шостаковича  и вальс  из балета «Золушка»  Прокофьева на фоне цирка-были  уместны  и  сочетаемы  с  зрелищной  частью.
 Прекрасная  грустная  музыка-ремикс мелодии известного комозитора, впервые  применившего  в  нашей  стране  компьютерные технологии  в  сочинении музыки Эдуарда Артемьева при  прощании с  олимпийским  мишкой с  цитатой  из песни   Пахмутовой До, свиданния, Москва! Щемящая  нота.

...Хибла  Герзмава. Неслучайно, должен быть  выбор. Хоть  так...Известная оперная певица-родом  из этих мест,  из Адыгеи-как  и  Анна Нетребко из Краснодарского  каря.
Олимпийский  вальс  в  исполнении Хиблы  Герзмава »До  свиданья, Сочи»-вполне  мог  бы написан ...Дунаевским!  Не  знаю  кем  он   написан. Но  интонации песни-прощания  с  Сочи напоминают песни ретро-кино написанные Дунаевским, Хренниковым  и другими  русскими композиторами-песенниками первой  половины 20 века.

 Триумфальные  аккорды Первого  концерта Чайковского и салют  над  Фиштом!  Самая  духоподымающая  музыка  в  мире! На  оптимистической ноте Сочинская Олимпиада ушла  в  историю.

...И рок-концерт с танцполом. Шоу  продолжается!

 
 
 
 О  других объектах  олимпийского Сочи, архитектуре,  дизайне,  назначении, тому  как  будет  использоваться  в  дальнейшем  см мои  статьи  в Олимпийккой  Хронике Сочи 2014:
http://www.stihi.ru/2014/02/02/9934
Олимп. архитектура в Сочи. Ледовый Дворец Большой

http://www.stihi.ru/2014/02/02/9832
Олимп. архитектура в Сочи. Зимний Дворец Айсберг

http://www.stihi.ru/2014/02/02/10305
Керлинговый центр Ледяной куб. Архитектура олимпийского  Сочи.
   
 

 

 

 


Рецензии