Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра (ставропигиальный мужской монастырь).

    Свято-Успенская Почаевская Лавра  расположена в Почаеве (Тернопольская область), Украина.

 Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь в Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.

   Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году.Имен их история не сохранила.

   Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери.

   Со временем Лавра стала приходить в запустение. Вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

   Когда в 1596 г. польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и ополячивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 28 октября/10 ноября 1651 г.) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678 г.).

   Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская Лавра с 1713 по 1831 гг. находилась под властью униатов. Переданная затем в ведение православного духовенства, обитель в 1833 г. получила название Лавры с присвоением ей четвертого места в числе существующих в России.

   Соборный храм Успения Божией Матери — главное украшение Почаевской Лавры — построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 г. в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери.

    В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского. Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы.

   По милости Божией, при обстоятельствах, которые православный верующий человек не может не считать чудесами, возсиял этот очаг святocти на горах Почаевских. И с тех пор тут не оскудевает подвиг монашecкoгo делания — путь полного посвящения Богу, служения Ему молитвой и трудом, деятельной любовью к ближнему, а Пресвятая Матерь Божия от Своей чудотворной иконы вот уже более 400 лет не перестает изливать чудеса на каждого, кто с верой и надежной приходит к Ней. И преподобный Иов, игумен и чудотворец Почаевский, преподобный Амфилохий Почаевский своими нетленными мощами благословляют будни и праздники земной монашеской жизни и жизни многих богомольцев и паломников.

   Красоту монастыря, его духовную силу слагают не только великолепно расписанные храмы и мощные стены, но и те, кто живёт в обители. Рано утром, с первой утренней зарей звон монастырского колокола созывает иноков на первую молитву — полунощницу. В сумерках длинных коридоров идут монахи в храм на молитву. Мир ещё спит, а у чудотворной иконы Богородицы Почаевской начинается монашеская молитва. Она освящает жизнь нового дня своего народа, невидимо охраняя и укрепляя его. Под соборное пение с высоты иконостаса плавно спускается Икона и начинается чтение акафиста. Приложившись к чудотворной иконе, братия узкой галереей идёт в Пещерную церковь к мощам преподобных Иова и Амфилохия испросить у них благословение на дневные послушания.
В праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы читаются акафисты перед Ее Святынями и совершаются крестные шествия с Ее чудотворным образом. День памяти чудотворной иконы Божией Матери и вспоминание заступничества Её за обитель в 1675 году празднуют 5 августа.

   Память преподобного Иова прославляется трижды в год: 10 ноября — кончина /1651 г./; 10 сентября — обретение честных мощей; 19 мая — тезоименитство в связи с празднованием памяти праведного Иова Многострадального. Накануне празднования обретения мощей Преподобного раку с его мощами переносят в Успенский собор, а в день праздника, после поздней литургии, её обносят вокруг собора и с пением тропаря заносят снова в Пещерную церковь.

   23 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги и чудеса схиигумена Амфилохия Почаевского (Головатюка), принял решение причислить к лику святых Преподобного Амфилохия Почаевского и утвердил его иконописное изображение, а честные его останки решено считать святыми мощами. День памяти Преподобного Амфилохия Почаевского празднуется 12 мая по новому стилю.

   И праздничные, и повседневные богослужения в монастыре — это очищение человеческой души, стяжание благодати Божией. «Побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из неё не благоуханным» — словами святителя Иоанна Златоустого скажет каждый, кто хотя бы один раз побывал в Свято- Успенской Почаевской Лавре.

/ Материал взят из интернета./
------------------------------------- ---------------------------    ---------------- ------------------------------------
Автор работы художник Александр Сергеевич Кулемин.

http://www.stihi.ru/2014/03/02/1531

 Александр Сергеевич Кулемин окончил Тверское художественное училище им. Венецианова. В 1985 году окончил Московский полиграфический институт. Работал художественным редактором в издательствах «Советская Россия» и «Русская книга», главным художником издательства «Атлантида», одновременно сотрудничал с другими издательствами. В настоящее время работает на телевизионном канале «Радость моя». Им оформлено более 150 книг и альбомов в основном православного содержания. Часть книг была представлена на встрече, а новый альбом «Великая Отечественная война в произведениях Российских художников» был подарен библиотеке. Художник активно участвует в издательских и дизайнерских программах правительства Москвы. С 1980 года ведет активную выставочную деятельность. Член Московского Союза художников и Союза журналистов. А.С. Кулемин отмечен премией имени маршала Жукова за создание музея танка Т-34, премией Правительства Москвы.
-------------------------- ----------------------------------- ----------------------------- ----------------------------------------------------

Почаевской Свято-Успенской Лавре!!!
Галина Храбрая
http://www.stihi.ru/2012/08/04/7946

*    *   *


Рецензии