Следы Следы мгновений

                СЛЕДЫ МГНОВЕНИЙ

(заметки о книге стихов Вадима Вохнина «Следы»)

Четвёртая книга стихов Вадима Вохнина является логическим продолжением его первых поэтических сборников  «Вне души» (2004), «Строки из ниоткуда» (2005) и «Хроники провинциала» (2008), мы обнаруживаем в ней более глубокое раскрытие тех же тем и мотивов, которые уже были намечены поэтом в его ранних книгах: осмысление условностей и противоречий человеческого бытия, желание донести до читателя мысль о взаимосвязи всех элементов Мироздания, о нерасторжимом единстве Человека и Природы, личного и сверхличного Сознания, о непреходящей ценности каждого неповторимого мгновения вечно меняющейся жизни.
Несомненным достоинством новой работы Вохнина является хорошо продуманная структура сборника. Стихотворения внутри книги расположены особым образом: четыре больших раздела посвящены временам года, а пятый цикл является своеобразной кодой ко всей книге. Такая композиция кажется весьма органичной и оправданной, так как позволяет автору с максимальной полнотой раскрыть собственный замысел: показать неразрывную связь между природным и человеческим, а, кроме того, помочь читателю уловить близость между отдельными стихотворениями, сопоставив их в контексте того или иного цикла.
Название книги  «Следы»  на первый взгляд, кажется не слишком благозвучным, но оно точно отражает основную идею сборника: поэт предпринимает попытку «по следам пробраться к мигам»  запечатлеть в Знаке живое дыхание Мира, проникнуть сквозь окружающую нас символическую, искусственную реальность к подлинной Жизни, лишённой человеческих условностей и предрассудков.
Немецкий мыслитель и культуролог Эрнст Кассирер писал о том, что современный цивилизованный человек окружён созданной им самим с помощью бесчисленных знаков и формул символической вселенной, которая прочной сетью опутывает его сознание, заслоняя истинную картину Бытия, изначальную гармонию Сущего. «Следы» Вадима Вохнина  это попытка разорвать путы слов, выйти за пределы знаков, но вместе с тем поэт обречён на печальное осознание тщетности подобного стремления, ведь для выражения своих сокровенных идей и образов он тоже вынужден прибегать к помощи слов:

Можно ль безусловное претворить в условное?
Можно ль бессловесное обратить во словное?
Пробовали кистью, звуками пытались…
Но от тех мгновений лишь следы остались. 

Таким образом, «Следы»   это то, что осталось на земле, на снегу, на бумаге после  после того, как что-то свершилось, прошло, закончилось. Но значит ли это, что след, оставленный нами, бесполезен и не нужен никому? А если этот след  прекрасен? А если это не просто набор букв, а строка стихотворения? Не обладают ли наши следы собственной безусловной ценностью?
Если вспомнить, что говорит современная физика о свойствах материи, то оказывается, что во Вселенной вообще ничего не исчезает бесследно, ведь она  по структуре своей голографична: каждая её мельчайшая часть хранит в себе в зашифрованном виде информацию о строении Целого. Согласно теории суперструн, которую активно разрабатывают сегодня учёные, наше трёхмерное пространство  это лишь один из возможных миров, но его существование, как и эволюция видимой нами Вселенной не только допускает, но и нуждается в многомерности пространств, существующих в свёрнутом виде параллельно с нашим трёхмерным миром. Более того, в этих дополнительных измерениях и время должно течь неоднолинейно. Не исключено, что наше пространство пронизано множеством других бесчисленных слоёв, где продолжают существовать отпечатки, фантомы, копии, следы прожитых нами жизней, где Время течёт по иным законам. Кто знает, возможно, наука в ближайшем будущем вплотную подойдёт к разгадке истинного устройства Мироздания, и откровения святых и мистиков о многослойности Космоса окажутся реальностью, станет очевидным то, о чём догадывались великие мудрецы и провидцы: на светлейшем из этих слоёв, где-то на самом высшем плане Бытия нет ни прошлого, ни будущего, ни касания, ни следа от него, ни образа, ни его отражения, ни субъекта, ни объекта, а есть лишь Единое  один Вечный Миг, одна Сверх-Душа, один Универсум.
Именно такого Всеединства взыскует поэт в миг озарения, и в лучших стихотворениях Вохнина мы явственно ощущаем открывающийся его взору этот высший план Бытия, где сознание освобождается от оков нашего вездесущего «Я» и становится частью Единого надличного Сверх-Сознания:

На келейной стене
Распустился цветок
Луч пробился
В затерянный мой закуток.

И меня озарил,
И в себе растворил
Крепких стен вещество
И моё существо…

Что я? Где я?
Глазам не дано угадать…
Только льёт из пространства
Поток благодать…

Идеей Всеединства пронизана почти вся медитативная лирика Вадима Вохнина. И если по-настоящему познать эту сокровенную истину о Мире, любой след окажется для нас не случайным, и каждое стихотворение в книге нашего поэта предстанет как отблеск великой гармонии Бытия, как знак, указывающий не только на то, что он обозначает, но и на то, что по-прежнему остаётся невысказанным и невыразимым… 

 Клим БУЛАВКИН  (к.ф.н. поэт,прозаик, литературный критик)
 


Рецензии