Полет или...
как от космоса, внешним образом исследованного с помощью астрофизики и астрохимии, найти путь к космосу, который сокровенные глубины нашего существа свяжет со своими сокровенными глубинами. Великий педагог отвечал на этот вопрос разработанной им концепцией воспитания и образования. Основная идея его в том, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным, чтобы развить в человеке внутреннюю пластическую силу, способную создавать образы, наполненные глубоким смыслом. Не умножение сведений, а импульсы к пробуждению сознания постепенно приведут человека к гармонии с космосом, к его духовному познанию, к познанию себя как его частицы и модели.
Работа с детьми, особенно с маленькими, убедила меня в том, что в человеке изначально заложен огромный творческий потенциал, заложено чувство красоты и гармонии. Но это обычно спрятано в подсознании. Сознание ребёнка, его самооценка, критерии оценки собственного творчества значительно отстают от спящих в нём способностей. Этому способствует воспитание в семье, детском саду, в школе, где часто смотрят на ребенка как на существо примитивное. И моя первостепенная задача – это снятие зажимов, раскрытие подсознания, пробуждение творческого начала. Для этого у меня существует особая методика. Я убеждена, что творческие задачи надо ставить перед ребенком с самого начала обучения. Основы изобразительной грамоты постигаются в процессе творчества. Главное – пробудить творческие импульсы и избавить от стереотипов, которые им вбивают в голову воспитатели, не знающие, что трава может быть не только зеленой, а небо синим.
Изобразительное искусство – это, пожалуй, единственная область искусства, где не умеющие рисовать дети могут конкурировать с взрослыми художниками и превосходить их по силе самовыражения, художественной интуиции, эмоциональной выразительности., если дать толчок их творческим возможностям. До 9 – 10 лет все дети в той или иной мере художники. Через зрительные образы им легче выразить свои чувства, которых у них пока мало. По мнению специалистов, ребёнку так же необходимо рисовать, как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом. Главное, чтобы дети научились доверять своей интуиции и не растеряли полноты и свежести мировосприятия под влиянием унылых взрослых стереотипов.
Я стараюсь увидеть в каждом ребёнке прежде всего художника, а потом уже ученика. И дети , как правило, не обманывают ожиданий..
2
На моих глазах трехлетняя крошка, держа двумя руками большую кисть, создавала на обратной стороне обоев подлинные шедевры абстрактной живописи размером с лист ватмана. Другая «абстракционистка», пришедшая в студию в 2,5 г., через год стала лауреатом «Золотой кисточки» в младшей категории.
Та или иная разновидность гениальности спит практически в каждом ребенке.. Но ее очень легко задушить на корню, что и делает наша дошкольная и школьная система воспитания и образования, рассчитанная на вербальное , левополушарное мышление и осуществляемая эстетически не подготовленными педагогами, воспитателями детсадов.
Моя студия не раз участвовала участвовала в фестивалях «Зодчество» вместе со студиями дизайнерско-архитектурного направления. Первый раз я представила много работ детей из интерната, где начинала свою педагогическую деятельность. Среди них были те, которым скороспелые диагнозы. закрывали дорогу в нормальную жизнь, не давали возможность получить нормальное образование. Их переводили во вспомогательные интернаты с программой обучения на уровне четырех классов.
Такие дети часто оказывались художественно одаренными. Одной моей ученице с диагнозом «олигофрения» жюри фестиваля единогласно присудило диплом 1 степени. Институт дефектологии, благодаря моему вмешательству, снял необоснованный диагноз, но девочка так и осталась во вспомогательном интернате.
Международный фонд им. Чернихова присудил нашей студии специальный диплом и премию «За педагогическое мастерство, позволяющее наиболее полно раскрыть творческую личность ребенка». Жюри Союза архитекторов также высоко оценил деятельность студии и работы многих учеников. Моя работа с выразительными средствами линии, формы, цвета оказалась близкой направлению архитектурных школ, которое мне представляется наиболее плодотворным в художественном воспитании детей.
Сформировать творческую личность человека будущего под силу только творческой личности. Поэтому очень важно. чтобы рисовать детей с ранних лет учили художники. а не бабушки и воспитательницы, не имеющие понятия о языке искусства.
Раньше, когда нежилыми помещениями распоряжались жэки, художникам часто предоставляли помещения под мастерские с тем, чтобы они там работали с детьми. Сейчас – все в руках департаментов по нежилым помещениям, у которых главная забота, как бы извлечь больше выгоды из помещения. До эстетического воспитания детей чиновникам дела нет. В Москве огромное количество нежилых помещений никак не используется, в то время как огромному количеству художников негде работать, негде хранить свои картины, скульптуры.
3.
Стоило бы подумать о возвращении былой практики. А также о создании музея и методического центра детского творчества. Часто детские работы являются подлинными произведениями искусства, которым могут позавидовать профессионалы. . Но к ним редко относятся серьезно, выбрасывают, уничтожают. Соответственно и юные авторы вслед за родителями считают, что им надо научиться воспроизводить окружающий мир, как это делает фотоаппарат. Тогда они станут настоящими художниками.
Поскольку для детских шедевров, даже награжденных дипломами международных жюри, не находилось места ни в квартирах авторов, ни в школе-интернате, у меня собралась большая коллекция детского творчества, на которой воспитываются мои нынешние ученики. К сожалению, она никому не нужна.
Я убеждена, что детское изобразительное творчество - это особый вид искусства, который заслуживает своего музея и тщательного изучения , как средства воспитания креативной личности.
Свидетельство о публикации №114011812553
в стране, особенно при советах. На самом деле, хороших педагогов было немало,
но система, порождающая людей-винтиков, затаптывала творческое начало
и в педагогах, и в учениках...
В музыке творческим педагогам противостояла масса догматиков , опасливо
оглядывающихся на циркуляры и стандарты. А между тем творческое начало все же
пробивало себе дорогу. Одно из направлений - развитие творческого потенциала
через музыкальную импровизацию, плюс отказ от сухих упражнений и долбежки.
Свободная импровизация раскрывает способности настолько мощно, что развивая и личностные качества вообще, позволяет с легкостью овладевать и всеми
необходимыми техническими навыкам...
Постепенно импровизация входит как часть в работу музыкальных педагогов.
Особенно перспективна коллективная импровизация, поразительно быстро дающая
интересные, удивительные плоды.
Владимир Смирнов, композитор, педагог.
Элеонора Белевская 20.01.2014 15:48 Заявить о нарушении
Я согласна с тобой , что детское творчество-совершенно особый
вид искусства. Я очень увлекалась работой с детьми ,и сколько
видела полного равнодушия и непонимания...
О чем говорить,когда в школах рисование--45мин в неделю.
Это говорит о том , что весь народ необразован в культурном плане.
поэтому в Москве нет МУЗЕЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА,
зато для перформансов Кулика деньги у государства -нашлись...
художник и педагог-Светлана Матковская-
Кому:...
Элеонора Белевская 01.02.2014 16:58 Заявить о нарушении