о, мрамороподобная, тонкозернистая Дева!
жидкая и горячая, застывшая и холодная,
выросшая - стать вазой! плотная и возвышенная...
думала ли, нежная, поступью еле слышною -
куда ты идёшь, за руки ничьи не держась над пропастью?
воздух - аром песнопений, всё это ты, воздушная!
стала скульптурой мраморной - некому расколдовать.
гонит волна предательства чёрной тафтой шуршащая
белое Сердце светильника стынет единым куском.
день зачинается заново. волны грохочут с вечера.
ночь полнолунная знает - скоро Закат Луны!
17января 2014года
*Алебастр - по названию г. Алебастрон в Др.Египте. Мрамороподобная, тонкозернистая, плотная разновидность гипса.
Сосуды для ароматических средств, вазы и скульптуры из алебастра.
**Канопа царицы Кийа.
Каир, Египетский музей (inv. JE 39637).
Алебастр. Выс. 38,3 см.
XVIII династия.
Несмотря на то, что канопа – это элемент погребального инвентаря, один из четырёх традиционных сосудов для хранения внутренностей, изъятых при бальзамировании, крышка этого произведения искусства выполнена с истинно светским мастерством и передаёт, безусловно, очарование облика ещё живого человека. Возраст изображённой женщины условен, так как памятник предназначен для вечности; форма лица с удлинённым прямым носом, узкими глазами и чувственным ртом помогают датировать канопу второй половиной амарнского периода. К сожалению, и крышка и тулово сосуда были целенаправленно повреждены ещё в древности, что очень сильно затрудняет идентификацию той царственной умершей, для которой предназначались канопы.
Безусловно, это узкое лицо в круглом “нубийском” парике, популярном при дворе в Ахетатоне, изображает одну из женщин дома фараона Эхнатона. Углубление на лбу портрета указывает на то, что некогда там был урей, символ царственности, сбитый теми же людьми, которые уничтожили надписи на тулове сосуда.
Со времени находки четырёх сосудов, один из которых в настоящее время хранится в музее Метрополитен, а три – в Египетском музее в Каире, было предпринято множество попыток идентифицировать изображённую на крышках женщину. Канопы приписывались Нефертити, старшей дочери Эхнатона – Меритатон, матери Эхнатона – царице Тейе. Все эти гипотезы легко объяснимы тем, что надписи с именем и титулами царицы были почти полностью уничтожены. Детальный анализ полустёртых иероглифических знаков, тем не менее, показал, что сосуды были изготовлены для погребения Кийа – второстепенной жены Эхнатона, возможно, матери царевичей Сменхкара и Тутанхатона; круглый “нубийский” парик также очень часто является атрибутом Кийа на её изображениях.
Гробница KV55 в Долине царей, где в 1907 году были найдены канопы Кийа, до сих пор остаётся, пожалуй, самой противоречивой из всех обнаруженных египетских гробниц. В ней были найдены фрагменты позолоченного ковчега царицы Тейе, магические "кирпичи" с именем Эхнатона, саркофаг Кийа, переделанный для погребения молодого мужчины, вероятно, Сменхкара, и, наконец, четыре алебастровые канопы, сохранившие для нас поразительный скульптурный портрет женщины, которая была, судя по сохранившимся на саркофаге текстам, любимой женой фараона-"еретика".
Публикации:
Saleh M., Sourouzian H. The Egyptian Museum Cairo: Official Catalogue. Mainz, 1987, no. 171.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. – М., 1965. – Илл. 45.
Свидетельство о публикации №114011703887
Лиза Чайка 3 18.01.2014 10:17 Заявить о нарушении
Светлана Водолей 18.01.2014 11:45 Заявить о нарушении
Светлана Водолей 18.01.2014 11:48 Заявить о нарушении