Дмитрий Игнатьев - интервью для Atmosfear 12-2013
(TANTAL, EVERLOST, FLASH OF AGGRESSION, «Д.И.Г.А.»)
Большое интервью с большим музыкантом. Как говорится, хорошо, если из тебя выйдет толк, но лучше, если из тебя получится человек. Из ДМИТРИЯ ИГНАТЬЕВА уж точно Человек получился и – в этом есть ещё какой толк, я вас уверяю!
- С чего у тебя лично вся эта музыка начиналась – как у меломана и как у музыканта?
«Начиналось лет в 10 – с найденных дома пластинок. Мне почему-то сразу приглянулся конверт с обложкой `A Hard Day’s Night` The Beatles. Я поставил её в проигрыватель и тут понеслось! Показалось, что я уже слышал эти песни где-то – может быть, в бессознательном детстве, а может быть, и раньше. Как бы то ни было, я сразу понял, что это моё. Дальше – больше: благодаря музыкальной коллекции своих родителей, я открыл для себя Deep Purple, Rainbow, Led Zeppelin, Pink Floyd. А помимо желания наслаждаться любимой музыкой, со временем пришло и желание научиться играть любимые произведения. Так я откопал в гараже старую гитару и стал в буквальном смысле «охотиться» за нотными сборниками, т.к. в то время, когда я рос, это был большой дефицит: приходилось тратить свои кровные ни на картриджы к «Dendy» или тамагочи, а на распечатанные с ксерокса листочки с табулатурами. Огромное спасибо моим родителям, что с пониманием относились и до сих пор относятся к моему увлечению и помогают, как могут».
- А как в гараже оказалась та гитара? Что-то родители рассказывали о том, как в их-то уши и сердца попали «битлы» и «пёплы»?
«Насколько я помню, это была папина семиструнная гитара. Не знаю, почему она там оказалась – видимо, со временем её убрали из-за ненадобности… По словам родителей, я с детства таскал за собой эту гитару, хотя тогда был сам ростом с неё, поэтому маме или папе приходилось носить этот инструмент за меня. А на счёт того, как попали эти группы в уши родителей, думаю как и большинству людей того времени: мода и запрет из-за «тлетворного влияния».
- И не было ли желания научиться играть именно на семиструнке с русским строем?
«Как ни странно, меня никогда не посещали такие мысли, и такого желания не возникало. По всей видимости, сказались музыкальные тенденции в металле, где музыка основана на риффах и power-chord’ах. В группе Rest In Pain я начал активно использовать семиструнную гитару, но чисто в металлическом контексте и не в «русском строе». Конечно, там есть куча вариантов строев, но в классическом понимании семиструнной техники я так и не овладел ею – просто не было необходимости».
- Когда ты сам начал именно сочинять и понимать, что это, на самом деле, у тебя получается? Причём, это касается и музыки и текстов...
«Сочинять начал сразу, как только более-менее освоился с инструментом – но об этих произведениях лучше не упоминать вообще. Думаю, понимание того, что я могу написать от начала до конца некую адекватную композицию появилось при работе над дебютным альбомом группы Tantal. На тот момент у меня было достаточно опыта и знаний, чтобы осознанно это делать. На самом деле, и сейчас я учусь писать музыку, для меня этот процесс схож с процессом самосовершенствования: можно оттачивать мастерство бесконечно. Касаемо же текстов: я никогда не видел себя в роли текстовика. Но в один прекрасный момент ситуация в группе вынудила взять все бразды правления в свои руки – в том числе и взвалить на себя ответственность за написание текстов. Так сначала, я переводил русские тексты, написанные нашим бывшим гитаристом, на английский язык, но потом почувствовал, что могу делать это и сам сразу на английском. Опять же, всё совпало с моментом, когда у меня хватило опыта и смелости взяться за это дело».
- Писал ли и пишешь ли что-то на русском?
«Писал, конечно, но только всякий бред во времена «детских» репетиций с моим братом – Андреем Смирновым. Если пишешь на русском языке, то к тебе предъявляются очень строгие критерии, т.к. наш язык один из самых трудных. Для этого необходимо быть очень начитанным и грамотным человеком, коим я себя не считаю. Никогда не говори никогда, но в мои планы пока не входит самостоятельное написание русскоязычных текстов. Кстати, на новом альбоме Tantal мы решили поэкспериментировать и включить в качестве бонус-треков две песни с текстами на родном языке, написанные, Георгич, как раз тобой».
- Хех! О как ты нас выдал! Да, интересно, конечно, что у нас в результате получится. Надеюсь, ждать осталось недолго. А существуют ли в природе какие-то песни, автором которых ты бы вот хотел быть сам?
«Интересный вопрос – никогда не задумывался об этом. Но если поразмыслить, то пусть это будут Guns’N’Roses “Don’t cry” да “November Rain” и Bon Jovi “Always” – чтобы, сами знаете, «кто», делали, сами знаете, «что» автору и исполнителям. Потом, для слушателей мужского пола, конечно же, Metallica “Master of Puppets”. Но честно, сказать, сильно сомневаюсь, что эти песни стали бы хитами, если бы были написаны мной. Как показывает история: просто быть талантливым мало, надо быть ещё и удачливым».
- Да – в нужное время в нужном месте… Вообще, недавно я сам очередной раз послушав пару-тройку абсолютно андеграундных банд, подумал, как же в мире много отличной музыки – и даже с «коммерческим потенциалом» - но не для всех у Судьбы открыты двери да и не все, честно говоря, особо-то в эти двери стучат сами… А что на счёт команды твоей мечты? Есть ли в твоей голове некий dream-team?
«Про «команду мечты» не могу сказать ничего – для меня в моих любимых группах нет слабых звеньев, или того, кого, будь моя воля, я хотел бы заменить. Хотя, возможно, я бы хотел послушать некоторые из песен Dream Theater с вокалом Рассела Алена из Symphony X / Adrenaline Mob».
- Давай теперь обратимся к твоему «резюме». Тебя знают, в основном, по двум группам – Rest In Pain, которую ты уже упоминал выше, и Tantal - расскажи о корнях этих двух банд и о том, что в них делается сейчас?
«Rest In Pain для меня всегда была очень своеобразной и самобытной группой. Музыкальный стиль мы определяли как «psycho death metal», а в нынешнее время ей бы ещё добавили приставку «math –…» В состав этой группы я попал в 2006-ом году, благодаря их басисту Юрию “Christophor” Коротовскому. До этого группа уже играла семь лет и успела записать ставший культовым альбом `Leprosy Of Subconscious`. К моему большому сожалению, перед началом записи второго альбома из группы ушёл по-своему уникальный барабанщик Владимир “Vlad” Трусов, замену которому мы так и не смогли найти. После года поисков, в 2010-ом году, лидер команды решил приостановить всю деятельность до лучших времён. Они до сих пор так и не наступили… Касаемо группы Tantal – она была образована в 2004-ом году. До этого мы с нашим басистом Михаилом Кривульцом и теперь уже бывшим гитаристом Александром Бессилиным пять лет играли в команде под названием “Новая Реальность”. Это было что-то вроде «хард-рока». Втроём мы решили, что хотим играть более тяжёлую и сложную музыку. В результате с 2004-го года мы стали называться Tantal, а к 2005 году полностью укомплектовали состав барабанщиком Вячеславом Гуровым и вокалисткой Софьей Райковой. После этого, в 2007-ом мы записали наш промо-диск `Emotional Distress`, а в 2009-ом году на лейбле Mazzar Records увидел свет наш дебютный альбом `The Beginning of The End`. В 2011-ом году мы приступили к записи песен для нового альбома `Expectancy`, но тут нас ждал неприятный сюрприз, который надолго вывел команду из рабочего режима: в 2012-ом, когда весь материал был записан, и мы ждали результатов работы певицы, возникли серьёзные разногласия с Софьей, что вынудило нас начать поиски новой вокалистки. Это затянулось на целый год, и мы уже не верили в победу, поэтому решили обратиться к сессионным музыкантам. Первым из них стал замечательный вокалист и педагог по экстремальному вокалу Влад Лобанов (из группы Vector Of Underground). Он и записал все партии экстрим-вокала к новому альбому. А потом удача улыбнулась нам уже летом этого года, когда я познакомился с вокалисткой Миланой Соловицкой. После первого прослушивания стало понятно, что нам подходит тембр её голоса, и она сама полна решимости стать полноправным участником группы. Благодаря Милане, мы все сможем порадоваться новому альбому Tantal к концу 2013-го года. Я очень на это надеюсь!»
- Уверен, надеешься-веришь-ждёшь не только ты и не только участники группы. Скорее бы уж! Чем отличается новый материал от старого? Есть ли некая смысловая концепция у альбома?
«Однозначно отличается! Чуть-чуть поумерив свой пыл как инструменталистов, мы постарались сделать именно песни, а не просто навороченные композиции с кучей соло и риффов. Стало ещё больше мелодики и «хуковых» моментов в песнях, в основном, благодаря партиям чистого вокала, которому отведено гораздо больше места, чем на первом альбоме. По традиции, все песни объединены общей концепцией. Но в этот раз вы не найдете мыслей о суициде и всяческих социальных проблем. Лирика нового альбома основана на моём личном опыте и собственных переживаниях. Основная идея – попытка человеком найти смысл жизни, найти себя, разобраться в себе, безрезультативность которой приводит к отчаянию и разрушению всех надежд».
- А как же ваш Александр Стрельников стал твоим коллегой и «братом по оружию»?
«В Tantal Саня пришёл в 2007-ом году – после ухода Александра Бессилина. Нашлись мы с ним через нашего общего знакомого, с которым они очень удивительно познакомились. По словам Саши, если ничего не путаю, он просто услышал в его плеере Children Of Bodom, и сам в этот момент был в их футболке, сразу решил подойти и потрещать-познакомиться с человеком, разделяющим его интересы. Вот так просто, на улице. Соответственно, когда мы занялись поисками музыканта, ему об этом сообщили, и он связался с нами. На первой же репетиции все были поражены его техникой, а через пару недель мы уже дали с ним наш первый концерт. Человек смог выучить все наши – на тот момент длиннющие и запутанные – композиции, придумать партии соло-гитар и достойно отыграть концерт. По своему опыту скажу, что не каждый музыкант настолько быстро и оперативно смог бы осилить багаж таких песен. С ним мы записали наш первый альбом `The Beginning of The End`, а осенью, на выставке «Музыка-Москва» встретились с руководством компании «Аваллон» (представители гитар ESP в России) и передали им наш диск. Музыка им понравилась, в результате мы получили эндорсмент ESP и возможность давать мастер-классы на их стенде, для чего подготовили несколько инструментальных разноплановых композиций, видео на одну из которых получило большой резонанс в гитарной тусовке. Могу со 100%-ой уверенностью сказать, что нам повезло с Сашей – такого преданного нашей группе человека я больше не встречал, и очень рад, что он с нами, а про то, что он является первоклассным музыкантом, я даже говорить не буду, т.к. все это уже давно знают!»
- Ну, что ж, это супер, конечно! Вообще, подобные отношения таких гитаристов – это здорово! Ряд музыкантов нашей тяжёлой сцены «числятся» в разных группах или просто записываются в качестве сессионщиков. Ты тоже был замечен в других проектах и группах, кроме Tantal – расскажи о самых значимых для тебя, не связанных с твоей основной группой?
«В первую очередь это экстремальный проект Fatal Band – его участником я был с 2005-го по 2009-ый год, записал EP `The Worst` и альбом `Cornered`. Для всех почитателей техничного «мяса» такая музыка придётся по душе. Благодаря этой группе, я и смог стать частью группы Rest In Pain. А в 2013-ом году я стал полноправным участником модерн-метал группы Everlost, в состав которой входит мой брат, о котором я говорил уже, гитарист Андрей Смирнов (U.D.O., «Земляне», ex-«Мастер»). Я как-то помогал коллективу в 2007-ом году на нескольких выступлениях в качестве второго гитариста, и вот судьба опять свела нас вместе. И на данный момент мы уже вместе усердно трудимся над сочинением песен для нового альбома. Так, дальше: думаю, когда этот номер журнала выйдет, на лейбле CD-Maximum будет уже выпущен альбом нашего модерн-треш проекта с женским экстремальным вокалом Flash of Aggression `Seed Of Hate`. Это группа, созданная мной и Андреем, а история её такова: будучи детьми, мы вместе с ним росли на таких группах как Megadeth, Kreator, Slayer, Exodus, Metallica и постоянно собирались дома, играли их песни и придумывали свои композиции, а затем записывали их на магнитофон. Повзрослев, у нас появились свои музыкальные проекты и другие дела, но идея записать подобный диск постоянно проскакивала в наших разговорах. Музыку для проекта мы сочиняли в свободное от наших основных музыкальных дел время в период с 2011-ый по 2012-ый год. И вот мы наконец-то нашли время собраться, соединить воедино все наши идеи и сделать запись. При этом нам очень помогли наши хорошие друзья и коллеги: барабанщик Сергей Серебренников (Everlost, группа Валерия Гаины) и вокалистка Полина Березко (Grace Disgraced). Про этот проект также хочется сказать, что по музыке и настроению это злобное альтер-эго всех наших коллективов, в которых мы принимаем участие. Ну, и в начале 2012-го неожиданно для себя самого я стал участником акустического дуэта «Д.И.Г.А.», к которому ты, Г.`еоргий А.`рустамьян, имеешь самое прямое отношение. Немало мы выступали живьём и даже удалось разделить сцену с участником Antimatter Миком Моссом и певицей-пиансткой Викой Ансельмо. Нашу музыку, по-моему, можно охарактеризовать как мрачный акустический рок в духе Anathema и уже упомянутого Antimatter – но с русскоязычными текстами. Надеюсь, в ближайшем будущем мы и с тобой запишем полноценный альбом».
- Да уж, я тоже надеюсь и, пользуясь случаем, хочу официально заявить, что очень доволен и рад нашему с тобой «дигерству». Но мы с тобой коллеги не только в сочинении музыки, а и текстов. Ты тоже умудрился не только для своей группы, но и, например, для сольника Славы Молчанова из группы «Кипелов» тексты написать.
«Да, помимо деятельности гитариста, мне представилась возможность написать несколько текстов не для своих песен. Для англоязычного сольного альбома Вячеслава Молчанова я написал два текста, и три – для первого тоже англоязычного альбома Андрея Смирнова. Последние – в соавторстве с вокалистом Вячеславом Сенчуком («Галактика»).
- Уже несколько раз упомянут твой брат – Андрей Смирнов – какие у вас отношения с ним – личные и профессиональные?..
«Про профессиональные отношения с Андреем, думаю, всё понятно из сказанного мной выше. Я ему очень благодарен за его постоянную поддержку и мотивацию. Касаемо личных отношений, то тут тоже всё очень гладко. Не смотря на то, что мы с ним троюродные братья, так получилось, что общаемся мы как очень близкие родственники. Мы в одно и тоже время начали играть на гитарах, с детства нас объединяла любовь к тяжёлой музыке и так происходит до сих пор».
- Гитары, гитары, гитары… Конечно, нельзя не спросить об эволюции твоих гитар и оборудования – чем пользуешься сейчас и почему?
«Началось всё со старой акустики из гаража, как ты уже знаешь. Марку её я не помню. Потом я выменял у знакомых на детали от мопеда полуакустическую гитару (что-то типа «совкового» Gretsch). Видя моё упорство в освоении гитары родители подарили мне мою первую, настоящую кастом-шоповую электрогитару. Естественно, потом был куплен дисторшн, следом за ним – процессор эффектов ZOOM505. В те годы выбор «пионера» был не велик. В 2004-ом году родители мне подарили мой первый профессиональный инструмент ESP Horizon FR2, который я до сих пор использую на концертах и на студии – для меня это самый дорогой инструмент в моей коллекции. Когда в Tantal пришел Саша Стрельников, то оказалось, что он тоже поклонник гитар ESP, только у него была другая модель MII. Для него и для меня лично было большой честью оказаться в числе официальных представителей компании ESP в России. На данный момент в моей гитарной коллекции есть ESP Horizon FR2, семиструнная новинка ESP Horizon NT7, а также гитара американской фирмы Dean Time Capsule и японский Caparison Horus. Для акустических выступлений и записи на студии я использую довольно старую гитару Ibanez серии Artwood. Касаемо обработки звука, то тут я перепробовал многое: долгое время я использовал педаль фирмы TC Electronics SansAMP, потом был «цифровой» период с Line6 Pod XT Live. С 2011-го года я начал использовать педали легендарной российской фирмы AMT Electronics. В моём арсенале сейчас есть преампы серий AMT E1, AMT R1 и AMT E2. Касаемо дополнительной обработки я использую Ibanez TS9 в качестве «грелки» к преампу AMT R1, дилей Boss DD7 и педаль wah-wah фирмы Dunlop Cry Baby From Hell».
- Нас с тобой неким мистически-парадоксальным образом объединила любовь к дум-металу и Bon Jovi. Как ты пришёл именно к этим различным «форматам»? И удиви меня и всех остальных, что тебе ещё нравится слушать – нечто из ряда вон…?
«Ну, если честно, я себя не считаю большим ценителем и знатоком дум-метала, но началось всё, как ни банально, с песни Paradise Lost “True Belief”, клип на которую я много лет назад увидел по MTV в передаче “Hard Zone”. Естественно, потом в моей коллекции появился диск `Icon` и все остальные альбомы. Помимо этой легенды, мне очень нравятся Swallow The Sun и October Tide – боюсь, этими командами для меня и ограничивается мир дум-метала. С Bon Jovi было гораздо проще, т.к. подобная музыка всегда была и есть более доступной и для понимания и физически для меломана, так что первую кассету сборника `Crossroad` мне дал послушать мой двоюродный брат. Не могу сказать, что мне сразу пришлась группа по душе, но со временем я проникся не только их песнями, но и сольными работами Джона. Что касается разно-форматности моих вкусов, то тут я стараюсь не ограничивать себя никакими стилистическими рамками. Если музыка цепляет, то я буду её слушать – не важно поп-рок это или экстремальный металл. Конечно, был период моего юношеского максимализма, когда я слушал исключительно дэт метал и не признавал ничего, кроме него, но это прошло, т.к., как мне кажется, у большинства людей наступает момент, когда чувствуешь, что не только тебе, как музыканту, необходимо развиваться, но и твоему музыкальному вкусу это тоже необходимо. Не знаю, на сколько мой плей-лист может удивить кого-то, но тут есть арт-роковая команда из 1970-ых Frumpy с весьма колоритной вокалисткой, очень нравятся два последних альбома Pain Of Salvation, опять же стилистически выполненных в рамках рок-музыки 1970-ых. Есть чуток готики и дарка от Dreadful Shadows и Katatonia, старого-доброго euro-dance от Masterboy, Ace of Base и E-Type, немного мейнстрима от Shinedown, 3 Doors Down и т.п.. В общем, всего по немногу, но, в основном, это прогрессивный рок-метал, классики и новинки хэви-треш-дэт метала, ну и, естественно, порой появляются любимцы из современных «коров» и «джентов».
- Давай ещё раз о любви – ты известен своим трепетным отношением к Дэйву Мастейну из Megadeth, а личность он, мягко говоря, не однозначная на всех фронтах и уровнях. Расскажешь вашу «историю любви»?..
«С момента, когда я услышал `Rust In Peace`, этот альбом сверг с первого места `…And Justice For All` в моём личном хит-параде трэша навсегда. Задолго до того, как стали сильно развиты информационные технологии, а в Интернете с лёгкостью можно узнать каждый «чих» твоей любимой звезды, меня подкупали не слова и цитаты, сказанные Мастейном, а эмоциональность и искренность его музыки и текстов. Для меня он также является отличным примером сочинителя сложных, «пальцовых» и при всем при этом запоминающихся риффов и мелодий, что большая редкость для современного металла, опять же с моей точки зрения».
- Мы все привыкли к западным маякам - а есть ли у тебя в наших краях те, кто вдохновлял и вдохновляет? Может быть, что-то из кино, литературы, живописи?
«Про русский современный кинематограф я лучше умолчу… Из советского кино мне очень нравится меланхоличный «Курьер» – думаю, отчасти он являлся для меня вдохновителем при написании текстов к новому альбому Tantal. В остальном «вдохновляют» наши политики и остальные хозяева жизни, о моём отношении к которым можно будет почитать в буклете к альбому `Seed Of Hate` нашего проекта Flash of Aggression. Если говорить о литературе, то это будет классика: Достоевский, Бунин, Булгаков. Не так давно я открыл для себя книги серии «Ракеты и люди» Бориса Чертока, но тут речь уже не о вдохновении, а о личном интересе, т.к. небольшая часть моей работы связана с российской космонавтикой. К сожалению, с творчеством современных писателей темп моей жизни не позволяет ознакомиться. Касаемо живописи, то вынужден признаться в своей непросвещенности в этой области…»
- О, а в чём именно работа связана с космонавтикой, если не секрет? Общался ли с бывалыми космонавтами? Когда я лечу на самолёте и вижу Землю, когда смотрю просто в небо или на фотографии Космоса, у меня проявляются весьма явные дуалистические ощущения: мы – боги, и мы - прах и пепел... Если начать заморачиваться этим, то... Я даже не знаю…
«Да собственно, ничего такого в моей «связи с космонавтикой» нет – просто я работаю в компании, одно из направлений деятельности которой строительство сетей связи. «Роскосмос» тоже является нашим заказчиком – в результате, раз или два в год я езжу в командировки в славный город Байконур. За это время удалось попасть туда и на День Космонавтики и пуск ракет посмотреть. С космонавтами была возможность пообщаться, но, к сожалению, из-за дел по работе не удалось… А так, наслушался много всевозможных историй от персонала космодрома – конечно, эта тематика весьма интересна. Меня самого поражает наша Вселенная – если так подумать, то и наша планета это всего лишь песчинка в Космосе, кусочек одной Галактики, количество которых бесконечно. И трудно себе вообразить, что мы одни во всей Вселенной, мне просто трудно в это поверить. А если мы одни из разумных обитателей, то от этого становится страшно, хотя, возможно, для других жителей Вселенной мы можем казаться совсем не разумными и довольно примитивными».
- Остаётся лишь надеяться, что искусство хоть как-то нас оправдывает и делает наше пребывание здесь более осмысленным… Чем для тебя раньше была музыка и что такое она сейчас?
«Раньше она была развлечением, а сейчас – больше средством для выражения своих эмоций и мыслей. Это также и хорошее средство, чтобы отвлечься от повседневных проблем и прочей жизненной рутины. Я не представляю, кем бы я стал и чем бы занимался в свободное время, если бы не стал увлекаться музыкой и игрой на гитаре».
- Однако же я помню, ты несколько раз говорил "в ****у" относительно музыки, но ты всё равно сейчас более чем активен – расскажи, что выбивало из колеи и что возвращало упрямо обратно?
«Да, бывали сложные периоды, когда я думал, что всё, больше к гитаре не подойду. В основном, это было из-за неудач в процессе записи, причём не касающихся того, что не могу сыграть или придумать, а из-за тех неудач и обстоятельств на которые ты ну никак не можешь повлиять. К процессу записи каждого альбома мы с Tantal очень тщательно готовимся – репетиции, демо-запись каждой песни, выверка партий и т.п. Меня всегда сильно угнетает беспомощность. В качестве примера – наш альбом, который мы начали записывать с 2011-го года! Из-за разного рода обстоятельств мы увидели финишную прямую только осенью 2013-го. За эти два с половиной года я несколько раз говорил своим ребятам, что это конец, и если бы они разделяли мою точку зрения, то я бы перестал бороться. Как раз их преданность делу и наша дружба давали мне силы, чтобы собрать всё, что мы уже наработали в охапку и продолжать долбиться головой о стены. Ну и, конечно, мой брат Андрей Смирнов и хороший друг Сергей Серебренников всегда поддерживают и мотивируют меня – благодаря им, я смог отвлечься от забот, связанных с основной моей группой, и записать альбом Flash of Aggression. Я вновь почувствовал уверенность в своих силах, и теперь – ждите новый диск группы Tantal!»
…С Димой мы могли бы очень долго болтать, но, уверен, пока для «публичного разговора» достаточно. Добавлю лишь в заключение, что окончил я работу над этим интервью именно в тот день, когда в «сети» появилось премьерное лирик-видео группы Tantal на новый трек «Nothing»…
Сил-Терпения-Удачи!
Свидетельство о публикации №114011503707