Меч апостола Петра

Во всех четырех Евангелиях, в рассказе о поцелуе Иуды и пленении Иисуса в Гефсиманском саду подчиненными синедриона, повторяется один и тот же эпизод – апостолы попытались оказать сопротивление, и один из них, ударив мечом раба первосвященника, отрубил ему ухо. Но лишь в Евангелии от Иоанна сказано, кто был защищавший Христа. Это был апостол Петр.
 
Иоанн. 18, 10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
 
В других Евангелиях есть и дополнительные подробности, например, Лука рассказывает, что Иисус тут же исцелил Малха, а Матфей приводит слова Иисуса: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? Но, при различиях в деталях, везде одна и та же история.

В изобразительном искусстве многократно воспроизводились различные эпизоды из Священного Писания. Не стал исключением и меч апостола Петра. В большинстве случаев он изображен достаточно реалистично, но недавно мне пришлось увидеть совершенно уникальную живописную работу. Это картина Уголино ди Нерио «Поцелуй Иуды», находящаяся в собрании Лондонской Национальной галереи. Уголино ди Нерио – художник из Сиены, ученик и последователь знаменитого мастера Дуччо ди Буонинсенья, родился предположительно в 1280 году, работал в первой половине XIV века, умер либо во время великой чумы 1349 года, либо ранее. Картины Уголино ди Нерио хранятся во многих ведущих музеях мира. Только в России его работ нет.

Вот деталь картины. Посмотрите – что держит в руке апостол Петр? Ну, совершенно не похоже на меч это «орудие». Отчетливо вижу опасную бритву – с тонкой рукояткой, относительно широким лезвием и характерно округленным концом. И апостол Петр скорее не бьет ей Малха, а режет ему ухо…
Художник эпохи, переходной от Средневековья к Возрождению стремился показать «невоинственность» апостола, малость его оружия, стремясь подчеркнуть этим смиренность и богоугодность Св. Петра даже в эпизоде кровопролития. Но современное восприятие трудно смиряется с этим – слишком жесток и страшен прошедший ХХ век. Да и наше время не отличается смиренностью. И режущая бритва вызывает жуткие ассоциации, которых не мог и подозревать древний мастер Уголино ди Нерио.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.