женское образование в России

Любому здравомыслящему человеку понятно, что не имея профильного образования конкурировать по достижениям с тем, у кого оно есть, сложно.  Очевидна нелепость претензий к меньшему количеству, а то и "отсутствию женских достижений" в различных областях науки и прочих сферах на всем протяжении истории. В связи с этим хотелось бы обратить внимание, когда и как в России женщины были допущены к образованию.

О высшем образовании для женщин заговорили впервые на рубеже 50-60-х гг. XIX в. в ходе подготовки  реформ,  зарождалось и развивалось оно при скрытом или явном противодействии властей. И тем не менее с середины ХIХ века передовая русская общественность развернула упорную борьбу за доступ женщин к высшему образованию и постепенно добивалась в этом все новых и новых успехов. Вдохновленная просветительскими идеями, русская разночинная интеллигенция старалась представить право на образование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Еще в пятидесятых годах в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы, и хотя их пребывание здесь было временным (в 1859 году женщинам было запрещено посещать университеты).

При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины допускаться к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они допускаться к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться.
В результате, Унверситетский Устав, принятый в 1863 г., не предоставил права поступления в университеты женщинам. Это вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу.

в 1864 г. Вопрос женского образования окончательно замер даже в печати, пока он вновь не был возбужден Е. И. Конради.

В 1867 г. она внесла в собравшийся тогда в СПб. съезд натуралистов записку о необходимости научного образования для женщин; но съезд, не имея в своем составе педагогического отдела, не имел права входить в обсуждение записки и вынужден был ограничиться выражением сочувствия к ее основной мысли.

В марте и мае 1868 г. на имя ректора спб. университета поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве "лекций или курсов для женщин". В числе ходатайствовавших было около ста женщин высшего круга; во главе движения стояли Е. И. Конради, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская, Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, А. П. Философова, М. В. Трубникова; содействие им с самого начала оказывал А. Н. Бекетов. Одновременно с этим и в Москве образовался кружок женщин, решившихся добиваться высшего образования. Министр народного просвещения дал согласие на учреждение лишь "общих публичных лекций, т. е. совокупно для мужчин и женщин, так были

В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола;

в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве.

В 70-е гг. XIX века начинается и распространение специального образования для женщин. Первым опытом становятся курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге в 1872 г. (с 1876 -Женские врачебные курсы), в

1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве.

 В 1886 министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем Ж. образовании.

 в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее Ж.о. приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.

В конце 19 - начале 20 вв. было возобновлено и усовершенствовано женское медицинское образование, восстановлены и открыты новые высшие женские курсы, доступ к высшему и специальному образованию в России для женщин значительно расширился. Кроме Петербурга, высшие женские курсы функционировали в Москве, Киеве, Казани, Харькове, Одессе.
 
В 1897 г. был открыт женский медицинский институт в Петербурге.

в 1903 г. педагогические курсы были преобразованы в женский педагогический институт с университетским курсом.

К 1905 г. в стране насчитывалось 20 женских сельскохозяйственных учебных заведений, 35 коммерческих училищ. В 1905 г. в Москве были учреждены женские архитектурные классы и строительные курсы, а в 1906 г. в Петербурге - женские политехнические курсы.

С 1906 г. женщины стали допускаться в вольнослушательницы университетов.

1907 г. женщины стали приниматься в студентки Петербургского политехнического института.

Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910).

Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910).

Дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.

С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений.

После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы.

http://www.owl.ru/gender/091.htm
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1111/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/40695/


Рецензии