Я ищу лишь некий образ
Этот образ, это ты
Твои нежные обьятья
И улыбка из души
Послесловие осталось
И остался запах грез
Где рука моя касалась
Твоих призрачных оков
Красота не постоянна
Лишь аллюзия на свет
В этом призрачно желанье
Пустотой твой силуэт
Свидетельство о публикации №114011201444
Полёт Над Скалами 12.01.2014 03:47 Заявить о нарушении
Пьеса заимствует сюжет из комедии дель арте: руки прекрасной Коломбины добивается меланхоличный Пьеро, но она в итоге достается авантюрному Арлекину. Заигрывание с этими образами неслучайно, и очень характерно вообще для Серебряного века. Опять же — вокруг женщины сосредоточены две силы: поэтическая в лице Пьеро и уличная в лице Арлекина. Писалась пьеса в период расставания с Любовью Менделеевой, внучкой знаменитого химика. Андрей Белый, когда-то хороший друг Александра Блока, уводит Любовь, чем вызывает чудовищный гнев поэта. Впрочем, какое-то время, прямо скажем, любовный треугольник держался очень прочно — Блок любил жену духовно, а Белый — физически. После разрыва Белый в глазах Блока стал пошляком, этаким Арлекином, что и отразилось в «Балаганчике». Спустя несколько лет Алексей Толстой возьмется за этот же сюжет в «Золотом ключике», где так же выведет в Пьеро Блока, а в Мальвине — неуловимую красоту (за собой, разумеется, застолбив место находчивого Буратино). Александр Александрович и в самом деле напоминал меланхолика: он отдавался поэзии всецело, порой без оглядки на жизнь. Однажды, как гласят свидетели, Блока позвала к себе домой одна очаровательная дама, находившаяся без ума от поэта. Надо признаться, в то время это было совершенно неудивительно — поэты являлись «звездами» для остальных. Блок согласился и провел с ней ночь. Но, судя по всему, ночь случилась не по сценарию дамы: Блок читал ей стихи, а она недоумевала. Почему же не было интимной связи? Дура, она не понимала, что это и была интимная связь.(с)
Александр Блок был символистом и, как каждый символист, многое почерпнул из учения Владимира Соловьева. Соловьев учил о том, что София — премудрость Божья — является связующим звеном между Небом и Землей. (с)
Вуаль Незнакомки только подчеркивает ее нездешнее происхождение и важную поэтическую миссию. В эпиграфе к пьесе «Незнакомка» Блок взял цитату из «Идиота» Достоевского о Настасье Филипповне: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна...»(с)
На то он и символизм, который символ не приклеивает к одному определенному смыслу. Сам Блок писал по этому поводу: «К сожалению, Христос». Он хотел уйти от этого образа, но он пришел к нему сам собой. В поэтическом исступлении, в чистой поэзии. «Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женский призрак». Такой женский, такой НЕЗНАКОМЫЙ призрак.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.(с)
Полёт Над Скалами 12.01.2014 05:54 Заявить о нарушении
Полёт Над Скалами 12.01.2014 06:09 Заявить о нарушении
Олег Дождевич 14.01.2014 02:07 Заявить о нарушении
Волны-звери, подняв свой мерцающий горб,
Нас крутили и били в объятьях железных
И бросали на скалы, где пряталась скорбь.(с)
Полёт Над Скалами 14.01.2014 02:15 Заявить о нарушении