Вспоминая деда и не только его
Фамилия, как у моего деда, за всю мою жизнь мне ни разу не встретилась. Она умерла вместе с ним, а ещё раньше и с единственным у них с бабушкой ребёнком, сыном , который погиб на фронте в 1942 году под Ростовом в возрасте двадцати девяти лет. У него до войны родились только девочки, а мальчика родить помешала война .
Откуда он был родом, не знаю, бабушка называла его пензяком черномазым. Почему пензяком, бог весть, а черномазым потому, вероятно, что у него были черные волосы и чёрные усы,
И вот совершенно неожиданно, просматривая подборки фотографии в «Моём мире», увидела под фотографиями знакомую фамилию.
Я написала этой женщине, она мне ответила, мы разговорились. Фамилию она получила от мужа, муж сибиряк, в Находке остался после службы в Армии, о своих родственниках сведения потеряны. Он более сорока лет не был в тех краях, связь порвалась, но вспомнилось, что кто-то из прадедов воевал в Первую Мировую войну.
Дед тоже воевал в Первую Мировую, имел ранение. В Великую Отечественную был на рытье окопов под Саратовом, вернулся оттуда больным, грязным и оборванным настолько, что я, выглянув на стук в окошко, не узнала его и сказала бабушке, что там какой-то нищий стучится, их в те годы ходило по дворам великое множество. Бабушка пожурила меня: « У, нищий, деда не узнала, тапыр-наяпыр!»
Добрым, молчаливым и безропотным он был человеком. Бабушка могла пошуметь, покричать и покомандовать, а он скажет что-нибудь в ответ тихо, будто буркнет, беззлобно, и уйдёт в летнюю кухню, где у него стояла деревянная кровать с тюфяком. Кровать была зелёная, а шишки красные, такие четырёхгранныё пирамидки. Об них удобно было отбивать твёрдое яблоко, оно становилось мягким и сочным.
Летом он часто сидел в летней кухне и курил козью ножку, набитую самосадом. Сажал его во дворе. Лопушистые листья табака сушил, рубил, и у него всегда было своё курево. А прикуривал не от спички и, уж тем более, не от зажигалки. У него было своё приспособление – кресало. Трубочка с пропущенным в неё хлопчатобумажным шнуром, к нему одним концом крепилась проволочка, а на другом конце проволочки крепилась металлическая пуговица. Дед тянул за пуговицу, появлялся шнур, к нему прикладывался камушек, другим камушком по этому камушку - высекалась искра, попадала на шнур, дед раздувал её и, когда он начинал тлеть, то темнея, то ярко алея, прикуривал. Потом тянул за свободный конец шнура с другого конца трубки, тлеющий шнур прятался в трубку и закрывался пуговицей.
Сидит он, бывало , в летней кухне, курит свою козью ножку, а вокруг корзинки с яблоками, грушами, дулями, китайкой.
Дед всё делал своими руками: вязал рыболовные сети, плёл верёвки, сучил дратву, которой подшивал валенки. До сих пор не знаю, зачем он пробивал потом каждый шов маленькими деревянными гвоздиками, которые сам нарезал из тонкой планочки.
На специальном станочке,им самим слаженным, отбивал косу и правил её оселком. И пилы - разводная, и двуручная у него всегда были под руками.
Летом шёл рыбачить, подняв на плечо подымалку, так он называл свою рыболовную снасть, состоящую из двух деревянных дуг, шеста и сети. Шест выполнял роль упора при поднятии сети. Он перекрещивал дуги, к четырём концам цеплял сеть, а к месту перекрёста дуг - верёвку, опускал сеть в воду и ждал удачи. И почти никогда не возвращался без улова.
А сколько приносил раков! Высыпал улов из мешка на пол в кухне, чтобы мы посмотрели на них. Раки с шуршанием расползались в разные стороны, такие тёмно-зелёные до черноты, крепко и больно хватали за палец клешнями -попробуй стряхни! Бабушка собирала их в чугуны и чугунки и ставила в горячо натопленную русскую печь. Они становились красными. Потом был пир!
Была у него двухколёсная тележка. Положив в неё веревку, пилу, топор и мешки он отправлялся в лес. Собирал в мешки листья, пилил и рубил сухостой для растопки и с нагруженной тележкой возвращался домой.
Листьями набивал сарай до самой крыши – это для козы.
Иногда приносил нам светящиеся гнилушки. И грибником он был опытным. Бабушка заготавливала грибы впрок. В нашем лесу и сейчас грибы не перевелись.
Собирал в лесу желуди, жарил их, толок и мы пили желудёвый кофе.
А какой у него был сад! Были в нём яблони, груши, груши и на яблоню прививались и плодоносили, а ещё вишни, малина. Китайка – большое и развесистое дерево с маленькими китайскими яблочками. Их всегда было очень много. Бабушка варила из них варенье , ножки не обрезала и потом можно было каждую брать за этот хвостик и смаковать.
Одно время он работал проводником на нашей станции. Уходя на работу, брал с собой фонарь с такой большой круглой ручкой. Три стенки фонаря были стеклянными, а стёкла были одно простое, одно красное и одно желтое, а четвёртая сторона глухая, с отражателем. Внутри фонаря к донышку крепилась свечка. Свечка зажигалась через дверцу, а дверца находилась там, где было простое стекло. Такой вот сигнальный предмет. А ещё два флажка – красный и желтый в кожаном футлярчике.
Железнодорожная ветка проходила недалеко от дома, и мы знали время, когда литерок должен проследовать, Выходили на крылечко помахать ему, а он махал нам.
Небольшой деревянный дом на два окна на улицу, два во двор и два в сад. В нём вырос отец, здесь началась его семейная жизнь, прошло моё детство, здесь переживали в военные годы воздушные тревоги и ночные налёты, сюда принесли печальную весть в декабре 1942 года.
Живу от него далеко, но, приезжая в этот город, город своего детства и юности, обязательно иду к этому дому. Он теперь стал казаться мне низеньким и маленьким. А бывало, бегу на работу по этой улице, подбегаю к окошку, поднимаюсь на носочки, чтобы глянуть, как там бабушка, стучу, она встаёт со своей кушетки, подходит к окну, машет мне рукой, беги, мол, а то опоздаешь.
Теперь не надо бы было вставать на носочки, окна на уровне моих глаз, живут в нём другие, незнакомые люди.
А в последнее моё свидание с ним я его уже и не узнала, новые хозяева всё перестроили, появилась мансарда. Так хотелось войти во двор, ступить на землю, по которой когда-то ходил дед, и мы с сестрой сделали свои первые шаги.
А вот улица не изменилась, такая же пыльная, как в те далёкие годы, когда на строительство кирпичного завода по ней водили военнопленных немцев, и они тащились по щиколотку в пыли утром туда, вечером назад.
Время её не коснулось. И ни одно деревце не выросло на ней, кроме тех, что в полисадниках, и она по-прежнему полна солнца, простора и зелёной травы. Как будто я вернулась в детство. И почему-то так щемило в груди.
Здесь же недалеко и моя первая школа. Мою первую учительницу Тамару Акимовну Бутырину помню всю жизнь.
Учебников было мало, и мы, двое или трое учеников, по одному учебнику по очереди делали уроки.
Нас даже кормили.Дежурная женщина приносила в класс поднос с кусочками черного хлеба, посыпанными сахарным песком.
На время Выборов школа становилась Избирательным участком. Народ торопился на Выборы, как на праздник! После голосования концерт, кино. А чтобы кино и концерт можно было посмотреть спокойно, для избирателей с детьми обустраивались Детские комнаты, где дети играли под присмотром нянечки. И всё было так торжественно, празднично!
Бабушка открывала сундук со звоном, доставала своё бархатное пальто, тяжелую шаль с кистями и спешила проголосовать первой. Но деда моей подружки Гали Киселёвой, Харитоныча, никогда и никто не мог опередить.
Школа и сейчас на том же месте,но её перестроили, теперь она не деревянная, а из белого силикатного кирпича, выглядит добротно, солидно и современно.
А дед приснился мне однажды, что-то кричал мне издалека, звал, просил о чём-то, я не могла разобрать слов.
Утром поехала в церковь, поставила свечу, подала милостыню.
Шла служба, достояла до конца. Выходя, на дверях увидела расписание служб, посмотрела, кому сегодня молились, и с удивлением прочитала, что молились сегодня великомученику Максиму.
Деда звали Максимом.
1 .01. 2014 г.
Свидетельство о публикации №114011005249
В стихотворении "Бесконечный бой" автор вряд ли имеет ввиду под словом гои народ. Имеется ввиду не иудеи, это так, как используются сейчас это слово.
"Непонятное мне время
Оседлали хамы,гои.
Плодовитое их семя
Рушит добрые устои." А русский народ вымирает.Значит, недостаточно быстро?
Троцкий, Ленин, Свердлов и тысячи захвативших в революцию 1917 года власть
были иудеи, Андропов тоже иудей. Был во главе страны грузин, украинец. И сейчас в алигархи вышли Березовский, Гусинский и очень много других иудеев.
И заметьте среди них не было человека, который не рубил бы сук, на котором он сидел.
И вдруг непонятное время? Чем? Жизнь-то у тружеников понемногу налаживается.
Нионилла, вы похвалили самое неудачное стихотворение, почему? Что непонятно?
Вы написали рецензию на моё стихотворение, не упомянув его. Зачем? Не потому ли, что я - гойя и бесконечно люблю Москву, мою Родину и столицу?
Грустно.
Зоя Слотина 13.02.2014 19:16 Заявить о нарушении
Теперь я прочитала и Ваше стихотворение и считаю, что по сути они об одном: чтобы не мешали людям налаживать жизнь без горя, нужды и войн. За это и борьба, за это и похвалила.
Вы , хоть и с извинением, стали задавать мне вопросы на чужой странице, поэтому я перешла на Вашу и ответила Вам на Вашей странице, не прочитав стихотворение, под которым отвечаю Вам. Что не прочитала сразу - Вас это обидело. Извините
Неонилла Фатеева 14.02.2014 01:28 Заявить о нарушении
Замечание вам на чужой странице я сделала умышленно. Я хотела, чтобы вы ещё раз прочли это злое произведение, которое даже стихотворением рука не поднимается назвать. Вы пишите светлые нежные стихи, я же читала вас. Неужели это злопыхательство вам понравилось? Ни патриотизма в его сочинении нет, ни защиты обиженных, ни борьбы за идеалы. Что его гложет? Чему вы посочувствовали?
Кроме того я хотела, чтобы он прочитал и понял, что мне не нравится его иностранные слова для рифмы и его презрительное гои, потому что это слово означает презренье высшего к ничтожным, и автор применил его умышленно.
Я раскаиваюсь, что под таким хорошим рассказом мы обсуждаем ничтожное творение. Я рассказ прочитала, мне он понравился. Литературный герой сильно напомнил моего дедушку. Люди того поколения были сдержанные, безотказные труженики, хорошие семьянины. И написан рассказ очень хорошо. Вы создали объёмный образ человека, на таких, как он Русь держалась. Мне искренне жаль. Я обещаю вашему дедушке, что никогда больше не позволю себе несдержанности.
Никогда.
Зоя Слотина 14.02.2014 02:16 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрый отзыв о моих стихах.
И хочу спросить Вас: почему именно мой отзыв на стихотворение автора Стханского Вас подвигло на диалог? А Вы читали другие отзывы под тем же стихом других авторов?
Написали ли Вы хоть ещё одному из них о своём мнении. А самому автору написали? И что он ответил Вам? И что они ответили?
С уважением
Неонилла Фатеева 14.02.2014 11:22 Заявить о нарушении
Писать автору нет смысла, мы с ним из разных муравейников.
Я Россию люблю и вреда ей не хочу. Я россиян очень люблю. Они удивительные и лучше всех. Они настолько отличаются от других, что загадочны для всего мира. Россияне любой национальности резко выделялись и выделяются в других странах. Видны издалека.
Ещё я уверена, что хаос не способствует процветанию страны. Не люблю бунтарей и бузотёров. Обычно такие люди ничего из себя не представляют. Не личности.
Я серьёзно занимаюсь проблемами революции. Меня не оставляет вопрос хороших непричастных к переворотам, но из-за них пострадавших людей:"За что?"
Я обо всём пишу в прозе и стихах. В них я призываю российских людей: "Не теряйте своего достоинства. Не поддавайтесь на провокации. Смотрите какие вы."
То, о чём вы спрашиваете, требует долгой обстоятельной беседы, но где взять время. И не будут ли оно напрасно потрачено.
Обычно я не вмешиваюсь в чужую переписку. Это первый и последний раз. Здесь ваши стихи виноваты.))) Если сразу всё не стало понятным, то не ломайте голову понапрасну. Считайте наше пересечение проходящим кадром.
Зоя Слотина 14.02.2014 19:41 Заявить о нарушении
Не подумайте, что у меня к вам негативное отношение, ради бога.
Я посмотрела ваш ролик, увидела вас, услышала ваш голос.Впечатление приятное.
Если есть желание, можем и дальше продолжить переписку.
С уважением
Неонилла Фатеева 15.02.2014 10:36 Заявить о нарушении
Я удивлена тому, что вы хотите продолжить переписку, но поразмыслив совсем немного, обрадовалась. Сейчас век быстрых коммуникаций, мы разобщены, не пишем письма, не беседуем неспешно за чаем. Вся жизнь в спешке...потому и взгляды поверхностные. При желании мы познакомимся.
А вы мне просто по вашим стихам симпатичны, и пришла в голову сумасшедшая мысль: может быть мы подружимся, если поймём друг друга. Если этого не случится, по крайней мере, не за что будет себя упрекнуть. Мы сделали, что могли.
У нас есть, как минимум, одна точка соприкосновения: Мы любим стихи и пишем.
Есть ремесло - стихосложение и искусство поэзии. Я осваиваю ремесло, мечтая об искусстве. В ваших стихах много поэзии. Это природное чувство красоты, это доброта, которая струится из строчек. Подкупает. У меня только одно, два, может быть три стиха, которые я бы отнесла к поэтическим. Чувствую, а описать не могу, поэтому мои читатели не ощущают моих эмоций. Твардовский сказал, что - "поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов". В этом деле я постараюсь сделать, что смогу.
Я позапальчивости написала вам письмо объёмом с небольшую повесть и решила, что вам это не нужно. Не думаю, что я оторвалась от жизни в России. У меня много людей осталось там. Уехала я, пройдя все круги ада на Родине и оставшиеся осваиваю здесь. Осмысливаю, обдумываю и пишу, делюсь с людьми.
Я не жадная))). В молитве моей есть главные слова: Огради меня, господи, от жадности, зависти и зла внутренних моих и внешних. Вразуми меня. А за всё остальное спасибо.
С уважением
Зоя
Зоя Слотина 16.02.2014 06:05 Заявить о нарушении