Поэзия - молитва - богословие

Есть мнение, что поэзия – это начальная стадия молитвы.
Для удобства рассмотрения предмета обозначим пунктир движения мысли, творчески выраженной в слове:

бытовая ситуативность – поэзия – молитва – богословие – высшая духовность

Можно сказать так: поэзия, молитва и богословие есть средства достижения высшей духовности – в этом процессе происходит очищение и обожествление человеческого духа. Но для чего – какова социальная функция сего достижения – у Бога все при деле? – снисхождение для исправления бытовой ситуативности – «Стяжи Дух Мирен и вокруг тебя спасутся тысячи»…
 
Теперь обозначим крайние позиции творческого настроения человека в данной процессуальной конфигурации:

поэт
богослов

Поэт сказал: служенье муз не терпит суеты – то есть он поэзию ставит превыше всего, при этом он ни от чего не отказывается (женится, разводится, платит или не платит алименты, хочет водку пьёт, а хочет колется); богослов же говорит: ради Бога, я умер для мира сего – это значит, что он полностью выводит себя из бытовой ситуативности и не участвует в порочных событиях.
Как видно, есть общее - и там, и там служение.

А теперь попробуем уловить разницу во всей полноте:

Вдохновителями поэта могут быть музы, демоны и прочее такое…
Богослов вдохновляется лишь Святым Духом.

Поэт может благим матом на всю страну орать о половозрелой весне в одиночной камере, доводя подростков до истерических слёз.
Богослов никогда – он полушёпотом, боясь отпугнуть благодать Божью, повествует о Нетварном Божественном Свете, озаряющем его аскетическое жилище - и кто услышит, умилится святостью.

Поэт ищет собственной славы, выделяет себя – индивидуализирует – гордость вменяет себе в достоинство, тщеславие, ранимость, обидчивость, заносчивость – статусная норма жизни… он открыто заявляет: Я-Я-Я-Я-Я – великан, а вы все лилипуты… На публику он выставляет зеркало (произведения) в котором отражается только он, во всей своей красе – всё остальное бледный фон… Если поэт говорит о Боге, то лишь для того, чтобы подчеркнуть собственное достоинство…
Богослов никогда – у него алчба – он жаждет видеть Бога – но чтобы видеть Бога надо перестать видеть себя – он забывает о себе, растворяясь в Боге – он смирен и послушен Богу и тем счастлив. Говоря о себе, о своём ничтожестве, посредственности, он подчёркивает красоту и величие Творца-Вседержителя…

Поэт много сил и времени посвящает любовной лирике – отношениям мужчины и женщины…
Богослов никогда – его интересуют только отношения человека с Богом.

Поэт может наполнить своё творческое пространство всякой всячиной – что только ни придёт на фантазию…
Богослов никогда не отходит от истины и в прелесть не впадает - он трезвым умом контролирует своё поведение, влияющее на состояние окружающей среды…

Поэт, если не теряет ума, со временем становится богословом.
Богослов назад не идёт – при этом всё его творчество есть поэзия высшего порядка – все священные тексты от Библии до уставных келейных молитв составлены богословами…

Итак, здесь обозначены крайности – середина оставляется на дорисовку желающих порассуждать в этой теме – думается, это не сложно…


10.01.14
8:59


Рецензии
Все же вот царя Давида можно, думаю, признать лучшим поэтом всех времен и народов...

Но восточное богословие требует тишины - до абсолютного нуля, и до полного молчания, а поэзия, за редким исключением, высокой температуры мысли (не обязательно даже любовной..)

Пожалуй, бОльшее сходство можно усмотреть в западной традиции.
пасибо.

Николай Старорусский   13.01.2014 16:06     Заявить о нарушении
Согласен - абсолютная музыкальность... при совершенстве всего остального...

Матвей Корнев   13.01.2014 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.