Общество мёртвых поэтов. Dead Poets Society. 1989

Грустная притча в стиле Города Солнца, навеянная кельто-саддукейским неверием в бессмертие души и саксо-хасидским гуманизмом постэнциклопедического запада.

Случайно попал на демотиватор в Интернете: «Гуманизм породил геноцид» – надпись под картинкой абортирования младенца...

Примерно как-то так всё здесь и происходит. Преподаватель-гуманист пытается вдолбить в головы 17летних американских подростков идеи «свободы, равенства, братства». Слово «американских» тут отнюдь не лишне, ибо уровень развития их на уровне 7го класса советской школы, и всё, что им по-сути интересно – это НЕсвятая троица Америки (секс, наркотики и рок-н-ролл – 2 из 3 в фильме упомянуты)

Хуже всех дело обстоит пожалуй с главным из героев фильма – Нилом Пэрри, доведённым тираном-отцом до самоубийства. У него действительно оказалось художественное дарование, пробудившееся благодаря свободомыслию нового преподавателя, вошедшее в неразрешимый конфликт с обществом в лице отца, естественно лучше знающего, что нужно в жизни его сыну. Ложь, порождённая страхом перед отцом, и неумение хоть как-то противопоставить себя отцу заканчиваются очень грустно. Самоубийца всегда мстит кому-то – здесь эта месть ударила не столько по отцу (яркому образцу родительского фашизма), сколько по любимому Нилом преподавателю, ставшему для всех козлом отпущения.

Лучший друг Пэрри, также обнаруживший в себе художественную одарённость (весьма напоминающую Верхарна) остаётся в результате один на один со своими родителями, абсолютно его не понимающими, и школой, вернувшейся на круги своя – то есть к тоталитарной протестантской системе, знакомой пожалуй только по третьему рейху – даже советская школа империи зла проигрывает им в этом... Весьма примечательно, что несколько лет назад журналисты Британии кажется развивали тему на счёт дедовщины в подобных школах старого света...

Двое других друзей, пристально внимающих веяниям свободы в конце уволенного преподавателя проходят по вполне американо-обывательскому руслу – баба или саксофон (вспомним Клинтона) и здесь не так интересны.

Интересен персонаж нового Иуды, по добровольным показаниям которого в результате и делается козлом отпущения Китинг. Вот они – плоды просвещения: нежелание понимать, почему Иисус одних учил, а других (как торговцев из церковной лавки Ирода) прогонял. Нежелание понимать, чего стоит данный индивид, заканчивается волчьим билетом преподавателю.

Фильм хороший, но это – утопия: Welton Солнца. По личному опыту мне известно, что попытка построить человеческое общение с учениками всегда заканчивалось одинаково – ученики борзели. Исключений не было. Хотя я сам лично сталкивался (один единственный раз) с преподавателем, похожим на Джона Китинга, жизнь дальнейшие контакты с этим преподавателем прекратила.

НЕЛЬЗЯ КАК ПРОТЕСТАНТЫ ДОЛДОНИТЬ ОДНУ И ТУЖЕ ИСТИНУ НИЩЕМУ И КЕСАРЮ. И гуманизм а-Теос этого фильма к сожалению наводит на мысли об определённо не случайно выбранном названии фильма (если припомнить «череп и кости» трёх Бушей, лигу Плюща, упомянутую в фильме и «шотландский ритуал» опять же присутствующий в фильме по-крайней мере визуально)


Рецензии