Стихотворение месяца 17 - Обзор Павла Покровского

1.  "Пропадать гвоздям, что-ли?"

Подкупает стремление автора к простоте и ясности изложения. Представлен богатый образный ряд. Эдакое переплетение пейзажной и полумистической лирики. «4» за технику и «4» за художественность. Не хватило более выразительной концовки, а процесс «выползания страстей» так не удалось представить в виде осязаемой картинки.   

*****

2.  "Для зимы декабрь - не повод"

Тема стиха представляется беспроигрышной. Катаклизмы погоды редкого читателя оставят равнодушным. Все хотят снега на новый год. Автору удалось в ненавязчивой и шутливой манере передать свой взгляд на этот вопрос. «4» за технику и «4» за художественность. Не хватило более тонких пейзажных метафор (город Петра предлагает их в бесчисленном количестве) и немного резануло слух упоминание министра обороны и его ведомства.   

*****

3.  "По-то-му"

Короткий стих предполагает продуманную и незаурядную концовку. Автору это удалось. Последнее слово если не ставит точку, то многое объясняет в душевном состоянии и переживаниях автора. «4» за технику и «4» за художественность. Не уверен, что от словосочетания «снова постаревший, при жене» стих выигрывает, даже если это на самом деле так. 

*****

4. "Я этот образ видела во сне"

Автору вплоть до последней строчки удалось сохранить ритм стиха. В длинных произведениях это немаловажно. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и особенными чувствами к Адресату. «4» за технику и «3» за художественность. Еле заметная сюжетная линия (или отсутствие её) делает многословные стихи не слишком интересными для читателя. Не мне судить, но автор вполне мог сократить стих наполовину, и его выразительность от этого не пострадала бы.   

*****

5. "Четыре ноля"

Показалось, что автор решил отойти от традиционных канонов стихосложения и предложил своего рода белый стих. Похвально. Живой разговорный язык, понятные мысли. «4» за технику и «4» за художественность. Автору не удалось преодолеть некий сумбур в цепи своего повествования, а образ «слезы с алкоголем» не так притягателен, как может показаться на первый взгляд.   

*****

6. "Зима"

Произведение подкупает своей завершенностью. Богатый ассоциативный ряд. Сбой ритма в предпоследнем катрене нисколько не мешает восприятию. Образы имбирного пряника и леденцовых окошек невольно перемещают читателя во времена царицы Анны Иоанновны (с её маскарадами, гуляньями и сооружениями «Ледяного дома»).  «5» за технику, «5» за художественность. Этот автор знает - что сказать читателю, а, самое главное, как это сделать.      

*****

7. "Давай не будем"

Непринужденная и разговорная манера повествования – одно из достоинств стиха. Высокопарности отталкивают читателя. Философия стиха если не завораживает, то, по крайней мере, не отталкивает. «4» за технику и «4» за художественность. Не хватило ощущения ритма стиха, а сравнение возлюбленного с Гобсеком не сразу наводит на мысль о его жадности (насколько известно, герой Бальзака был жаден лишь по отношению к деловым партнёрам, а не к любимым женщинам. В конце жизни всё своё состояние он завещал публичной девке).      

*****

8. "Зимний пейзаж"

Хороший ритм, разговорная речь. Чувствуется ощущение праздника. Вот, пожалуй, и всё.  «4» за технику, «3» за художественность. Подпортило восприятие стиха его концовка. Словосочетание «хочет кивнуть головой» применимо к одушевлённым существительным, а «вид» к таковым не относится. Знаки препинания, расставленные автором в последнем катрене, возможности для другой трактовки сказанного не оставляют.      

*****

9.  "Твой огонь"

Если это первые пробы пера, то совсем неплохо. В будущем автору следует избегать типовых ритм и штампованных образов. То, что неплохо звучит со сцены в исполнении поп-див, на бумаге, как правило, плохо поддаётся критике. «3» за технику и «3» за художественность. Не хватило оригинальности.    

*****

10. "Знаки на ПУТИ"
 
Честно оговорюсь, что мне не по душе стихи с призывающей патетикой. Впрочем, автору, насколько это возможно, удалось избежать неуместных и назойливых призывов «проснуться и идти», поскольку стих, как мне показался, больше обращён к самому автору, нежели к стороннему наблюдателю. «4» за технику, «4» за художественность. Не понравились сентенции про сфинксов и воинственная риторика.       

*****

11. "Запоздалая находка"

Идея (философия) стиха вполне понятна. Разговорный язык, удачные метафоры. «5» за технику, «4» за художественность. Не хватило образов, раскрывающих причину разочарования автора в своей «промчавшейся» жизни.         

*****

12. "Двойнята"

Несколько прочтений произведения так и не помогли разобраться в том – кто является адресатом стиха. Если речь идёт о красивой и состоявшейся женщине, то каким образом она ответственна за судьбы неродившихся детей? «4» за технику и «4» за художественность. Стих неординарный, а это не так уж мало значит. 
*****

13. "Я научилась слушать тишину"

Очень недурственно, если воспринимать это произведение в качестве продолжения (или варианта) замечательного стиха А.Ахматовой. Частенько приходилось держать в руках томики, где наряду со стихами классиков представлены стихи тех, кто по их мотивам, написал замечательные произведения. За этим стихом вижу руку зрелого мастера. За технику «5» (без вариантов), за художественность «4».  Не уверен – кого здесь больше – автора или Анны Андреевны.   
*****

14. "Снеговик"

Замечательное детско-новогодное произведение. Шороховатости ритма в начале не мешают к завершению стиха скатиться с него как с ледяной горки. В этом и заключается талант автора: сделать так, чтобы читатель одумался лишь после того, как прочёл всё залпом. «4» за технику, «5» за художественность. Я не сторонник использования холостых рифм, то есть случаев, когда не рифмуются 1-я и 3-я строки. Более предпочтительным выглядит использование хотя бы неточных рифм (в 1-ом катрене автор поступил именно так).   

*****

15. "Женская зрелость"
               
Отмечу весьма стройное композиционное построение стиха и его подчинённость выражению главной мысли. Поэтический язык близок к разговорному. Мысли понятны и вызывают сопереживание. «5» за технику, «5» за художественность. Одна из задач автора – влюбить в себя. В данном случае это получилось. 

*****

16. "Ночь"
Для раскрытия идеи стихотворения весьма значима последняя строфа. Она должна содержать вывод всему сказанному. Автору это безусловно удалось. «4» за технику «5» за художественность. Патологически не переношу рифму «ночь-прочь», а словосочетание «жажду нежных слов утолив» можно смело отнести к архаизмам.

*****

17.  "Не навреди"

Злободневное и острое произведение. Вполне осязаема жизненная ситуация, которая, предположительно, могла вызвать это переживание автора. «4» за технику, «4» за художественность.  Россия, проедающая кредиты, - это события прошлого, а идеализация купеческой России - не всем читателям по душе. Кроме того, не хватило более тонких аллегорий (иносказательного изложения происходящих событий) и ироний (скрытой насмешки над происходящим).   

*****

18. "Глубина"

Философия стиха на очень высоком уровне. То же самое можно сказать о технике. «5» за технику, «5» за художественность. Достаточно глубокая степень самокопания с применением нестандартных метафор.

*****

19. "В любви – неосторожна…"

Стихотворение интересно своей композицией. Удачно использована перекрёстная рифма с ударением на втором слоге. Сами рифмы нешаблонны. Разнообразная лексика. Неожиданная развязка сюжета. «5» за технику, «5» за художественность. Такие стихи заслуживают своего преданного читателя.   

*****

20.  "Пакля простора..."

Если сравнивать это произведение с известным текстом песни В.Вакуленко и Гуфа, то сравнение далеко не в пользу автора. Размыта идея стиха, не так богат применённый образный ряд. Метафоры в виде «пакли простора» и «пропитой жажды» сильных эмоций не вызывают. «5» за технику, «3» за художественность.   

*****

21. "Январская фотография"

Такие стихи, безусловно, вызывают симпатию. Помимо того, что каждая строфа (катрен) представляет законченную мысль, все строфы в своей совокупности  раскрывают главную идею стиха.  «4» за технику, «5» за художественность. Последняя строка требует дошлифовки.



Рецензии
(4. "Я этот образ видела во сне")

Здравствуйте, Павел! Спасибо за обзор.

Что касается возможного сокращения… Я, конечно, подумаю… Но еще до подачи стиха на конкурс я пробовала экспериментировать и пыталась сократить стих – не смогла. Здесь (кратко, сжато!) - мое детство, атмосфера, близкие. "Затянуто" - это когда есть лишние детали. Я не знаю, что тут можно убрать...

Я также не совсем поняла, о какой сюжетной линии Вы говорите. Бывают стихи-размышления, стихи-впечатления, «атмосферные» стихи – разве мы требуем от них непременного наличия сюжета? А интерес читателя, как мне кажется, очень зависит от степени близости ему темы повествования. Наверное, мне не было бы очень интересно читать подробное описание какого-нибудь футбольного маневра, а кто-то пришел бы в полный восторг! При чем же здесь художественность?

Пожалуйста, подскажите также, на что мне обратить внимание в плане техники – какие технические недостатки стиха Вы заметили?

С уважением,

Марта Журавлева 2   09.01.2014 00:20     Заявить о нарушении
Не обращайте внимания, Марта. Я высказал сугубо личное мнение, что на профессиональном языке называется вкусовщина. Хорошая опоясывающая рифма. Мне не хватило деталей, но последнее слово всегда за автором.

Покровский Павел   15.01.2014 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.