Рождественское эссе
Не сподобился Всевышний наделить меня талантом сочинять, но благодарен Ему уже за то, что попадаю или бываю свидетелем случаев разных, остаётся взять и записать увиденное…
Короткая остановка станция Няндома, вышедший народ собирает старенький пазик. Проковыляв мимо строений выезжает на дорогу упомянутую классиком, с двух сторон стеной стоящим лесом. А когда она начинает утомлять однообразием, восемьдесят «с гаком» километров без единого строения ни единой души вдруг обрываются, и глазу предстоит удивительное видение: простор, Онега, колокольня, белокаменные церкви¬, всё что много раз видел, рассматривая Каргопольскую игрушку. Автобус останавливается, и впервые я в Каргополе. Радушие, несуетность хозяев передаётся мне и всем участникам, приехавшим на фестиваль гончаров.
Обычно для таких мероприятий процедура – регистрация, делёж выставочных площадей, размещение в гостинице.
О гостинице. Это рубленый со всеми особенностями и вековыми плотницкими наработками сельский дом, при этом не забыто и его предназначение. Ле Корбюзье был бы доволен, о нас поселившихся и говорить не приходится.
Вечер… Огромный деревянный стол, скамьи, в интерьере потрясающие гончарные работы старых мастеров. Всё и вся для застолья. В разгар которого, из комнаты - номера к нам выходит мужчина огромного роста, на лице у него виноватость и любопытство одновременно. Он схож с героями фильмов об индейцах, приятным баритоном выкладывает - «здравствуйте», просит прощение за вторжение, а так же причину заставившую его подойти к нам, хотя ему и рано вставать. Каргополь был последним пунктом в его путешествии по северу. На наш не отказ он буквально нырнул к себе в номер и тут же вернулся с «закрепителем» мужской дружбы. Ещё раз представился, сказал что с Украины, и тут же добавил что он не украинец а венгр. Ему приходилось много раз бывать в компаниях художников скульпторов, а вот с гончарами случается впервой. Его поразил разговор, касающийся только профессии, из которого он узнал об обжиге, ангобах, молочении, обваре. Осталось сесть за круг. За круг – это хорошо – чуть пошатываясь подошёл к нему мастер из Вологды. Его небольшой рост рядом с таким гигантом уменьшился вдвое, что ещё больше развеселило сидящих. Говоришь венгр? И по- венгерски говоришь? А ну скажи что-нибудь? Гость заулыбался, чуть помедлил и удовлетворил просьбу. Лицо мастера озарилось улыбкой, он полез в карман, достал мобильник, судорожно стал набирать номер. А затем как это делалось в славные недалёкие времена начал кричать в трубку: «Гезыч! Гезыч!». Он передал трубку гостю, затароторил: «Говори! Говори!»… Стало тихо. Гость что-то сказал, на том конце послышался ответ. Разговор начал набирать обороты, в этой тишине он был похож на «Чардаш» Монти. Стало сказочно хорошо и этим двум говорящим на родном языке, и нам слушающим эту певучую речь.
Пришла на память строка Иеромонаха Романа «слава Богу за самую малость, Солнце видел и я в отражение росы».
Сергей Гезович Феньвеши - венгр по национальности, живет в деревне Верхняя гора Феропонтовского сельского совета, народный мастер России член союза художников России.
Свидетельство о публикации №114010609955
у меня каждый раз эффект полного погружения происходит, когда читаю ваши рассказы.
мир ваш удивителен, Николай, а оттого и влечёт в него неудержимо.
ещё раз спасибище за такой глубинный талант!
жму руку
ps: вот правда, про Дюндяя я так ничего здесь и не вычитал.
ну, да ладно, надеюсь, что всё впереди :)
Ник Туманов 04.02.2018 21:43 Заявить о нарушении
Николай Подрезов 05.02.2018 20:45 Заявить о нарушении