Как писать стихи. Продолжение 4
Не согласиться с тем, что она останется было бы смешно. Но какие новые мысли может высказать тот или иной сочинитель, в пейзажной, любовной лирике. Что он может сказать кроме «за» или «против» Заповедей в гражданской, городской лирике.
Прочитав довольно много стихотворений, новых мыслей не обнаружил.
Да и темы стихотворений уже повторяются не единожды.
Формы стихотворений у иных пишущих почти идеальны. Ритм выверен, рифмы всех «типоразмеров» - загляденье. Есть и среди нерифмованных, при несоблюдении размеров , строчках – стихах что-то что можно считать или не считать поэзией.
Перечитав высказывания о поэзии великих философов и признанных поэтов, убедился, что там найти однозначный ответ на то, что такое поэзия, что такое современная поэзия нельзя. Так как эти высказывания зачастую противоречивы даже у одного и того же мыслителя.
Поэтому поверим , что «Понятия большинства людей о поэзии так туманны, что туманность служит им определением поэзии». (Поль Валери).
Но внутреннее чувство все-таки выбирает: это произведение – поэзия, это произведение современная поэзия, а это стихотворение, даже идеальное по форме и всех остальных узаконенных требований таковым, к сожалению, не является.
Приходится самому для себя как то определиться, в этом, и постараться следовать своему понятию поэзии (и современной поэзии в том числе) при сочинении стихов.
Перечитывая уже признанных поэтов, уяснил, что в любом произведении есть ощутимый образ, будь-то человек, событие, картина природы. Иной раз он почти видим, так точно автор передал своё ощущение этого образа. Да, в этом случае образная речь помогает и читателю что-то почувствовать, волнение какое-то. Точно выбранное слово много значит.
Но это только когда образ рожден образным мышлением (с детства приобретённым) а не подарен «охотой» приукрасить стихи, придумкой.
Эта придумка видна сразу из-за нагромождения образной речи, неестественностью образа, из-за заимствования образа друг у друга.
Иными словами, важно чувство автора, его волнение при наблюдении действительности.
Это волнение каким-то образом передается читателю (мне) т.к. читатель начинает мыслить об этом образе «видеть» его.
При этом чувства автора и читателя могут не совпадать, что естественно.
Вторым критерием для признания стихотворения поэзией для меня является звук, речевое «сопровождение» образа.
Мелодия стихов, пусть даже с нарушением правописания слов, нарушением смысловым, нарушением правил построения обычной речи. Всё для мелодии.
Как видно эти два условия противоречат друг другу. Уравновесить слово-образ-смысл и слово звук – задача довольно тяжелая. Но только при таком равновесии стихи чувствуются как поэзия.
Благодаря таким рассуждениям, я пришел (для себя) к выводу, что поэзия это чувственное восприятие действительности, выраженное специфическим языком, сочетающим в себе в ранимом равновесии смысл и звук.
А современная поэзия, включая заслуги предыдущие, ищет новые формы и методы передачи(закрепления) образа, свежие сочетания слов (и новое словотворчество в т.ч.).
Пишущий стихи, может считать себя автором, но если вдуматься в это слово, то автором может быть только новатор в передаче (закреплении) СВОЕГО чувства в слове. В ином случае, это сочинитель, не более того.
Свидетельство о публикации №114010609449