Ника Турбина. У черты Вселенной

 
Другие мои статьи о Нике Турбиной:
http://www.stihi.ru/2011/07/19/2405Ника Турбина-пророчества о России
http://www.stihi.ru/2011/07/16/4389Ника Турбина-непонятая Пифия

Я стою у черты,
Где кончается
Связь со Вселенной...

(Из самого раннего)

Не прекращаются споры о феномене Ники Турбиной.
Ника такая одна.Она-не в ряду!
Сколько их:прежних и новых вундеркиндов, что сочиняют »недетские стихи».Но оказывается,что это очередной пиар шоу-бизнеса.В недавнем интервью Виктория Ветрова, к примеру, призналась, что «феномен Вики Ветровой», которую сравнивали с Никой Турбиной, был надуманным и притянутым за уши:не было никакого феномена, а был нормальный ребенок из интеллигентной семьи-общеобразовательная и музыкальные школы, кружок живописи  и т.д.-ну и стихи...А журналист»Комсомолки», чья статья наделала шуму и сделала имя Вики Ветровой громким-»просто сместила акценты», как развенчала самое себя повзрослевший «вундеркинд».
В спорах о феноменальности и уникальности Ники Турбиной со стороны скептиков част довод: а вот я в детстве тоже сочинял(а)стихи не хуже Ники(или «знакомый ребенок вот какие сочиняет стихи-чем хуже и слабее Ники?!»).Просто, мол, меня(или того подростка)не пиарят, как носились с Никой Турбиной, а так, ничего особенного, много таких, и никакой мистики...
И вообще, если отвлечься от возраста автора-»невелик талант».Принадлежи они взрослому автору-и не обратили бы внимание.
...
Вот образец  из Никиного раннего-написанный до семилетнего возраста:

В самую полночь
Дверь отворится.
И прилетит вдруг ко мне
Странный волшебник,
Синяя птица
В образе детства,
На легком коне.
Он прилетает с рифмой скользящей,
Ну-ка попробуй, поймай.
И, ускользая, голос манящий,
Слышу, зовет меня вдаль.
В даль одиночества,
В даль расставаний,
В слезы, прощанье
И радость потерь.
Всадник, летящий
С рифмой скользящей,
Ты в наговоры не верь.
А попроси у меня на прощанье
В час недомолвок,
В час звездной зари
Маленький дар -
За крылатую рифму -
Сердце мое забери.

Или вот это:

 Алая луна,
 Алая луна.
 Загляни ко мне
 В темное окно.
 Алая луна,
 В комнате черно.
 Черная стена,
 Черные дома.
 Черные углы.
 Черная сама.

 1980г(6 лет)

Право, даже если бы эти строки этих приведенных самых ранних Никиных стихов (до 7 лет!) принадлежали взрослому поэту с дипломом Литинститута-и тогда это не было бы ординарно.А если вспомнить, что эти »крылатые рифмы» вышли из-под пера дошкольницы(нет, гласа,ибо Никуша их распевала , свои рифмы, а записывали вначале за ней, еще не умевшей писать- домочадцы)-становится не по себе.
Неавторитетны наши субъективные оценки?Что ж, Ника Турбина в 12 лет была удостоена за сборник»Черновик»-Золотого Венецианского Льва.Второй из русских поэтов после Анны Ахматовой.Красноречивое соседство в истории...
И не единственный факт преемственности подобного рода.Уже в пору Никиных триумфов было замечено странное совпадение:Ника училась в той же 12-ой ялтинской школе, в которой в свое время училась Марина Цветаева.Более того:маленькую Нику находили   похожей на цветаевский профиль.
 Насколько объективно стилевое сходсто двух поэтов, разделенных во времени, при том, что юная Ника уж точно сознательно не стилизовала свои стихи под кого-то.Нет.Они приходили ей по ночам-»как звук», они захватывали ее сознание и требовали оглашения и записи на бумагу.И они:жаждали быть услышанными миром.Иначе как объяснить чудесную историю вознесения Ники Турбиной на гребень всесоюзной и международной славы и изумления -и  невероятную, зашкаливающую в своем густом трагизме историю столь же внезапного угасания таланта и страшной трансформации личности юного гения по достижении 13 летнего рубежа? Словно ее короткая 27-летняя(лермонтовская черта)жизнь вместила в себя двух личностей из двух миров.
Ника из Зазеркалья.
Не станем по некотором размышлении цитировать версию диакона Кураева , изложенную им в разошедшейся по Сети книжке, в которой этот как будто призванный сеять светлое-духовное священнослужитель растекается на десятках страниц измышлениями о «бесовщине», »одержимости» и прочем в этом роде:по адресу самых  ярких звезд русской и мировой культуры-литературы, поэзии, музыки, живописи.И между прочим-на странице о Нике Турбиной.Все валится в одну кучу:действительно помешанные-и подлинные гении, пророческий дух живущий в больших художниках и поэтах- и откровенный примитив творчества большинства  «контактеров».
Тот же диакон приводит психиатрический синдром Кандинского-Клерамбо, каким объясняли Никин дар советские психиатры, которым показывали странную маленькую поэтессу(в переводе с медицинского на расхожий-та же»бесноватость»).Такое объяснение имеет право на существование, но не как догма, не подлежащая обсуждению во всех случаях: иначе это еще один грустный пример в ряду ярлыков сумасшествия, навешиваемых на все из серого ряда выбивающимся «лица необщим выражением» советской карательной психиатрией.
Здесь религия в версии таких, как упомянутый диакон-и официальная психиатрия  сходятся в попытках втиснуть в прокрустово ложе усредненности Феномен Человека, его бесконечную вариативность, многоликость и многообразие проявлений,подчас кажущихся непостижимыми.
Хотя маленькая Ника знала источник своих крылатых скользящих рифм: »стихи мне диктует Бог» -прямо и без зауми заявляла она потрясенным и испуганным домочадцам и многочисленным интерпретаторам ее феномена(психиатрам, экстрасенсам, авторитетным лицам,таким как ее открыватели и покровители- Юлиан  Семенов  и Евгений Евтушенко,пытавшимся понять).
Можно ли сомневаться, что устами младенца глаголила Истина-и оскорблять память светлого моцартовского гения(Нику сравнивали с юным Моцартом) дешевыми и сомнительными спекуляциями о темной «бесовской»природе ее Слова?!
Не пытаясь осмыслить-категорически и с апломбом служителя культа в сутане- навешивать готовые ярлыки.

...дайте мне
 Как можно быстрее сказать -
 Что я потерян во времени... 
    

 ...Зачем столпились у дверей
 Недетской памяти моей...
 
Какие признания изрекала в этих строках  7-10 -летняя Ника, сколько тайного нераскрытого смысла!

 Новые версии нового века:дети Нового Сознания, дети-индиго. Вестники иных миров, пришельцы.

Как видим, версий много, и ни одна не в силах объяснить то, о чем вопрошала сама Ника:»Так кто же я??»:

Кто я?
Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей? Родных? Зверей? Деревьев? Птиц?
Губами чьими я ловлю росу
С упавшего листа на мостовую?
Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Я голос свой теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метели, ночи…
Так кто же я??
В чем мне искать себя?
Ответить как всем голосам природы?

Большой художник-всегда Пророк.Большое искусство исполнено пророческого пафоса.Ника Турбина-Большой Поэт.Ее стихи и ныне понятны не более, чем на пять процентов, только намеки, только догадки.

Один из них:пронзительнейшая»Полынь-трава»:



Я — полынь-трава.

 Я — полынь-трава,
 Горечь на губах,
 Горечь на словах,
 Я — полынь-трава…

 И над степью стон.
 Ветром окружён
 Тонок стебелёк,
 Переломлен он…

 Болью рождена
 Горькая слеза.
 В землю упадёт —
 Я — полынь-трава…

Законченный поэтический шедевр, достойный пера большого поэта-как почти все творения Ники Турбиной.И-столь же загадочный.О чем это?

Ника, живущая на берегу Черного моря, астматик, сбегающая подышать целебным морским воздухом (и услышать в рокоте волн те горние звуки, может быть, что исторгались из нее стихами?).
Годы-начало 80-х.
Прелестная Ялта, рукой подать до Киева...До Припяти...
До Чернобыля.

«…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.» (Отк. 8; 10).

Пророчество Иоанна Богослова о звезде Полыне, ставшее знаменитым в еще атеистической стране после Чернобыльской Катастрофы.

Полынь-по украински чернобыльник.Город назван по имени растения, в изобилии произраставшего здесь.

«И третья часть вод сделалась полынью...»(библейский Иоанн Богослов)- Я — полынь-трава/ Горечь на губах/ Горечь на устах Я — полынь-трава...(Ника Турбина, девочка из Украины,  незадолго до Чернобыльского колокола, возвестившего миру о его хрупкости).

 И над степью стон.
 Ветром окружён
 Тонок стебелёк,
 Переломлен он…

Не метафора разве Экологической Катастрофы Вечной Чернобыльской Зоны?!

 Болью рождена
 Горькая слеза.
 В землю упадёт —
 Я — полынь-трава…

«…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь».

Кто-то еще сомневается в боговдохновенности(а отнюдь не «темных сущностях преисподней)-уст и пера Ники Турбиной?-Если Ника, росшая в атеистической стране и семье, учившаяся в советской школе, отделенной от тени религиозного образования-едва не слово в слово повторила в отточенных, звучащих, как мерный ритм колокола,-пророчество Иоанна Богослова?!
И незадолго, едва не накануне Катастрофы.
Знала ли она текст Иоанна? Весьма сомнительно, хотя мне уже пытались в дискуссии притянуть вероятность подобного рода(подпольные Библии в семьях советских интеллигентов, но ни мать, ни бабушка Ники ничего об этом не упоминали-Ника выросла во вполне светской творческой среде художников и писателей).
Но даже если бы знала. О звезде Полыни Иоанна Богослова заговорили после, а не до. И какой  же сверхъестественной проницательностью(снова пророческим духом нужно было бы быть одержимым), чтобы из тысяч строк Библии выбрать-эти.
В спорах о природе паранормального,  меня, автора этих строк, больше всего поражает стремление Фом Неверующих любой ценой, даже абсурдной, притянуть и втиснуть в прокрустово ложе готовых «доказанных наукой»(как будто Наука уже заранее все объяснила и доказала) схем-все, что в эти схемы втискивается не желает. Ощущение неправды и надуманнности возникает при слушании и чтении подобных »простых и ясных объяснений».
Истина всегда обладает внутренней правдивостью-как  неистинное обнажается трудновыразимой словами кривью и фальшью.
 
В этой статье мы снова лишь прикоснулись к  светоносной поэзии Ники Турбиной.Хотя многими ее поэзия отчего-то воспринимается как «тяжелая и мрачная», но это зависит  от способа чтения и личности читателя.
Это не первая моя статья о Нике Турбиной.
Сегодня я обнаружила на Стихи ру страницу автора Ника Турбина-что меня удивило и обрадовало. Да, разумеется:память Поэта надо поддерживать и развивать всеми способами.Хочется выразить благодарность тем, кто создал на портале stihi.ru страницу сколько возможно пока полного собрания ее стихов(но далеко не все еще обнаружено, а многое и просто не опубликовано, в том числе особенно ее взрослые стихи, кеми-то  произвольно сочтенные»не представляющими интереса»).Замечательно и то, что в разделе »Читает Ника»приводится список интернет-ссылок на авторское чтение, которое  собирало тысячные залы, делались документальные фильмы.
Мы признательны также и за идею переводить посильное количество стихобаллов на ее страницу-для анонсирования ее произведений на Главной, что как светильник, поддерживало бы и развивало интерес к ней, столь несправедливо угасший уже при ее сложной и противоречивой жизни на фоне излома эпох.
Я немедленно перевела свои баллы, и призываю сделать то же читателей, коим небезразлична не только своя лира, но и русская поэзия и ее будущее в этой стране.
Уже осознанное стремление написать книгу о Нике Турбиной в контексте социальном, поэтическом и  как  космическом явлении Сознания Нового Света заставляет меня просить читателей этих строк делиться с автором своими воспоминаниями о ней и эпохе, размышлениями, стихами.Буду признательна и счастлива, если эта тема окажется волнующей и важной и Вам, уважаемые авторы и читатели.


 


 
 


 


© Copyright: Зера Черкесова 2, 2012
Свидетельство о публикации №112032905817

Избранные  рецензии к  эссе.

Рецензия на «Ника Турбина. У черты Вселенной» (Зера Черкесова 2)

"...прикоснулись к светоносной поэзии..."
Как верно Вы определили свой особый "метод исследования", Зера!
Именно, как "прикосновение к светоносному". И никак иначе!
Не аналитическое "препарирование", не "расчленение" на составляющие,
а "касанье крылом мотылька"... По поэтическим критериям.
А по научным, литературоведческим - в русле феноменологии Э.Гуссерля.
На уровне не столько логического, сколько, прежде всего,
сенсорного восприятия. С присущей Вам интуитивной чуткостью
и способностью безошибочно определять и видеть "внутренним взором"
"космические явления Сознания Нового Света".
И это не может не восхищать!!! Но и не только это.
Персонологический выбор Ваших авторских предпочтений говорит сам за себя.
Тонкие планы открываются только тонким натурам. Это определённо.
Из истории знаем, как в старину у царевен измеряли пульс по руке,
обёрнутой тонкой материей. Голой кожи нельзя было даже коснуться!
Что напоминает о Вашем "способе изучения", Зера. Ведь так? :-)
Аксиологию тоже не назовёшь "общедоступной" отраслью знаний...
А Вам интересна ценность "бесценного". Удачи на этом пути, дорогая!

С любовью,

Татьяна Казовская   02.12.2012 13:28   •   Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Татьяна, большое спасибо!
Про царевен не знала, хотя припоминаю что-то читанное такое.
Ваши мысли по прочтении отличаются одной чертой,не столь широкой сплошь и рядом на Стихире: они неожиданны.Искры мыслей, высекающих новые замыслы.Поэтому Ваши рецензии для меня, я поняла, не только приятны и услаждают взор красотой слога, но и всякий раз расточаются фейервероком новых творческих идей. Я уже могу составить первоначальный список замыслов, инициированных Вашим творческим умением читать произведения других.
Вот и сейчас: сенсорный метод исследования текстов! Это так глубоко и обещающе.У меня есть кое что я могла бы на эту тему Вам поведать-в личке, слишком личное.
А что у Вас? Какие замыслы?

Зера Черкесова 2   02.12.2012 20:23   Заявить о нарушении правил
Под замыслами я разумею, например, идею цикличности, близкую Вам.И мне тоже.У Вас произведения идут пока в хронолическом порядке их напечатания.А почему бы не подумать о постороении части их в поэтические циклы, объединенные даже не столько темой, что в стихах не так просто и однозначно, сколько настроением, какими-то идеями?
Например,у Вас есть темы...Но, впрочем, это уже в рецензиях к Вам. Спасибо. Светлого настроения Вам и неуемности в желании творить.

Зера Черкесова 2   02.12.2012 20:30   Заявить о нарушении правил
Опечатки не столь важны, Зерочка! У всех они есть. :-)
Важна Ваша реакция. Именно такой я её и представляла...
Если "взаимовлияние" благотворно, чего же ещё желать?)
Найдёте времечко, буду рада письму, которое давно жду! NB!)
И пусть наступающая зима будет тёплой для всех нас хотя бы
эмоционально! Стихира дарит такую возможность, ведь так?)

Всегда Ваша,

Татьяна Казовская   02.12.2012 21:36   Заявить о нарушении правил
Истинно так! Стихира-источник эмоционального тепла находящих друг друга людей сквозь расстояния. И источник творческого вдохновения.
Ну вот, я последовала Вашему совету: продолжила Цикл притч и афоризмов мудрецов и острословов.Надеюсь Вам понравится.Напишу завтра в личку.Спасибо.

Зера Черкесова 2   03.12.2012 00:10   Заявить о нарушении правил
Интересно.А что Вы называете гениальным,оставшимся в детстве? Если сейчас он защищает ученую степень.Значит,все еще по восходящей,а не нисходящей его таланты в отличие от печальной судьбы героини моего эссе?

Зера Черкесова 2   04.12.2012 22:06   Заявить о нарушении правил
Сложно сказать...Что могло стать истинной причиной "страшной трансформации личности",как пишет диакон Кураев, Ники Турбиной.
Это трагедия одной личности, в детсве вознесенной на гребень славы, а потом просто кинутой.
Да, в детстве она была религиозно-стихийна,по детски-"Стихи мне диктует Бог".Церкви, насколько я знаю, не было, она выросла в светской среде.
Позже Любовь? Какая? Раннее чистое чувство -к Евгению Евтушенко, в котором она хотела видеть не только покровителя, но и отца, и даже возлюбленного.Учитывая уровень Никиной поэзии в детские годы-очень недетский-можно утверждать,что и чувства ее к знамениитому поэту-покровителю-открывателю ее имени-было по взрослому глубоким."Предательство"Евтушенко ,то как он перестал интересоваться Никушей, когда она подросла и перестала быть "брендом"-вундеркиндом, добавляющим новых красок к тускнеющей славе самого Е.Е.-это было, как утверждают все.кто ее знал-сильнейшим потрясением, с этого все покатилось вниз и под откос.Как важно беречь чувства друг друга.
Ну а странный короткий альянс Ники с заграничным старцем-психиатром ннастолько анекдотичен и грустен,что это обсуждать как любовь,не приходится.Других "любовей"у нее было потом много,но это уже была другая Ника.

Зера Черкесова 2   04.12.2012 22:36   Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Рецензия на «Ника Турбина. У черты Вселенной» (Зера Черкесова 2)

Честно говоря, не понимаю всего того восторженного ажиотажа вокруг стихов Ники Турбиной... Настолько является признаком гениальность тот факт, что 9-летняя девочка писала столь мрачные и тяжелые вещи?.. Причем по моему субъективному впечатлению - и по самому качеству исполнения "не ах"... Думаю, все-таки стихи должны нести читателю какой-то свет, а эти как-то угнетают... Но это лично мое мнение, а вот Ваша статья понравилась!

С уважением,

Дианитка   03.05.2012 23:30   •   Заявить о нарушении правил
Добавить замечания
Спасибо за отзыв, Дианитка!

Что статья понравилась-приятно.Но в оценке такой сложно-неоднозначной и мистически-загадочной личности в отечественной словесности, какой была и остается Ника Турбина-не соглашусь. Я уже со многими о ней подискутировала на Стихире,кто примерно разделял Вашу оценку.Откройте страницу"Ника Турбина"на Стихи ру-есть страница ее памяти,выложено большинство стихов.Почитайте.Не спешите с обобщенными выводами.Задумайтесь:кто из ваших знакомых Никиных сверстников мог бы писать такие стихи-"слишком взрослые"Слишком профессиональные.Перо и уста большого мастера,прожившего трудную жизнь.Вот в чем неразаданный феномен.Как и трансформация ее личности после детских лет.Странная рационально необъяснимая судьба.

Ну а что стихи должны нести свет,а Никины -по Вашему ощущению"слишком мрачны"...Это,во-первых, распространенное суждение о масштабе и гамме настроений ее поэзии.Думаю, что такая обобщенная оценка идет от того, что в ее наследии действительно есть шедевры трагического звучания.И плюс манера ее чтения-с трагическим надрывом.Возможно,самые сильные ее стихи.
Но есть немало и просветленных строк.

А во-вторых, поэзия-отражение жизни и души человеческой.И в силу этого, поэзия не может и не должна ограничиваться одной-двумя интонациями, избегая"мрачного"или,наоборот"пафосного"и т.д.На эту тему-об ограничительных рамках,навязываемых литературными критиками поэтам и прозаикам, у меня были не раз дискуссии с интересным питерским поэтом Андреем Локиевым.Рекомендую его почитать.
Спасибо еще раз.Загляну и к Вам, с майскими праздниками и наилучшим пожеланиями.

Зера Черкесова 2   04.05.2012 08:38   Заявить о нарушении правил
И Вам всего наилучшего! С праздниками!

Нет, я не про то, что стихи должны быть обязательно на оптимистичные темы, просто (на мой взгляд, подчеркиваю!) в них какой-то положительной энергетики не хватает - да, конечно, я сначала прочитала, а уже потом у меня сложилось такое мнение...

Дианитка   04.05.2012 14:21   Заявить о нарушении правил
Добавить замечания

06.01.2014 01:39


https://zera-cherkesov.livejournal.com/498555.html


Рецензии