Вырастить Древо любви из Древа жизни. Каббала

https://jewishbook.ca/baruh-ashem-ebook-p-2703.html?v=6
здесь можно найти книгу Анатомия взаимности , объясняющую тайну выращивания Древа любви из Древа жизни .Вот отрывок
Из Древа жизни мы будем стремиться выращивать “Древо любви”10.

 Конечно, можно возразить, что существует не один путь развития любви. У каждого мужчины и у каждой женщины своя история любви, и никакая модель в мире не будет в состоянии охватить их все или даже одну из них полностью. Разумеется, Древо любви не претендует на отражение всех этапов, по которым каждая любовь развивается на самом деле. Его целью является показать наилучшие стадии развития любви, шаги, по которым любовь развивается идеальным образом с духовной точки зрения. Модель “Древа любви” разработана для того, чтобы дать нам эталон, по которому мы можем проверить историю нашей собственной любви: где мы находимся по отношению к Древу? Куда мы в состоянии продвинуться дальше? Возможно, мы проскочили жизненно важный этап, и теперь следует его восполнить? Развитие нашей любви не обязано быть полностью идентично Древу любви, но это не означает, что не будет полезным подражать ему, и стоит стараться приблизиться к нему, как к идеалу, настолько близко, насколько это возможно11.

 Дополнительный вопрос, который может задать озадаченный читатель: какая связь между геометрическим чертежом и любовью? Ведь любовь – это нечто живое, волнующее и тёплое, при этом неважно, насколько близка она к совершенству или далека, можно ли “вогнать” её в холодные схемы разума, словно она явление неживой материи?

 Это верно. Нельзя изучать структуру сфирот только с точки зрения интеллектуального исследования, холодно и безжалостно «препарирующего» объект на операционном столе анализа (и склонного «умертвить» его в этом процессе…).

 Необходимо углубленно вдумываться (слово ;;;;;;; леитбонен однокоренное с ;;;; бина и ;;;;; твуна, понимание и разум). Сама бина, понимание – это размышление, уже принимающее во внимание чувства. Понимание ищет глубину во всех предметах, которыми оно занимается, и тем самым затрагивает наше сердце и проникает вглубь него12.

 Ещё можно увидеть, что слова бина (понимание) и итбоненут (углубленное рассмотрение) имеют общий корень (то есть, связаны ним смыслом) со словом ;;;; мивне, строение.

 Вдумчивое рассмотрение стремится обнажить суть объекта и его внутреннее строение, выделить в нём различные составляющие и понять существующую между ними связь. Теперь можно увидеть, что сердце объекта и его внешнее строение просто дополняют друг друга, а вовсе не противоречат один другому. Нужно лишь не забыть исследовать явления одновременно как с их внешней, так и с их внутренней стороны и искать сердце явления, скрывающееся в схеме. О каждой детали построения необходимо спросить: какая струна в душе ей отзывается? Каков её эмоциональный вес и как можно воплотить её в нашу жизнь? И тому подобное. Когда мы вглядываемся в строение таким образом, у нас возникает возможность проникнуть в его тайну и высветить его скрытую душу.

 Именно потому, что любовь так глубока и дорога нам, мы не должны бросать её на произвол судьбы, предоставляя ей жить практически неосознанно, так сказать, “естественно”. Любовь буквально умоляет нас пристально вглядеться в неё, изучать её “устройство” и оттенки. Только так мы сможем оказать ей то внимание, которого она заслуживает, и одновременно способствовать её расцвету.

  И последнее замечание, прежде чем начнём первую главу: хотя система сфирот уподобляется Древу, важно понимать, что она – не обыкновенное Древо, растущее снизу вверх, а наоборот: подобна Древу перевёрнутому, растущему вниз, корни которого вверху (смотри схему). Первые три сфирот (от кетера до бины) подобны скрытым от взгляда корням Древа; следующая за ними сфира даат символизирует его прорастание в земле; шесть последующих сфирот (от хеседа до йесода) воплощают собой ствол и ветви; а самая последняя сфира (малхут) воплощает собой плоды, которые Древо дарит миру.

  Итак, перед вами схема Древа жизни.



 Изображение перевёрнутого Древа символизирует путь, которым Всевышний обращается к своему миру и воздействует на него. Хотя Б-г присутствует во всём, для нас Он сокрыт, и поэтому мы определяем Его, как “Пребывающего в высотах” и посылающего нам свой свет “сверху вниз”.

 Перевёрнутое Древо жизни является иллюстрацией того, каким образом Творец влияет на своё творение в целом и на конкретные создания в частности: Он как бы прячется “над” Древом, поставляя питание его корням, а мы при этом как бы пребываем “под” Древом, наслаждаясь его плодами13.

 Подобным образом, к нашему процессу развития любви мы отнесёмся так же, как к процессу, развивающемуся сверху вниз. Это отражает тот факт, что любовь является одним из самых ощутимых и впечатляющих проявлений Б-жественного света в нашей жизни. Когда возникает истинная любовь, чувствуется живое присутствие щедрого Небесного дара, проникающего в наш мир и заполняющего его14. Кроме того, предназначение любви заключается не в том, чтобы парить в небе, подобно нереальной Идее (мы не заинтересованы в платонической любви…), но в том, чтобы спуститься на землю и стать реальностью. Описанию любви как света, спускающегося в наш мир, не противоречит тот факт, что она включает в себя одновременно также движения подъема и возвышения.

 Понятия “вверх” и “вниз” по Древу жизни не всегда тождественны понятиям “небо” и “земля”. Система сфирот описывает не только спуск духовных миров со ступеньки на ступеньку и переход от духовного к материальному, но и развитие процесса от начала до конца в общем виде.

 В то время, когда мы сопровождаем любовь “вниз” по Древу сфирот, будем помнить, что сама любовь при этом ” взбирается вверх”. Это значит, что нисхождение любви навстречу её предназначению – это и есть её восхождение. Воплощение в жизнь и есть истинная духовность.

1. Песнь Песней 2,7; 3,5; 8,4 (разные варианты этой мысли объясняются ниже, в примечании 3).

 2. После того, как книга уже была закончена, мы обнаружили следующий комментарий на Тору (Дварим 24,1) известного комментатора Мальбима из его книги “А-Тора веа-Мицва“:

 ”…и их любовь ]Ривки и Ицхака[ была как посадка дерева, когда оно из маленького семени, благодаря воде прилепившись к земле, день ото дня все больше и больше разрасталось и крепло; такой была их любовь, которая в начале была лишь искрой любви, посаженной на бороздах сердца, а благодаря заботливому уходу за ней она крепла и расцветала”.

 3. Выражение “заклинаю вас,…пока не пожелает она” появляется в Песне Песней три раза в двух разных вариантах. В двух первых случаях (2,7; 3,5) написано “что толку будить и пробуждать любовь”, тогда как в третий раз (8, 4) написано “зачем будите и зачем тревожите любовь”. Талмуд толкует эти три стиха как три клятвы Всевышнего – две первые предназначаются еврейскому народу, третья – остальным народам мира (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 111, 1). В нашем случае можно толковать эти три стиха как символизирующие процесс пробуждения любви: в первом стихе видно категорическое возражение против активной формы проявления любви; во втором стихе этот запрет повторяется; однако в третьем используется двусмысленное “зачем”, которое уже как бы дает разрешение на более позднем этапе начинать пробуждать любовь. Итак, сокращенно три стадии: нет, нет, да.

 4. Для первого ознакомления с мудростью Каббалы и хасидизма см. наши книги “Введение в Каббалу Аризаля” и “Врата в мир Каббалы” (на русском) и “А-Нефеш“.

5. На языке хасидизма: в то время как Каббала – “душа” Торы, хасидизм – “душа” души Торы, то есть Каббала как бы является “телом” относительно хасидизма.

 6. Мишлей (3, 18).

 7. В дальнейшем будет объяснено соотношение между десятью сфирот и одиннадцатью. См. ниже в 4-й главе раздел “Раскрытие корня души”, в особенности 8-е примечание.


Рецензии