В защиту оптимизма
когда в действительности всё плохо»
Вольтер
Коль ум остер, с ним надо осторожней -
Чтоб душу невзначай не исколоть.
Ах, как он ликовал, что он – безбожен,
Что сам себе и ангел, и Господь!
Что Свет несет, взывая к Просвещенью,
Кипеньем мысли растворяя тьму!
Конечно, Свету враг – злодей-священник:
В его словах – невежество и муть.
А скепсис – это знамя. Нет, икона!
Вот взгляд, как бритва. Он имеет власть!
Чтоб избежать такого, ты с балкона,
Ломая шею, поспешишь упасть.
А что есть оптимизм? Понятно, вера.
Надежда, что любовью создан мир,
Не шуткой, не кривляньем изувера,
Что правит им Создатель, не сатир.
И вот уж оптимизм объявлен страстью.
(Прием известен – мерить все собой!)
Живой и теплый – он весьма опасен,
В беде он может кончиться мольбой.
… Язвительных словес саднили язвы,
Кололась остроумия игла,
Косила души скепсиса зараза.
Господь терпел. (А я бы не смогла!)
Конец был страшен – вопли, стоны, крики!
"О Боже, предо мной отверстый ад!
Не в истине – я во грехе великий!
Избавь! Вокруг кромешность, ужас, смрад!"
«Всё» - было «плохо»! Страшно, беспросветно.
Он Бога звал. Так был вопрос решен?
Пришел ли Бог к забывшему заветы?
Я – оптимистка. Верю, что пришел.
* - ВОЛЬТЕР 1694-1778 — знаменитый французский философ, писатель, историк и острослов. Был горячим противником христианства; враждебное ему духовенство он преследовал с язвительным остроумием. Его многочисленные блестящие памфлеты, яркие афоризмы, саркастический смех вскрывали пороки, слабости и страсти его современников (из интернета).
** - Просвещение - идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения во Франции - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А.Гольбах (Б Энц Словарь)
*** - Известно, что последняя ночь Вольтера была ужасной: он корчился от боли, кричал. Он призывал на помощь именно Того, Кого всю жизнь преследовал. Последние слова Вольтера: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос!» Слова медсестры: «Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное».
**** - см. эпиграф
Для конкурса «Кладезь мудрости» http://www.stihi.ru/2014/01/02/4435
Необходимо написать стихотворение с заданным эпиграфом
Свидетельство о публикации №114010310206
Виктор Колесников 6 27.02.2014 09:54 Заявить о нарушении
Но это, конечно, вопросы личного мировоззрения Вольтера.
А вот высмеивание всего, что попадается на пути, всего, что можно и всего, что "не стоит" - это верный путь к разрушению собственной внутренней целостности (психологи подтвердят: попытки обесценивания высших для человечества ценностей действует на психику разрушительно).
Сам Вольтер на закате своих дней признавался, что для него не осталось абсолютно ничего такого, что он не мог бы подвергнуть самому едкому высмеиванию (то есть ничего святого - даже в житейском смысле этого слова). Вот и весь "деизм"...
Но у меня не было цели полемизировать с Вольтером: согласно заданию конкурса, я писала в главной степени об оптимизме (остальное - "рядом").
С уважением,
Марта Журавлева 27.02.2014 23:16 Заявить о нарушении