Внимание, литературный конкурс!

Объять необъятное невозможно, поэтому ограничимся рассмотрением конкурсов стихов для детей, что является специальностью нашей площадки.

Как сделать конкурс притягательным

Чтобы сделать конкурсы притягательными для авторов, недостаточно просто принять у автора его произведение и отложить всякое общение с ним до того момента, когда будет необходимо голосовать (в случае так называемого "народного голосования"), или - ещё хуже - до момента подведения итогов. Автор не должен изнывать в ожидании результатов, он должен получать, по мере возможности, информацию о ходе конкурса и о впечатлении, которое складывается от его работы. Как правило, автор иногда заходит посмотреть, какие новости: что пишут в рецензиях под конкурсными стихами, какие новые стихи появились на конкурсе, что пишут под его стихотворением... И если он ничего не находит под стихами, кроме "сухой отписки" о том, что стихотворение принято на конкурс, ему становится скучно.

Самым эффективным, на мой взгляд, способом привлечь автора, помочь ему обрести опыт и почувствовать свою причастность к "процессу" - это дать ему возможность активно в нём участвовать. Иметь возможность отредактировать свой текст, участвовать в обсуждении других текстов, помочь коллеге советом (почему бы и нет?), поучиться у других, "мотая на ус" и положительный, и отрицательный опыт. Скучно учиться только на своих ошибках... и долго, это ж надо дождаться, когда ты их сделаешь! и когда заметишь! или когда подскажет кто-нибудь. На правильно поставленном конкурсе процесс обретения опыта развивающимся автором (а это главное условие - чтобы автору было куда развиваться) подвергается акселерации - подчас две недели активного участия в конкурсе равняется году "варения в собственном соку". Ни для кого не секрет, что рецензии авторам пишутся в основном хвалебные, а они никак не влияют на процесс творческого роста - в лучшем случае стимулируют автора в количественном наращивании своего творчества, на уже достигнутом уровне, но не стимулируют естественное стремление всякого творческого человека к восхождению по спирали развития. Зачем, если у него всё прекрасно? По ровной дорожке идти сподручней, не надо напрягаться. Другое дело - на грамотно организованном конкурсе, где он может участвовать в живом заинтересованном общении с авторами, перед которыми стоит та же сиюминутная конкретная задача: сделать своё заявленное на конкурс стихотворение лучше, увеличив свои шансы на победу. Но эта маленькая конкретная задача становится деятельным фактором его творческого роста. И при этом - великодушно помогать другим... что ни говори, это благородно и повышает самооценку автора, а это очень важно.

Правильная организация конкурсов

Итак, что необходимо для того, чтобы конкурс отвечал этим ожиданиям? Как правильно организовать конкурс? Попробую разложить по пунктам то, о чём я упоминала выше, с более подробными объяснениями.

1. Создание для авторов комфортных условий для того, чтобы он мог сам вносить исправления в конкурсное произведение до тех пор, пока это разрешено условиями конкурса. У нас это достигается тем, что автор заявляет свои произведения не в замечаниях к рецензии, а в самой рецензии, которую он имеет возможность корректировать, не наращивая целый "обоз" вариантов в ленте обсуждений к своему произведению. Такая схема позволяет автору также дополнить свою заявку или изменить её - дело хозяйское! - если он укладывается в условия конкурса. Довольно большая степень свободы в "управлении" своей заявкой, надо полагать, способствует хорошему авторскому самочувствию.

2. Создание доброжелательной и равноправной(в отношениях "автор - ведущие") творческой атмосферы вокруг авторов и заявленных ими произведений. Важно иметь одного-двух (а ещё лучше - 3-4) компетентных и доброжелательных ведущих, которые способны сделать грамотный разбор заявленных стихотворений, вовремя заметить ляп, дать конкретный совет или даже подсказать вариант - почему бы и нет? Как говорил древнеримский мудрец и педагог Сенека, "Легче учить примерами, чем нравоучениями" - и это верно на все сто процентов! Теория мертва, если не подкреплена конкретным опытом. Самое главное - зная теорию, научиться её успешно применять.

3. Очень важно также суметь втянуть в обсуждение произведения не только заинтересованного автора, но и других конкурсантов. Для это нужно, чтобы общение было живым, не "запедагогиченным", как я это называю, когда автору предлагаются некие ходячие штампы, пусть даже и правильные, но не подкреплённые живой, интересной и конкретной аргументацией. При этом важно сохранять деловой тон, без излишеств. Флуд допустим только для разрядки, если она необходима, и в разумных количествах. И непременно - с юмором и в дружественной форме, а то как бы "разрядка" не обернулась "зарядкой" отрицательными эмоциями.

После этапа активного принятия и доработки конкурсных стихотворений необходимо перейти к следующему этапу работы над конкурсом. Приём заявок необходимо закрыть, конкурсные стихотворения собрать в одну анонимную подборку под номерами, а сам конкурс "спрятать" от посторонних глаз до самого заключительного и всеми горячо ожидаемого момента - подведения итогов. Этим делом, как правило, занимается кто-то из ведущих, при содействии админа страницы, имеющего доступ в кабинет.

Голосование

Итак, приём заявок завершён, конкурсная лента убрана в неотображаемый раздел, вывешен анонимный лонг-лист с конкурсными произведениями. Как показывает практика, к этому моменту никто уже не помнит, где чьё произведение/я. Конечно, очень яркие авторы с оригинальным собственным стилем угадываются, но в таком случае они и заслуживают поощрения! Во-всяком случае, наш опыт показывает, что такие ситуации не вызывают проблем - каждый держит свои догадки при себе и старается быть объективным в отношении всеми любимых авторов, не наказывая их за "узнаваемость".

Лонг-лист конкурса можно использовать и при голосовании жюри, компетенция которых обязана быть вне подозрений (как у жены Цезаря), и при голосовании самих авторов (и участников, и не-участников конкурса) - так называемом "читательском голосовании". Главная фишка - анонимность голосования. Как правило, не-анонимные конкурсы порождают множество споров и обид и накаляют обстановку на площадке, чего нужно тщательно избегать. Но если конфликт всё же возник, надо надеяться на мудрое его разрешение, и приложить к этому максимум усилий.

В Избушке на Седьмом Небе применялись оба способа голосования - и с помощью жюри, и посредством "читательского голосования". Одно время оба способа применялись параллельно, и мы накопили изрядный опыт, позволяющий делать интересные практические выводы. Тщательно анализируя итоги конкурсов в течение трёх лет, от памятного конкурса ко Дню ребёнка в 2011 году, мы заметили, что не только мастерство наших авторов постоянно возрастало, но и компетентность их при оценке конкурсных работ в процессе голосования постоянно повышалась. Это выражалось в том, что расхождения в оценках у нашего жюри с оценками участников конкурса постепенно уменьшались. Рост поэтического мастерства наших авторов весьма заметно повлиял на развитие их поэтического вкуса и понимание специфики поэзии для детей. Этому также способствовало появление в журнале критических материалов по следам конкурсов - "разборы полётов" от судей конкурсов, и расширение нашей библиотечки "Школа мастерства", которая пополняется время от времени новыми статьями и эссе, вызывающими живой интерес наших активных развивающихся авторов. И это радует. Теперь качество авторского голосования в Избушке в подавляющем большинстве случаев практически не уступает компетентному судейскому голосованию. Это позволило нам отказаться от очень трудоёмкого процесса судейского голосования - справляемся своими силами.

Наряду с возрастающей компетентностью авторов-участников конкурсного процесса, одним из важнейшим условием успешного, с минимумом погрешностей голосования, является его анонимность. Анонимность голосования - это мощный психологический фактор, освобождающий сознание голосующих авторов от всех "побочных" соображений, позволяющий им сосредоточиться на главной задаче голосования. А именно - отобрать действительно лучшие, в их понимании, стихи конкурса. Появляется независимость суждений, отметающая на второй план всякие другие соображения, а на первый план выносится заинтересованность в справедливом раскладе конкурсных стихотворений на "лестнице успеха".

Продолжение следует...


Рецензии
Дельная статья. Жду продолжения. И конкурса.
С поклоном,

Лариса Елисеева   24.02.2014 11:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Конкурс скоро будет - посвящённый началу весны и
Празднику 8-го Марта. Следите за его появлением на странице! :))
С теплом, Адела

Детская Литература Нового Века   24.02.2014 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.