Информационная макромодель человека
Сократ
Предпредисловие.
Один из аспектов, интересующий всех - это здоровье в самом широком смысле.
Если не брать наследственность, нарушения процесса роста и травматологию, основные болезни - это болезни образа жизни. Неправильное питание, дыхание, движение, отношение к жизни, динамические стереотипы (поведенческие реакции), эмоциональный фон - и имеем, что имеем.
Ясно, что болезнь легче предупредить... Но уж если она есть, необходимо устранить причины, а не бороться со следствиями.
И странно, что в школах преподают физкультуру - для тела, и еще много предметов для мозгов, а об остальных частях структуры под названием человек как-то даже и говорить не принято.
Это все равно, что учить музыканта играть на пианино, показывая, как правильно нажимать на одну клавишу. Ну, на две.
Чтобы отремонтировать машину, нужно иметь как минимум документацию, схемы и описание.
Предложенная модель человека позволяет, кроме остальных практических аспектов, по-новому взглянуть на проблемы здоровья.
Предисловие.
Предполагается осуществить аналитико-синтетический обзор живого существа, именуемого человеком, с точки зрения конструктора. А именно: какие функции следует заложить в структуру, чтобы обеспечить функционирование и развитие коллективного сознательного истинно бессмертного образования; какова функциональная нагрузка органов и подсистем, какова структура и функциональное наполнение связей между ними. При этом не важно даже, насколько точно обеспечено соответствие между моделью и реальным положением вещей, как осуществлена «функциональная разрезка». Понятно, что моделей, адекватно отражающих сложную систему, можно построить сколь угодно много. Основная задача, которую необходимо решить – выделить жизненно важные функции, описать их взаимодействие и построить действующую информационную (в смысле – не материальную) модель человека.
Построение такой модели позволит решить множество вопросов, связанных с моделированием человеческих сообществ, обучением, тестированием и психологической помощью людям с различными психологическими отклонениями.
Поскольку для обоснования некоторых положений потребовалось бы написание отдельных книг (а ряд утверждений можно лишь принять на веру, поскольку это вопросы философско-методологического плана и с прагматической точки зрения должны быть просто конкретизированы так или иначе), материал подается в форме набора тезисов, с обозначением основных понятий, взаимосвязей и направлений дальнейшей проработки.
Некоторые определения.
Разум – логически непротиворечивая структура создания, описания, обработки и хранения как статических (знания), так и динамических (умения, навыки) информационных образований и взаимосвязей между ними – инфопиль (по аналогии с нейропилем – структурой нейронных связей мозга, напоминающих войлок), а также механизм их использования.
Осознание – метод построения модели процесса, ситуации, взаимозависимостей или любой другой статической либо динамической структуры, позволяющей упростить либо автоматизировать процесс принятия решения.
Стратегический ресурс – восполняемый (еда, питье, здоровье – некоторые органы восстанавливаются) либо невосполняемый (время жизни, здоровье – для невосстановимых органов) ресурс, обеспечивающий выполнение жизненно важных функций - поддержание гомеостазиса, рост, развитие, функционирование. В зависимости от подсистемы стратегическими являются различные ресурсы. Так, отсутствие установленных социальных контактов отрицательно сказывается на положении в лестнице социальной иерархии.
Сон - программа внутренней реконфигурации и развития инфопиля посредством моделирования недавних либо значимых событий с параметрической вариабельностью.
Функции, заложенные в человека изначально (мета функции).
- способность к материальному воздействию на предметы и структуры окружающего мира
- способность к развитию и поддержанию гомеостазиса в течение всего цикла жизнедеятельности; смертность
- способность к обучению как знаниям (информация), так и навыкам (действия); способность забывать. Амбивалентность способностей (а в большинстве случаев даже аналоговое, непрерывное покрытие всего диапазона – не для отдельной особи, а для популяции), как характерная черта Творца, свойственна практически любой функциональной составляющей – отсюда и потрясающее многообразие сочетаний
- способность к продлению рода
- любопытство
- механизм автоматизации часто повторяющихся действий (перевод на скоростной режим, не требующий участия механизма осознания)
- стремление к эффективности. Имеет большое количество различных проявлений – начиная с того, что в моче растворяется больше солей, чем допускает их растворимость – уровень поддержания гомеостазиса (за счет использования, скорее всего, механизмов изменения их структуры) и заканчивая элементарной скупостью – экзофизический уровень. Механизм автоматизации часто повторяющихся действий – это один из проявленных механизмов стремления к эффективности. Отметим, однако, что наиболее эффективную программу действий в конкретных, неизменных условиях имеет автомат (опасность зомбирования как крайняя степень автоматизма).
Составляющие человека
В силу некоторых обстоятельств для большинства составляющих элементов структуры, именуемой человеком, нет определенных названий. Поэтому по мере описания и конкретизации имеет смысл их вводить. Кроме того, отметим значительную рекурсивность, свойственную человеку при реализации своих идей, экономических, технологических, информационных и пр. Человек проецирует свою структуру в свои творения, касаясь тех или иных аспектов созидания истинно бессмертного образования – голографический принцип созидания. Это объясняется тем, что природа, как правило, скупа (т.е. эффективное решение – оно и в Африке эффективное решение; отсюда и некоторая, неполная повторяемость структур). Исключение составляют некоторые ключевые моменты переходов, когда эволюционный путь созидания нового начинает буксовать.
С информационной точки человек представляет собой совокупность связанных между собой структур. Человек, в свою очередь, как социальное существо, сам является элементом более крупной структуры - семьи, этноса, государства. Поэтому корректная модель должна учитывать как внутренние связи, так и внешние.
В качестве базовой предлагается функциональная разбивка на элементы, или подсистемы. Каждую подсистему в дальнейшем предполагается формализовать до уровня программной модели, образующей вместе с остальными полную модель.
Подсистемы настолько тесно связаны друг с другом, что можно говорить о синергии. Нет смысла прорисовывать связи, ибо это свойство живого - все соединено со всем. Однако сила связей и их характер могут быть различными.
Ниже приводится список подсистем, затем более подробно расшифровка их сущности.
• Физическая подсистема - тело
• Эмоциональная подсистема
• Ментальная подсистема - разум
o Подсистема метапрограммирования - интегратор целей и ценностей
o Подсистема контроля выполнения метапрограмм - наблюдатель и корректор
o Подсистема самосовершенствования и развития
o Подсистема достижения целей - реализатор целей
o Подсистема супервизора - внутренний цензор
• Экзофизическая подсистема - материальное окружение, экипировка, скарб
• Семейная подсистема - наличие и структура связей в семье
• Социальная подсистема - положение в социуме
• Кармическая подсистема - предыстория
• Подсистема лепестка Логоса - канал связи с единым информационным полем
1. Физическая подсистема. Состоит из ряда подсистем, функционирующих достаточно независимо, и поэтому их можно разделить по функциональному признаку.
Человеческое тело использует для своей жизнедеятельности (метаболизм) в основном химическую энергию... функции, органы и подсистемы, непосредственно отвечающие за их реализацию - элементы структуры на разных уровнях абстрагирования. Далее описаны скорее характеристики, чем элементы структуры.
a. Поддержание гомеостазиса, механизмы обратных связей
i. Состав и структура частей
ii. Физиологические нормы характеристик – температура тела, артериальное давление и пр.
iii. Система "развертки программ" телесных структур, от момента зачатия до смерти. Механизмы макропликации (проецирования информации с хромосомного, генетического уровня - на структуру тела и органов).
b. Энергодобыча – механизмы получения и распределения энергии. У человека это реализуется путем переноса питательных веществ, расщепляемых (в более общем смысле - участвующих в химической реакции с выделением энергии) в месте, где энергия необходима. Задействовано несколько механизмов, в зависимости от динамики – либо быстрое выделение энергии с неполной утилизацией питательных веществ, либо медленное, но более эффективное с энергетической точки зрения.
c. Добыча и утилизация веществ, необходимых для развития и коррекции физической структуры – механизмы получения и распределения веществ, обладающих необходимыми характеристиками.
d. Биомеханическая система – скелет, связки, мышцы, зубы, некоторые структурные особенности (эрекция)
e. Хабитус – внешний вид субъекта. Характеризует его интегрально. Хабитус имеет большое значение при взаимном общении. Опытный врач способен поставить диагноз лишь на основании хабитуса.
f. Механизм преобразования питательных веществ ( жевательная, глотательная, дыхательная система, пищеварительная система, выделительная система) в необходимые для жизни (строительные, энергетические, регуляторные).
g. Репродуктивная система.
h. Система рецепторов.
i. Система внутренних рецепторов, сигнализирующих о состоянии органов и подсистем.
j. Система внешних рецепторов.
i. Система приема информации гиперэнергоинфо ( все сущее) – канал. непосредственного считывания информации.
ii. Система приема информации гипербиоса ( все живое).
iii. Система приема информации гиперэтноса ( все человечество).
iv. Система приема информации этноса.
v. Система приема информации об эгрегориальных сущностях.
vi. Система приема информации о конкретных особях.
vii. Система приема информации об окружении - внешние рецепторы физического тела.
k. Система передачи информации в пределах физического тела. Эту функцию выполняет нервная система, а также (частично) нейрогуморальная, кровеносная и лимфатическая системы и голографическая система проекционной передачи.
l. Система передачи информации в пределах тела этноса.
m. Система управления (обработки и хранения информации). Поскольку человек – структура многоуровневая, то и управление многоуровневое. Скажем, управление процессом деления клетки выполняется самой клеткой, однако управление запуском этого процесса производится извне.
1. Автоматические процессы, не нуждающиеся в контроле (децентрализованное управление, например, работа сердечной мышцы, в режиме, не требующем коррекции – при стационарных условиях управление сердечными сокращениями осуществляется пучком Гиса).
2. Процессы, нуждающиеся в централизованном контроле и управлении, но на автоматическом уровне (например, гомеостазис клетки какого-либо органа).
3. Процессы, требующие вмешательства голографического разума (проективные волновые механизмы поддержания глобального гомеостазиса ).
4. Процессы, требующие вмешательства коллективного разума ( далекий отголосок экспериментов с коллективными сообществами – насекомыми и пр. Проявляется в виде абсолютно нелогичных и совершенно непонятных с точки зрения здравого смысла, эмоциональной сферы событий, кардинально влияющих на состояние этноса или других интегральных сущностей). Наиболее близкое понятие – коллективное бессознательное по Юнгу.
5. Процессы, требующие вмешательства эмоционального разума (нулевой контур, импринтинг и пр. ). Наиболее близкое понятие – характер: генетически закрепленные механизмы стереотипного поведения плюс приобретенные привычки.
6. Процессы, требующие вмешательства образного разума. Наиболее близкие понятия – визуальное мышление, моделирование пространства.
7. Процессы, требующие вмешательства логического разума. Наиболее близкие понятия – логическое абстрактное, вербальное мышление. Характерный признак – обособление объекта от его представления, абстракция, схема, моделирование структуры.
8. Процессы, требующие вмешательства высшего разума
Примечания.
• Словом «разум» обозначены образования, которые вообще-то разумом как таковым не являются. Однако они не являются и чисто физическими сущностями. Скорее каждое такое образование - это нечто вроде самоорганизующейся открытой информационной структуры, состыкованной с остальными.
• Практически все элементы управления направлены на поддержание динамического равновесия системы «человек».
• В основном все вопросы управления отдельного уровня решаются соответствующей системой. Однако при определенных условиях (экстрим) разум более высокого уровня может вмешиваться в процесс управления подчиненной системы более низкого уровня. И наоборот – тут все зависит от того, какова программа поведения в экстремальной ситуации. Это именно программа, последовательность действий, доведенная до автоматизма, поскольку времени на обдумывание (осознание) нет, есть только немного времени на выбор одной из стереотипных программ, замещающих верхний эшелон управления в эти моменты.
• В целом функционирование системы управления здорово напоминает работу административно-хозяйственного отдела какого-либо завода по переработке или синтезу сложных химических соединений.
• Под высшим разумом имеются в виду некоторые особенности, которые И. Кантом были названы «нравственный закон внутри нас». По косвенным данным, это некоторые метапонятия, неопределимые в рамках структуры «человек», однако вбитые в нее в качестве аксиоматической базы. Именно этот уровень в одних случаях действует как ограничительный фактор, в других – заставляет предпринимать активные действия за пределами интересов субъекта. По своему воздействию разум относится к высшему, поскольку цели, которые преследуются, лежат выше интересов субъекта. По проявлениям в некотором смысле является «обратным» по отношению к коллективному разуму. Коллективный разум заставляет субъекта совершать поступки, навязанные коллективным сценарием; высший разум заставляет субъекта совершать поступки, навязанные высшими интересами. Наиболее близкие понятия – совесть, мораль.
2. Эмоциональная подсистема. Характеризует преобладающее состояние субъекта; автоматические реакции на изменения окружения и их динамику. Большей частью представима как текущие точки на линиях, соединяющих антагонистичные состояния, а также их поведение в различных ситуациях (динамика изменения эмоционального состояния).
a. активность - пассивность
b. честолюбие - тюфяк, о который все ноги вытирают
c. властолюбие - желание подчиняться
d. страстность – холодность в проявлениях чувств.
e. преобладающее настроение: оптимизм – пессимизм.
f. подозрительность - доброжелательность
g. возбудимость - заторможенность
h. раздражительность - добродушие
i. обидчивость - толстокожесть
j. злопамятность – отходчивость
k. агрессивность -? (та же агрессивность, но проявленная как активность, любопытство)
l. скорость реагирования
m. уравновешенность - неуравновешенность
n. устойчивость к внешнему воздействию (как к экстриму, так и к слабым циклическим раздражителям)
Текущее значение перечисленных характеристик определяет реакцию субъекта на происходящее. Динамика изменений характеристик будет определять изменение поведения субъекта с течением времени, после запускающего события.
Эмоциональная подсистема имеет свою, довольно скромную, библиотеку знаний и умений, типовых приемов реагирования - предпочтений.
Эмоциональная подсистема служит для оценки соответствия желаемого и имеющегося состояния (внутреннего и внешнего) и выработки сигналов рассогласования. Причем оценка производится на «автопилоте», автоматически и не зависит от желаний субъекта. Пример – плач маленького ребенка вызывает появление внутреннего раздражения (беспокойства) , в то время как более громкие звуки могут оставаться без внимания.
А уже этот сигнал рассогласования вызывает появление конкретных желаний, направленных на его устранение. Это так называемые автоматические желания, которыми сложно управлять, нижний астрал. Здесь прячутся корни многочисленных психологических особенностей различных субъектных типов.
Эмоциональная подсистема в силу своей автоматичности проста и достаточно примитивна. Это набор стереотипов поведения в различных ситуациях, способы реагирования, базовые функции, обеспечивающие выживаемость. Однако именно в силу своей базовости она способна напрямую получать информацию из верхних гиперсистем – гиперэтноса, эгрегора и пр., но не всегда способна правильно ее интерпретировать, поскольку при интерпретации пользуется слишком простыми и прямолинейными механизмами.
Эмоции трудно контролировать, ими трудно управлять. Однако человек – достаточно гибкая структура; практически все связи можно перестроить и видоизменить, потратив на это определенное количество времени. Может, именно поэтому достаточно сложно построить качественную модель человека? Получается, что функции перечислить можно, а структура связей функциональных узлов является фиксированной только для подсистем нижних уровней иерархии.
Тем не менее, именно эта подсистема является базовой для информационной модели человека, причем настолько, что только на ее основе можно построить динамическую модель некоего социума, взяв за основу какое-то распределение черт характера среди его членов. Правда, подобную макромодель необходимо будет все же дополнить еще и некоей субмоделью коллективного разума.Как правило, более примитивного, чем индивидуальный.
3. Ментальная подсистема – то, что имеет отношение к мышлению, как конкретному, так и абстрактному, мыслительная система. Именно на этом уровне осуществляется основная обработка информации, моделирование среды и себя в ней, выбор решений; целей и способов их достижения.
• знания (кто, что), умения (как), убеждения (аксиоматика), допущения (элементы моделирования реальности)
• способы реагирования, модели поведения.
Ментальная подсистема человека отличается от животной уровнем абстракции и рекурсии.
Чувство юмора представляет собой как бы эмоциональное подтверждение при парадоксальном способе изменения модели в сторону повышения ее эффективности.
Контролер выполнения метапрограмм – супервизор. Осуществляет запуск программ, наблюдает за их выполнением, оценивает эффективность с точки зрения соотношения затраты – результат, вырабатывает сигналы внутреннего поощрения и наказания, эффективности-полезности-бесполезности, приоритетов и предпочтений.
Подсистема самосовершенствования и развития. Алгоритм работы данной системы на текущий момент может быть описан только на философском уровне.
Одна из наиболее сложных для реализации систем. Хотя использует простые, проверенные временем механизмы:
• Фактор близости (пространственной, временной, частотной, сходство по признакам) для создания новых фактов либо модификации структуры инфопиля
• Фактор последовательностности событий для выявления причинно-следственных связей событий и формирования механизма правильного мышления.
• Механизмы оценки и повышения эффективности метапрограмм и структур инфопиля (например, уменьшение размеров занимаемой памяти для описания двух объектов путем выделения сходных частей и разницы – структурирование описаний.)
• Модификация внутренней структуры данных инфопиля, руководствуясь соображениями эффективности (возможно, одна из функций сна)
Подсистема метапрограммирования - цели, задачи, функции человека как единый спектр, точка фокусировки усилий; выработка и коррекция системы целей, ценностей, приоритетов, программ достижения. Наиболее близкое понятие – воля. Естественно, в каждый момент времени человек руководствуется приоритетной взвешенной функцией выбора реализуемой программы. Чем более развит субъект, тем в меньшей степени он пользуется генетически передаваемыми шаблонами поведения. Шаблонов всего 4.
a. Нападение (активные действия агрессивного характера или заигреж, если рисование перед самочкой и пр.)
b. Бегство (при своих интересах, если убежал)
c. Подчиненность (кролик перед удавом, может, не заметит или пожалеет – подчиняюсь)
d. Безразличие, отсутствие реакции (если не замечаешь, что кто-то отгрызает тебе ногу - остаешься без ноги, что стратегически нехорошо :))
Генетические стереотипы очень сложно преодолеть.
Следует различать несколько уровней работы системы метапрограммирования - инстинкты (шаблоны), наработанные архетипы поведения - привычки, характер, стратегическое и тактическое целеполагание.
Как правило, несколько программ выполняются одновременно. Это визуально можно представить как вспышки в пространстве (желаний?), характеризующиеся своей областью воздействия и динамикой. Выполнение текущей задачи, например, утоление чувства голода, вызывают достаточно быстрое гашение соответствующей вспышки; задачи покрупнее вызывают более длительное свечение, вплоть до непрерывного; некоторые задачи вызывают периодические вспышки. Это похоже на работу с параллельными процессами в режиме приоритетной обработки, если пользоваться программистской терминологией. Только есть еще процессы, активирующиеся в определенные моменты времени либо при определенных обстоятельствах – механизм активации задач, отслеживания их выполнения и завершения либо просто: планировщик задач + диспетчер их выполнения. Отчасти такой подход коррелирует с теорией очагов возбуждения –торможения, однако имеет и существенные особенности.
Ниже перечислены некоторые базовые программы.
• Экономия средств,усилий, времени... чтобы иметь возможность тратить их на другие вещи.
• Самосохранение – поведение, направленное на сохранение всех внутренних процессов в пределах диапазона регулирования. Сюда входит регулярное питание, утоление жажды, периодический отдых и сон, и отправление естественных потребностей, и секс, и избегание конфликтных ситуаций, которые не могут (уже прогнозирование на основе модели!) принести никакого выигрыша, и поддержание тела и остальных подсистем в хорошей (физической, психической, финансовой и пр. – по каждой из подсистем) форме, и при необходимости лечение, протезирование ( ) и пр.
• Продолжение рода.
• Экспансия ( расширение собственных возможностей для каждой из подсистем, путем их совершенствования и развития, возможно - за чужой счет, расширение сферы влияния)
4. Экзофизическая подсистема (материальное положение, обладание конкретным «скарбом» - и соответствующие возможности в материальном мире). По сути, это инвентарь, экипировка. Сюда же входят деньги, как эквивалент материального могущества, предметы обихода и различного рода усилители (молоток, микроскоп, компьютер, мобильный телефон)
5. Семейная подсистема – реализация монадной сущности и достижение полноты моделирования (понимания) путем обогащения опытом, недоступным ни чувственно, ни разумом. Первый шаг на пути к Слиянию с Единым, первый опыт единения. Семейная подсистема дополняет структуру человеческой личности, создавая условия для формирования зародыша общественного, вселенского сознания. Этапы создания и поддержания функционирования семьи являются фрактальной проекцией развития живого. Гендерные различия сказываются на всех уровнях и подсистемах. Необходимость взаимопонимания между полами и возрастами является мощным стимулом личностного роста.
6. Социальная подсистема (положение в обществе, на ступенях социальной лестницы и соответствующие возможности). Описывает социальный статус субъекта. Соответственно статусу изменяется отношение к субъекту окружающих. Для быстрой оценки социального статуса придуманы специальные механизмы – одежда, атрибутика (машины; предметы далеко не первой необходимости, охрана или свита).
В значительной мере зависит от интегральных характеристик субъекта, его способностей и степени их реализации в социуме. Подобная предрасположенность в первом приближении описывается с помощью базовой классификации, основанной на понятии варна. Варна (санскр. «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
• брахманы — жрецы, учёные, подвижники
• кшатрии — воины, правители
• вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
• шудры — слуги, наёмные рабочие.
Здесь в неявном виде присутствует изначальная специализация, увеличивающая эффективность социальной структуры: каждый вид деятельности требует развития различных навыков, способностей, умений и даже черт характера. Психологический тест на профпригодность типа MMPI позволяет довольно точно определить склонности человека к тому или иному виду деятельности, оценивая некие характеристики личности. Построение корректной модели, по сути - обратная операция: зная характеристики, можно предсказать склонности.
7. Кармическая подсистема (следы, круги на воде). То, что мы имеем на сегодняшний день – результат всех наших предыдущих действий. Эта подсистема – нечто вроде отпечатка жизни, предыстории, памяти окружающих, которая действует либо в поддержку в неблагоприятных ситуациях (иногда переходящую в поддержку на физическом уровне), либо наоборот. Нечто напоминающее пословицу «до 40 лет ты работаешь на репутацию, после 40 репутация работает на тебя». Кармическая подсистема характеризуется тем, что все изменения происходят медленно, но неотвратимо, причем с накоплением – т.н. закон кармы. При определенных условиях возможен даже перенос наработанного «хвоста» на потомков. Можно, конечно и не выносить это информационно-функциональное образование в отдельную подсистему, однако как тогда оценивать предысторию, способ проявленности субъекта в материальном мире?
8. Подсистема достижения целей - уровень материализации собственных программ, с использованием наиболее эффективных методов минимального воздействия на среду с минимальным эффектом или полным отсутствием эффекта отката (кармы). Начиная с определенного уровня развития интуиция, знания и умения (опыт, инвентарь, инфопиль), наработанные по всем остальным подсистемам, дают эффект перехода количества в качество и любая цель (не любая, однако об этом потом) достигается практически без усилий, без потери энергии и, глядя со стороны, очень легко. Да так оно и есть. Когда все делаешь правильно, пространство не слишком сопротивляется твоим усилиям…
Это уровень воздействия, характеризуемый использованием внешних сил для достижения внутренней цели – нечто вроде тхэквондо по подходу.
Есть два основных способа получения вожделенного: ортодоксальный и парадоксальный.
Как правило, ортодоксальный - это затратный метод, парадоксальный - мистический, когда вроде бы легко, играючи, достигается тот же результат.
Вообще достижение эффективности (уметь что-то делать - это значит минимальными усилиями решать поставленную задачу) как минимизация некоего функционального набора - это одна из базовых метапрограмм.
9. Подсистема супервизора
Кроме внешних "тормозов", мешающих осуществлению чего-либо, существуют и внутренние... Например, внутренняя мораль или цензор - подсистема супервизора. Этот фрагмент личности определяет этические качества, "можно-нельзя", отношение к себе и окружающим, пирамиду персональных ценностей.
Алкоголь, наркотики, психологическое программирование или иные способы изменения состояния сознания убирает тормоза на время, однако это не значит, что не остается кармических последствий...
10. Подсистема лепестка Логоса – фрагмент Единого, проекция субъекта на ВсеЕдиное. Здесь должен располагаться механизм объединения субъекта с Единым – совокупность соглашений для реализации возможности эффективного и взаимовыгодного двустороннего обмена информацией, энергией и прочими стратегическими ресурсами.
____________________________
Каждая из подсистем описывается двояко: как объективным уровнем характеристик, так и самооценкой субъекта этих характеристик (самооценка – это уже свойство модели себя самого, которую субъект использует для моделирования и развития).
В каждой из подсистем присутствует внутренний, присущий ей цензор – некая совокупность запретов, ограничений и условий, очерчивающих круг возможных действий субъекта в данных условиях и соответствующих вариантов реагирования подсистемы.
Высокий уровень развития эмоциональной подсистемы в сочетании некоторыми пороговыми значениями развития остальных подсистем (или некоторых из них) представляет собой обобщенную интегральную характеристику – харизматическую компоненту личности. Высокий уровень харизмы свидетельствует о высокой значимости субъекта для общества, так как этот субъект начинает выступать в качестве точки фокусировки воздействия Логоса – и соответственно используется Логосом для влияния на материальные структуры и сознание остальных членов сообщества.
Замечания по поводу реализации моделей.
Следует отметить голографическую рекурсивность, возникающую при моделировании субъекта.
С одной стороны, строящаяся нами информационная модель субъекта включает в себя информационную базу данных субъекта об окружающем мире ( модель мира, построенную субъектом для его собственных целей). С другой стороны, должна существовать «объективная» модель мира, отражающая реальные взаимосвязи и зависимости.
С одной стороны, персональная информационная модель субъекта включает в себя и его собственную модель себя самого. С другой стороны, в модели субъекта, построенной нами, также должна присутствовать и модель его собственной модели себя самого.
Т.е. необходимо различать модель мира и модель самого себя в нем, которые строит и которой пользуется конкретный субъект в процессе своей жизнедеятельности, и модели, которые строим мы – модель мира, модель субъекта, субъектная модель мира, субъектная модель субъекта. При моделировании поведения субъекта в мире, таким образом, используется четыре (!!!) модели. Функционально они очень схожи. Наиболее функционально полной является субъектная модель субъекта, поскольку она по определению должна в качестве составной части включать саму себя. Представить это сразу довольно сложно, однако как только речь заходит о реализации, все становится просто. Модель субъекта при моделировании себя может пользоваться не своей моделью, а той моделью, которая есть у структуры более высокой степени иерархии (т.е. у нас, например – на уровне модели мира). Однако пользоваться не полномасштабной моделью, а моделью с функциональными ограничениями. Уровень этих функциональных ограничений как раз и определяется уровнем осознания и самоосознания субъекта.(Отсюда следует один замечательный вывод - о непрерывной, аналоговой структуре осознания. Можно сказать, к примеру, от кошечек - до какого-нить генерального секретаря.)
При этом модель субъекта должна включать следующие составляющие:
• модель мира – представления субъекта о мире;
субъектную модель самого себя – представления объекта о самом себе, да и о том, как он в него вписывается;
• модель данных метапрограмм (модель вариантов поведения субъекта с соответствующими результатами)
Инстинкты – проявление глубинных, никогда не вытесняемых полностью (поскольку давно уже переведены эволюцией на уровень автоматизма, не контролируемого осознанием) способов поведения, базовая структура выживания, включающаяся у ментально недоразвитых раньше, чем у соответствующего социуму индивидуума. Иными словами, инстинктивные действия преобладают у менее развитых людей. К ним относится , к примеру,
• хватательный рефлекс
• инстинкт размножения
• иерархическое подчинение и подчиненность
• боязнь нового
Чем выше ступень развития субъекта, тем сильнее его поведение отходит от инстинктивных и стереотипных шаблонов.
Заключение.
1. Предложен вариант структуры информационной макромодели человеческой личности. Его программная реализация позволит обеспечить постепенное приближение значимых качеств модели к оригиналу.
2. Результаты подобной разработки могут дать совершенно конкретные практические плоды. Область применения построенной модели - от моделирования психических болезней, с целью поиска путей излечения - до симуляции личностных характеристик в компьютерных играх, физически созданных роботах и различных системах взаимодействия человек - информационные структуры а ля Интернет.
3. Аналогичный подход может быть применен к созданию моделей различных обществ, с целью оценки их стабильности, перспектив и проблем развития.
4. Если проводить параллели в процессе творчества у Природы и у человека, живое обладает свойством рефлексности - каждый орган или элемент многофункционален... Люди строят свои устройства и системы, опираясь на функциональное разбиение: автомобиль состоит из частей, каждая из которых несет совершенно конкретную функцию. Природа, или Создатель - поступают мудрее: они экономят на количестве. К примеру, мы едим через рот, которым говорим - и дышим :)
5. Использование предложенной модели для моделирования процессов болезней может дать ключи к пониманию механизмов сохранения здоровья в самом широком смысле.
____________
http://www.stihi.ru/2005/02/12-1003 - предыдущая версия, далеко не последняя.
Свидетельство о публикации №113122907673
Здравствуйте, Вам)
сижу тут молча читаю, стараюсь вникнуть)
Аммолит 22.07.2016 17:22 Заявить о нарушении
Да, тут текстик, если провести аналогию с программированием, написан на языке высокого уровня. В отличие от многочисленных текстов на языке ассемблера и даже машинных кодов, которые автор об этом читал на протяжении десятилетий.
Достаточно, чтобы сделать следующий шаг.
Я себе много чего уяснил, пока писал )
Омагодан О 22.07.2016 19:00 Заявить о нарушении