Проект Гороскопы - 3 тур - Обряды
********* Объявляется приём стихотворений на 3 ТУР Проекта "ГОРОСКОПЫ" -
тематический конкурс "ОБРЯДЫ" (приметы, гадания, заговоры, обереги) *********
ГАДАНИЯ.
Ответы на вопросы о том, что с ними будет, люди начали искать тысячелетия назад.Они обращались к звездам, гадали по полету птиц, по расположению палочек, монет, листьев чая, по игральным костям, по внутренностям животных...
И действительно получали ответы. То, что будущее вырастает из прошлого - факт, очевидный сам по себе. Будущее - не полная свобода выбора, оно виртуально, то есть существует два, три, пусть даже десять, но тем не менее некое вполне определенное число вариантов развития событий с того места, где мы с вами остановились в данный момент, иными словами, с точки Здесь и Сейчас.
И не обязательно предоставлять выбор Судьбе. Учесть эти варианты и помогает гадание. Гадать можно в принципе на чем угодно; можно подобрать на улице горсть камешков, можно выбрать три монеты одного достоинства из вашего кошелька; можно прибегнуть и к одному из вариантов, веками опробованных человечеством, будь то кофейная гуща, книга или ваша левая рука, или карты.
Оптимальным днями для гадания считались:
С 6 по 18 января-Святки. Святки - время от Навечерия Рождества Христого до Крещенского Сочельника.
С 6 по 13 января - Святые вечера, когда можно гадать всем.
С 14 по 18 января - Страшные вечера, когда непосвященным гадать не рекомендуется: в это время темные силы вступают в особую власть и могут воспользоваться доверием простодушных.
В ночь с 18 по 19 января канун Крещения - Второй Сочельник - главный день святочных гаданий.
http://zglaza.net/index.php/gadaniya.html
ПРИМЕТЫ. - http://zglaza.net/index.php/primety.html
"ПРИМЕТЫ ДОМОСТРОЯ" - http://www.liveinternet.ru/users/4804599/post303843928/
Вот, например, что там написано о венике:
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси – .это поверье связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла – излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог – и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза!
Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.
ЗАГОВОРЫ. ПРИВОРОТЫ. - http://zglaza.net/index.php/lyubovnye-privoroty.html
ОБЕРЕГИ. - http://zglaza.net/index.php/oberegi.html
Например, оберег ребенку перед сном:
В кроватку ложусь,
На бочок повернусь
И никого не боюсь.
Матерь Божья при мне,
Что Матери, то и мне.
Итак, ЗАДАНИЕ НА КОНКУРС:
1. ТЕМА - "Приметы. Гадания. Заговоры. Обереги".
2. Стихотворение может само по себе являться поэтическим "пересказом" какого-либо заговора или оберега.
Второй вариант - описание примет, гаданий и пр.
Третий вариант - маленький рассказец о том, что случилось с вами (или с кем-нибудь) во время гадания или КАК ЭТО БЫЛО.
Пишите, уважаемые авторы и присылайте свои тематические стихотворения, а здесь на месте мы разберёмся.)))
3. ВНИМАНИЕ!
В этом туре есть не просто ТЕМА, а ещё и ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ: БАЛЛАДНАЯ СТРОФА.
Баллада возникла на Западе, где она была твердой и очень определенной формой, но попав в Россию, преобразовалась.
Родоначальником балладной строфы является Жуковский. Как образцы следует брать баллады самого Жуковского и его современников.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. /Василий Жуковский, Баллада "Светлана"/
***
Более подробно о балладной строфе см. в Примечаниях Школы в конце Анонса.
4. Принимаются стихотворения ОБЪЁМОМ 1-4 строфы.
ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.
ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с "Правилами проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233
ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 20 ЯНВАРЯ 2014 года.
ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК.
Призовой фонд КАЖДОГО ТУРА определён в 2000 стихобаллов:
за 1 место – 800 с\б
за 2 место – 500 с\б
за 3 место – 300 с\б
БЕЗ приза зрительских симпатий, но зато с победителем в какой-нибудь,
каждый раз новой, номинации - 400 с/б. будет озвучена в посте голосования!)
Так баллы распределятся в том случае, если не будет двойных-тройных и т.д. призовых мест. Если одну ступень пьедестала займут 2 и более авторов, баллы делятся.
Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (на логин - gusilebedi1).
ПРИМЕЧАНИЯ ШКОЛЫ:
Баллада, зародившаяся, как лиро-эпический жанр в романских странах, быстро завоевала свое место в литературе почти всех европейских стран и обрела новые формы, а также требования к содержанию. Русская поэтическая традиция тоже подарила особую форму, которая получила название – БАЛЛАДНАЯ СТРОФА.
Форма эта невероятно проста и, в отличие от французской баллады, не имеет требований к содержанию.
Поэтические словари дают следующее определение:
Балладная строфа – вид строфы, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп.
То есть, если все нечетные строки баллады написаны пятистопным ямбом, все четные будут четырехстопным, если нечетные четырехстопным амфибрахием, все четные – трехстопным и т. д. Это и есть главное требование к этой форме. Количество строк в каждой строфе не ограничено, от четырех и больше. Со временем закрепленность этой строфы за жанром ослабла и балладной строфой теперь пишут не только баллады.
Эту форму русская баллада обрела в начале XIX века и главнейшим в русской литературе «балладником» был признан В. А. Жуковский. В те времена балладная строфа состояла из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных и была неразрывно связана с жанром. Сейчас балладную строфу не обязательно писать анапестом, можно использовать любой ритмический метр, также нет рамок в содержании. Проще говоря, любое стихотворение, в котором есть чередование разного количества стоп в четных и нечетных строчках, является балладной строфой.
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
(В.А. Жуковский)
Единственный характерный признак балладной строфы - чередующаяся через строчку разностопность (см.выше). Деление на строфы может быть разным, схема рифмовки разной.
Жуковский, «Светлана» / схема рифмовки - ABABCDCDEEFGGH
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
****************
Жуковский, «Смальгольмский барон» / схема рифмовки - ABAB
До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон.
Не с могучим Боклю совокупно спешил
На военное дело барон;
Не в кровавом бою переведаться мнил
За Шотландию с Англией он;
****************
(Жуковский, «Ленора» / схема рифмовки - ABABCCDD
Леноре снился страшный сон,
Проснулася в испуге.
«Где милый? Что с ним? Жив ли он?
И верен ли подруге?»
Пошел в чужую он страну
За Фридериком на войну;
Никто об нем не слышит;
А сам он к ней не пишет.
С императрицею король
За что-то раздружились,
И кровь лилась, лилась... доколь
Они не помирились.
И оба войска, кончив бой,
С музы;кой, песнями, пальбой,
С торжественностью ратной
Пустились в путь обратный.
********************
Пушкин «Песнь о вещем Олеге» / схема рифмовки - ABABCC
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
*********************
Рылеев «Борис Годунов» / схема рифмовки - ABABABAB
Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В неё, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу,
Лампада тусклая трепещет,
И бледный луч, блуждая по челу,
В очах страдальца страшно блещет.
Тут зрелся скиптр, корона там видна,
Здесь золото и серебро сияло!
Увы! лишь добродетели и сна
Великому недоставало!
***********************
Лермонтов «Баллада» / схема рифмовки - ABABхСхС (х-холостая рифма)
Берегись! берегись! Над бургосским путём
Сидит один чёрный монах;
Он бормочет молитву во мраке ночном,
Панихиду о прошлых годах.
Когда мавр пришел в наш родимый дол,
Оскверняючи церкви порог,
Он без дальних слов выгнал всех чернецов,
Одного только выгнать не мог.
Для добра или зла (я слыхал не один,
И не мне бы о том говорить),
Когда возвратился тех мест господин,
Он никак не хотел уходить.
Хоть никто не видал, как по замку блуждал
Монах, но зачем возражать?
Ибо слышал не раз я старинный рассказ,
Который страшусь повторять.
Ведущие 3 тура Лана Сноу и Лана Степанова
Проект Гороскопы - 1 тур -ТОТЕМЫ. Зороастрийский гороскоп - http://www.stihi.ru/2013/12/10/1811
Проект Гороскопы - 2 тур - ДЕРЕВЬЯ. Кельтский гороскоп - http://www.stihi.ru/2013/12/25/581
Проект Гороскопы - 4 тур - ЗВЁЗДЫ. Зодиакальный гороскоп - http://www.stihi.ru/2013/12/29/6981
Свидетельство о публикации №113122906412
Голосуем здесь - http://www.stihi.ru/2014/01/22/10187
Тм Гуси-Лебеди 22.01.2014 21:00 Заявить о нарушении