Отныне узрите
Сам плат - мафорий - темно-красный (цвета пурпурные, багряные, виншневые) – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство.
Иногда Богоматерь на иконах византийской и балканской школы письма облачают в синий мафорий. Таков образ Богоматериь написанный Феофаном Греком в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. Вероятно, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, царское же достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Но есть ещё один редкий цвет у мафория: золотой.
Процесс создания иконы был долгим и трудоемким. Художник-иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога.
Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, Алипий, инок святой Печерской обители, после работы над мозаиками Успенского собора Киево-Печерского монастыря, овладел «премудростью иконной» и начал писать иконы. О работах Алипия узнал князь Владимир Мономах. Он заказал преподобному Алипию написать икону для церкви Богородицы, возведенной Владимиром Мономахом в Ростове Великом.
На золотом фоне иконы во весь рост изображена Богородица, ее голову покрывает царственно-золотой блестящий мафорий. Именно в нем являлась Божия Матерь в особо тяжелые моменты перед народом как защитница и покровительница христиан. На иконе «Великая Панагия» доминируют золотые и красные цвета.
Во время археологических исследований в Киево-Печерской лавре было найдено большое количество красной и золотой смальты, а синей – очень мало. Следовательно, в мозаике Успенского собора преобладали красные и золотистые цвета, как и на иконе «Великая Панагия» и, соответственно, сохранившиеся пигменты краски на рельефе Богородицы, что располагается на Большой лаврской колокольне.
Единственное отличие Богородицы в Ростове Великом от Рельефа Богородицы из Киево-Печерской лавры - это изображение на иконе «Великая Панагия» младенца Спасителя в сфере. Есть предположение, что таковым было пожелание Владимира Мономаха.
Для Софийской Оранты в Киеве так же характерно отсутствие красного цвета. Красные у нее только пояс, туфельки и окантовка одежды. Остальные детали одежды имеют золотой и синий цвета.
Преобладание чистого золотого цвета есть ещё в одном образном воплощении Девы Марии. Это любимая икона Серафима Саровского «УМИЛЕНИЕ», или как называл её сам святой: «Радость всех Радостей». По преданию именно в таком белом свете явилась Богоматерь в видении иноку, отчего сердце последнего навеки запечатлело блаженство от дара ясновидения именно в таком неземном свете. Пред этим ликом он скончался, стоя на коленях на молитве.
Обратим внимание на другое видение, описанное ещё одним человеком, соприкоснувшимся с божественным откровением:
"На безоблачном бирюзовом небе появилось вдали белое облачко, которое приблизилось и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах, которые переливаются ослепительным блеском и голубым серебром... Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычной красоты и образующий почти круг на ослепительно серебристом поле. Голова и Лик накрыты платом, виднеется лишь подбородок телесного тона".
Под впечатлением этого сияющего образа была написана картина "Матерь Турфана", в одном из вариантов которой Матерь Мира изображается в золотистом одеянии на фоне фиолетовой беспредельности в сиянии звезд. Вся описываемая композиция заключена в багровое сияние. В данном сюжете заключена идея православных икон "Благодатное небо". В иконографии "Жена облаченная в Солнце".
Сам по себе сюжет такой более приземленно напоминает триединство: яйцо. На темно-темно багровом фоне слегка размыты край скорлупы. Белок имеет описанный более светлый багряный тон (краснотал). Желток - сияющего по канту сине-фиолетового цвета (синегал). И как бы связующее звено Мать - халаза. Халазы действуют в яйце подобно пуповине у млекопитающих. Эмбрион, который развивается, получает питательные вещества от желтка. Функция халазы заключается в содержании желтка на его позиции.
Картина, описываемая выше принадлежит руке Николая Рериха, который в одном из своих писем отмечал:
"В 24 году (1924) лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни."
Описание видения картины "Матерь" принадлежит жене Рериха - Елене.
Когда речь шла об образе иконы "Радость всех Радостей", нельзя было не заметить ещё одну особенность выделяющую образ Девы из иконного ряда. Нимб. Подобное изображение сияния не в сплошном, а дискретном, причем поименованном (когда каждый луч имеет, как личное название-код свою литеру), варианте, привлекает особое внимание.
Монах Софийского монастыря в Константинополе, церковный историк XIV в. Никифор Каллист свидетельствовал о Деве Марии: “Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый”.
Снова взглянем на иконы Богоматери. Код или шифр в них заложенный можно утратить на века.
на фото:
правый верхний угол
икона Божией Матери «УМИЛЕНИЕ» или «РАДОСТИ ВСЕХ РАДОСТЕЙ»
изображение взято с сайта Русской православной церкви http://первая заповедь.рф/?р=24567
левый верхний угол
Икона «Великая Панагия» 1114г.
изображение с сайта Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник
левый нижний угол
«Матерь из Турфана», Н.К.Рерих, 1924 год.
правый нижний угол
Глухонемые девушки из дэнс-труппы людей с ограниченными возможностями "My Dream" в китайском посольстве в Берлине, Германия.
© Copyright: Осенний-Каприз Капри, 2013
Свидетельство о публикации №113122810427
Свидетельство о публикации №113122903636