Мы все учились понемногу...

Вообще-то для этой своей публикации я готовил совершенно иную тему. О Стихире, стихирянах, и о поэзии, конечно же. Но услышав кое-что по радио, решил эту тему отложить. То, о чём я буду здесь писать, имеет к поэзии лишь косвенное отношение. Тех же, кто устаёт от длинных текстов и теряет нить авторских рассуждений после третьего абзаца, предупреждаю - будет очень "многа букафф".

Поэтому если кто-то "ниасилит" данный текст, я не буду на него в обиде. Ведь работа по продвижению своих произведений в рейтинг стихушки - очень трудоемкий процесс, требующий написания огромного количества рецензий, требующий внимания и политического чутья. Правда, совсем не требующий поэтического таланта.

Этот процесс отнимает много времени и сил. Перефразируя известную поговорку, "время - баллы". Читать длинные посты - только эти самые баллы терять.

Во многих научно-фантастических романах космические корабли доблестных звездопроходцев легко обходят эйнштейновский порог скорости и мгновенно попадают в любую точку галактики, сворачивая пространство перед собой и совмещая таким образом точку начала и точку конца пути. Я сделаю то же самое, только сверну не пространство, а время. Я совмещу две эпохи.

Силой мысли я проникну на 180 лет назад, побываю в 1833 году и вернусь обратно, в 2013. Почему именно в 1833-й? Знаете ли вы какое эпохальное событие в русской литературной жизни произошло в этом году? Только честно, без подглядывания в браузер. Кто ответит с ходу, тому респект и уважуха. Для остальных открою этот секрет Полишнеля. В этом году впервые был издан отдельным томом "Евгений онегин". И мне особенно интересно посмотреть на "золотую" молодёжь того времени. Цвет нации, так сказать.

Мне не надо для этого строить машину времени. Я беру в руки свою любимую книгу. Пушкин так ярко всё изобразил, что все картинки проносятся перед моими глазами, как наяву.

Портрет юного Онегина, беззаботного богатого светского хлыша, дополнен перечислением того, что этот бездельник знал и умел. Давайте поиграем в такую игру: я буду цитировать Пушкина, а вы читайте по строчкам и примеряйте знания Евгения на себя и своих детей. И после каждой строчки задавайте себе вопрос: можете ли вы это? Я уверен, 180 лет спустя, в век развитой науки и техники, в век глобальных информационных сетей и всеобщего продвинутого образования вы и ваши дети, вы, закончившие престижные ВУЗы или учащиеся в них, знаете неизмеримо больше, чем какой-то там юный мажор, который жил на свете, когда и паровозов-то ещё не было. Вот какое было у него образование:

"...Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил..."

То есть какой-то полуграмотный французский разгильдяй и необразованная служанка. Никаких школ и университетов. Посмотрим, чему же смогли они его научить:

"...Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

V

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

VI

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

VII

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..."

Ну и как? Я уверен, что все, кто это читает, приведут из "Энениды" не два, а целых двадцать стихов. Латынью владеют виртуозно, как и английским. В экономике шарят, как десять Прудонов. Представители сильного пола могут за две минуты сочинить гениальный стих в честь девушки, за которой ухаживают. И все, без исключения, также разбираются в математике, простой и дискретной, в векторной алгебре и аналитической геометрии, в теоретической физике и информатике. Цитируют наизусть "Войну и мир" и "Библию" - в конце концов, мы ведь не 19 веке живём.

Сразу оговорюсь, что я сам из приведённого списка почти ни фига не знаю, поэтому мой сарказм не направлен на кого-либо конкретно, я просто поднимаю проблему.

Что же касается истории, то тут нам вообще равных нет. Историю своей страны мы знаем доскональнейшим образом. И каждый карапуз хоть что-нибудь расскажет про Великую Отечественную Войну.

В отрывке из диалога, который я приведу ниже, участвует не воспитанница детского сада, а студентка одного из престижнейших ВУЗов России - РГГУ (г. Москва). Человек учится, насколько я понял, на факультете международных отношений. Труднейшая гуманитарная специальность. Посмотрите, с каким блеском она её осваивает.

Я ещё хочу сказать, что современные школьные учителя этой девушки и профессора данного университета, конечно, не какие-то полуграмотные французские гастарбайтеры, воспитавшие Онегина. Они сумели привить будущему юному светилу мировой политики блестящие знания по истории России и подлинный интерес к этой самой истории.

Девушка училась в общей сложности аж лет двенадцать в современных учебных заведениях, и тупой Онегин со своим неофициальным домашним семилетним образованием ей не чета. Разговор не выдуманный, он записан из радиопередачи. Кому интересно потом будет послушать, это лежит вот здесь: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/24665. Искомый диалог в конце ролика.

Два действующих лица: П (преподаватель) и С (студентка). Весь этот цирк происходит во время сдачи сессионного экзамена. Читайте и наслаждайтесь.

Начало записи.
П: - Так цель Сталинградской битвы - это война за Россию?
С: - Да, это война за Россию, за то, чтобы всё оставалось, как было до того, чтобы немцы не наступали, чтобы не захватили её.
П: - Как наша страна называлась в то время?
С: - Сталинград.
П: - Страна наша называлась Сталинград?
С: - А, нет... Россия.
П: - Россия называлась наша страна?
С: - Ну-у... СССР вы имеете в виду?
П: - Я не знаю, вы ведь здесь учитесь у нас в РГГУ. СССР Называлась наша страна?
С: - Да.
П: - Итак. И что происходило дальше?
С: - Ну началось... гм... наступление. Сталин не верил, что немцы будут нападать, даже говорили это на радио, а Сталин... да, по-моему,  за 10 дней заявил только о том, что начинается война.
П: - О том, что начинается Сталинградская битва, по вашей логике?
С: - Ну... вообще война.
П: - Война. Хорошо.
С: - Вот, значит... Ну, очень многих людей стали призывать, чтобы бороться.
П: - Итак, с чего же всё-таки началась Сталинградская битва?
С: - Именно с какой битвы?
П: - Нет, ну что такое вообще Сталинградская битва? Вот у Великой Отечественной Войны есть какие-то этапы. Один из этих этапов очень важный. Он связан со Сталинградской битвой.
С: - То, что Наполеон подписал, э-э-э...
П (изумлённо, после длительной паузы): - Кто подписал? Наполеон?
С: - Ой, Гитлер, э-э-э... подписал, э-э-э... не помню, как называется, ну не помню! Гитлер, в общем, что-то подписал...
П (прерывает) - Итак, в августе 1942 года началась Сталинградская битва.
С: - Так.
П: - Кто командует немецкими войсками?
С: - Гитлер.
П: - Прям на белом коне скачет?
С (неуверенно): - Ну... нет.
П: - Кто командует немецкими войсками под Сталинградом?
С: - Э-э-э...
П: - И вы из города Волгоград? Я ещё раз просто...
С (прерывает): - Ну я же не патриот! Я вообще, в принципе, не особо историю люблю!
П: - Ну вы просто... Я не знаю, как можно жить в городе Волгоград...
С (прерывает): - Ну спокойно. Я же жила все эти года.
П (усмехается): - Ну-ну. Понятно.
С: - Ну и всё, мне хватает знания того, что я знаю, как выглядит Мельница [здание разрушенной сталинградской мельницы, мемориальный комплекс - прим. моё, Д.Х.], как проехать на Мамаев Курган, ещё я на Мамаевом Кургане была всего три раза.
П: - Ну я никогда не был. Я был на Мельнице один раз. Был один раз в Волгограде - был на Мельнице.
С: - Ну вот... Как бы история России это для меня, это...ну как сказать... Ну я вообще Россию в принципе тоже не особо люблю. Я вообще шла в РГГУ, думала, что буду учиться как бы на профиле, не там, где куча истории, английский, испанский, а там, где я буду реально получать знания по политике.
П: - А как вы считаете, по политике знания получать можно, не зная истории? Можно ли делать политику, не зная истории?
С: - Нет, я согласна...
П (прерывает): - Откуда границы образовались, какие государства были.
С: - Ну, границы, государства были - это как бы я могу ещё ответить. Но, в принципе, мои знания по XIX-XX веку я оцениваю реально на "три".
П: - Понятно.
С: - Знание это я...
П (прерывает): - Что привело к распаду Советского Союза?
С: - Э-э-э... ну... во-первых, э-э-э... кризис. Во-вторых, вообще, э-э-э... ну то есть уже перестройка вот эта сама, по идее, она начала как бы, ну, ломаться, грубо говоря, ну, не ломаться, по-другому... Она исчерпала себя, вот, и, следовательно, партия ЦК КПСС, возглавлял её Ельцин, тоже, вот, не помню... в девяносто первом году, вообщем, она тоже распалась.
П: - Что такое "августовский путч"?
С: - Это собрание, на котором, э-э-э... высказывалась идея...
П: - Что такое "беловежские соглашения"?
С: - Беловежские соглашения?
П: - Угу.
С: - Не помню.
П: - Как наша страна называлась в это время?
С: - Сталинград.
Конец записи.

Честно говоря, мне не интересно, почему у этой молодой твари (другого слова я не могу подобрать) к третьему десятку лет её никчёмной жизни мозг нетронут, бел и чист, как полотно только что выпавшего снега. Мне не интересно, кто её родители и как зовут её школьного учителя истории. Мне по фигу, на каких фронтах воевали её прадеды, и что бы они сказали ей, прослушав эту запись.

Вот сейчас, после опубликования этой диктофонной записи в сети, девушка, скорее всего, даже не осознаёт, в чём конкретно её вина, и почему вся страна над ней смеётся. И никогда не осознает. Бог не дал ей для этого достаточно ума.

Однако я не поленился и зашёл на сайт РГГУ. Посмотрел результаты приёмной компании 2013 года (здесь я должен упомянуть, что не знаю, на каком курсе учится это существо, но вряд ли ситуация по приёму абитуриентов изменилась за последние лет пять).

Итак, результаты приёмной компании. Судя по словам девушки, она осваивает какую-то профильную программу, связанную с международной политикой. В РГГУ их четыре - "политология", "зарубежное регионоведение", "международные отношения", "востоковедение и африканистика".

Вступительные экзамены на всех четырёх отделениях одинаковы - ИСТОРИЯ, русский язык, иностранный язык.

Конкурс: "политология" - 35 человек на место; "зарубежное регионоведение" - 79 человек на место; "международные отношения" - 32 человека на место; "востоковедение и африканистика" - 36 человек на место.

Суммарный проходной балл на бюджетное обучение  в 2013 году по трём экзаменам: "политология" - 250; "зарубежное регионоведение" - 260; "международные отношения" - 265; "востоковедение и африканистика" - 257. 

Суммарный проходной балл на контрактное обучение  в 2013 году по трём экзаменам: "политология" - 215, стоимость 73800 руб/семестр; "зарубежное регионоведение" - 186, стоимость 95300 руб/семестр; "международные отношения" - 172, стоимость 112100 руб/семестр ; "востоковедение и африканистика" - 195, стоимость 78600 руб/семестр.

Как вы думаете, а Онегин, если бы он сдавал ЕГЭ по вышеупомянутым дисциплинам, прошёл бы по конкурсу в РГГУ на бюджет?

Вернёмся к нашей героине. Если она поступила по результатам ЕГЭ, это вопрос к правоохранительным органам Городов-Героев Волгоград и Москва.

Если же она учится на контракте, то вопрос к её родителям, несомненно, очень обеспеченным людям - в городе, где средняя зарплата 20000 руб. в месяц, очень и очень немногие могут себе позволить обучать своё чадо в столице. Ведь мало того, что надо выкладывать такое сумасшедшее бабло за обучение, её ж надо ещё и содержать - продукты, транспорт, то-сё. К сумме оплаты прибавляется ещё 10-15 тысяч ежемесячно, при условии, что девушка живёт в общежитии.

Итак, вопрос к её родителям: денег не жалко? Не страшно оплачивать подготовку будущего дипломата, который на международной встрече вдруг заявит "я Россию не люблю"? Подарок спецслужбам дружественных стран. Если вы находите это нормальным, господа родители, то вы - государственные преступники.

Что с ней будет дальше? Да ничего. Жизнь пообтешет, научит не говорить необдуманных фраз в щекотливых ситуациях. Может, прибьётся к какой-нибудь партии третьим секретарём второго помощника какого-нибудь депутата. Может, научится писать блоги, и ещё одна Божена Рынска засияет на российском либерастическом небосклоне. Может, у Кравчука будет работать модератором. Или продолжит великое дело "Пусси риот", которые тоже закончили гуманитарные факультеты престижных ВУЗов. Может, вернётся в родной Волгоград, и папочка пристроит на какую-нибудь непыльную должность в администрации. Но не в этом проблема.

Поскольку нравственного стержня и базовых знаний нет, в эту пустую головку можно вложить что угодно. Что дважды два - пять. Что гомосексуализм - это норма. Что Путин - злодей, и наше правительство - всего лишь "кровавая гэбня". Что радикальный ислам - благо для человечества. Вливание информационного яда можно подкрепить денежным вливанием, и тогда яд впитается ещё быстрее. Она будет верно служить тем, кто её завербует. Пока вербовщики будут давать деньги. Таких молодых пустоголовых существ сейчас миллионы. Через 20-30 лет они будут определять жизнь и путь нашей страны и нашего народа.

Теперь случай из моей жизни.

Подняв как-то неплохо денег на копирайтинге, я решил обналичить их со своего электронного кошелька. Был вечер. В банке никого не было. Я думал, что быстренько управлюсь и побегу на смену. Операционистка, миловидная киса лет двадцати пяти с метровыми ресницами, вбивала наманикюренным синим коготком в программу мои паспортные данные. Она работала очень медленно, одним пальцем, то и дело промахиваясь по клавишам. Я нервничал. Время поджимало.

Я не выдержал:

- Девушка, побыстрее нельзя? У вас ещё девять пальцев есть!

Дальнейший диалог меня очаровал. Я даже забыл, что опаздываю на работу:

- Не отвлекайте меня, а то сейчас компьютер повиснет! Лучше скажите, в какой стране вы родились, у меня тут поле пустое!

Я не нашёл ничего лучше, чем спросить:

- А что в паспорте написано?

- Город Тюмень!

- Ну и?

- Так Тюмень - это в какой стране?

Я хотел ляпнуть "во Франции", но решил, что в данной ситуации шутить не стоит. Я просто испытал в этот момент огромное счастье от того, что в этом банке нет моих счетов и вкладов. И ещё от того, что кредиты я у них никогда не брал.

У меня каждый год проходят производственную практику студенты из профильного ВУЗа. Третий, четвёртый, пятый курс. Проходят уже лет десять.

Я сразу определяю, кто из практикантов чего будет стоить, как специалист.
Я задаю пять простейших вопросов, на которые легко ответит тот, кто хоть чуть-чуть понимает и любит профессию, которую осваивает.

Вот эти вопросы:
1) Чему равно сопротивление короткого замыкания?
2) Как проверить исправность полупроводникового диода?
3) Почему птицу не убивает током, когда она садится на высоковольтный провод?
4) Сколько различных числовых значений можно закодировать двоичным кодом с помощью одного байта информации?
5) Если на входе усилителя мощности сигнал имеет уровень 0 дБ, а на выходе - уровень +3 дБ, во сколько раз данный услилитель увеличивает уровень сигнала?

Отвечать необходимо сразу, на раздумье - одна минута. Кто отвечает хотя бы на два вопроса, с теми занимаюсь серьёзно. Остальных отправляю на подсобные работы. У меня нет времени будить спящие мозги. У меня не ясли для умственно отсталых, а реальное производство.

Десять лет назад редко случалось, когда студент не знал ответа хотя бы на один вопрос. Теперь редко случается, когда отвечают хотя бы на один. Я не буду здесь ругать реформы образования, не коснусь СМИ, которые потакают низменным плебейским вкусам ради рейтингов и денег. Мне просто больно от того, что что Джонатан Ливингстон всё реже и реже рождается в людях. И очень хочется заменить современное молодое поколение на Онегиных, Ленских, Татьян Лариных и прочих Чацких.

Кто-то из великих сказал, что все войны выигрываются на школьной скамье. Дай Бог, чтобы не было войны, ибо нам её не выиграть.


Рецензии
Проверил себя Вашими вопросами. На три из них (1-ый,2-ой и 5-ый) ответил сходу, так что со мной можно было бы заниматься серьёзно.
А студентка своими ответами меня просто убила, как профессор не взорвался, не понимаю.
О "Евгении Онегине". Мой отец спустя десятилетия после школы как-то раз начал при мне по памяти читать вслух весьма приличный кусок из романа, даже нам в школе задавали гораздо меньше учить наизусть Пушкина.

Владимир Грубин   15.01.2014 16:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Не думал, что кто-то будет себя этими вопросами проверять)))
Вот ответы на них:
1) 0 Ом.
2) Используем мультиметр(авометр) в режиме измерения сопротивления. Назначение диода - пропускать ток только в одну сторону. Подключаем клеммы прибора к выводам диода в любом положении, затем меняем их местами. У исправного диода в одном положении будет 0 Ом, в другом - бесконечно большое сопротивление. Если в обоих случаях либо 0, либо "бесконечность" - значит, разрушен pn-переход (или оборван контакт внутри диода), и диод не исправен.
3) Птица садится обеими лапами на один провод. Разности потенциалов в этом случае не возникает, и ток течёт, как всегда, по пути наименьшего сопротивления, т.е. по металлическому проводнику, а не через органику тела птицы.
4) Один байт информации содержит 8 бит. В двоичном коде - это восьмиразрядное число. Каждый бит принимает два возможных значения - либо 0, либо 1. Поэтому число может иметь 2 в степени 8, т.е. 256 возможных сочетаний нулей и единичек, от 0000000 до 11111111. Одним байтом информации можно закодировать 256 любых значений.
5) Децибел - универсальная нелинейная величина, основанная на счислении по десятичным логарифмам. Поэтому увеличение уровня сигнала на +3 дБ, даст увеличение мощности приблизительно в 2 раза.
+10 дБ - в 10 раз,
+20 дБ - в 100 раз,
+23 дБ - в 200 раз, и т.д.
Я не удивляюсь вашему отцу. Старая школа - её не пропьёшь))) Мой отец закончил политех по специальности "химия и нефтехимия", так вот, к пятому курсу он свободно владел английским на уровне свободной беседы без переводчика. А чтобы читать стихи каких-то польских поэтов, которые ему нравились, в оригинале, самостоятельно выучил ещё и польский, ещё и переводами с польского подрабатывал. В уме квадратные корни извлекал из четырёхзначных чисел.
Спасибо!

Дразнил Хомяков   16.01.2014 11:05   Заявить о нарушении
Убедился, что на 1, 2 и 5 вопросы я ответил правильно (всё-таки образование радиофизика помогло). А с битами и байтами нас знакомили весьма поверхностно, так как мы не предполагались к работе с ЭВМ, ну, а с птицей неохота было долго думать:)))))))))))))

Владимир Грубин   16.01.2014 22:34   Заявить о нарушении
Значит, ваши знания глубже, чем мои))) Я всего лишь инженер электросвязи)

Дразнил Хомяков   17.01.2014 05:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.