Мои кумиры. Николай Заболоцкий, ч. 7

   Теперь идет то, что дало название всему циклу, это стихотворение
    4. «Последняя любовь»:
Задрожала машина и встала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофер.
Вдалеке через стекла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой человек у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращенных друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные легкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета,-
То, что, к счастью, не знали они.
1957
        Не отпускает чувство, что  присутствую при горьком свидании двоих, встретившихся на юге … Это обычно называют «курортным романом», который выглядит довольно пошленько и забывается скоро. Но тут явно другое, - подобное встрече двоих у Чехова, в дивном рассказе «Дама с собачкой». И всё будет нам ясно до слёз, если мы уйдем в тот вечер, пропустим через себя каждое слово …

      5. Голос в телефоне
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесён …
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.

   Не бегите по делам, перечтите медленно-медленно. И услышите, как молчит черный телефон и громко бьется смертельно раненное сердце.

       6
Клялась ты – до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись,оба
Мы стали умней.

Опомнившись,оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.

Колеблется лебедь
На пламени вод.
Однако к земле ведь
И он уплывёт.

И вновь одиноко
Заблещет вода,
И глянет ей в око
Ночная звезда.
1957
      Господи, какое совершенство передачи этих мук! Размеры стихов поют,  меняются, сливаются в трагическую  симфонию...
      И вот он, краткий вскрик, который пронзает насквозь:
       7
Посредине панели
Я заметил у ног
В лепестках акварели
Полумертвый цветок.

Он лежал без движенья,
В белом сумраке дня,
Как твое отраженье
На душе у меня.
1957
(…………)


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Валентина Георгиевна! Как увлекателен, интересен, познавателен цикл статей "Мои Кумиры". В нём почётное место отведено и советскому поэту, прозаику Николаю Заболоцкому. Его искреннее, мудрое творчество покорило сердце пытливого поэта и критика Игоря Карина - почитателя литературного наследия Николая Заболоцкого. По этой причине и появился замечательный цикл, посвящённый ему.

Игорь Ваныч приглашает и читателя проникнуться произведениями своего кумира, понять его чувства, пропустив через себя каждую строку. Анализируя стихи поэта, он живо представляет лирических героев, испытывающих горечь скорой разлуки, разочарование от того, что уходит лето, а вместе с ним и счастье влюблённых уходит..."Не отпускает чувство, что присутствую при горьком свидании двоих, встретившихся на юге."

Привлекло внимание Игоря Ваныча и стихотворение Николая Заболоцкого "Голос в телефоне". Понимает он чувства поэта, создавшего его под воздействием размышлений о течение времени. В его силах менять и образы людей, и голоса их. По интонации распознаётся настроение человека и какой жизненной силой он обладает в момент разговора. Но наступает миг, когда голос в телефоне замолкает, вызывая печаль того, кто так желает услышать его. Читатель принимает искренний совет от Игоря Ваныча..."Не бегите по делам, перечтите медленно-медленно. И услышите, как молчит черный телефон и громко бьется смертельно раненное сердце."

Стихотворение "Клялась ты до гроба" восхитило Игоря Ваныча умением его кумира мастерски передавать душевные муки героев, вызванных осознанием ими того, что не случится счастья до гроба...Не сдерживает читатель Карин своих эмоций, подчёркивая восклицанием восторженное восприятие стихотворения..."Господи, какое совершенство передачи этих мук! Размеры стихов поют, меняются, сливаются в трагическую симфонию...".

Спасибо незабвенному Игорю Ванычу за искренний разговор по душам со своими читателями, за его просветительскую деятельность сквозь время. С добрыми пожеланиями, с уважением к Вам, дорогая Валентина Георгиевна, с почтением и уважением к памяти нашего мудрого Учителя Игоря Карина, Зина.

Зинаида Горшкова   28.05.2022 12:42     Заявить о нарушении
Зина! Тысяча благодарностей! Как совершенны Ваши рецензии! Низкий поклон Вам! Желаю Вам всего самого наилучшего, светлого, радостного! Будьте здоровы! Валентина.

Игорь Карин   29.05.2022 10:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.