Тимур Алдошин. Таланты и полковники

На сайте республиканской газеты "Известия Татарстана" опубликована статья известного казанского поэта Тимура Алдошина о некоторых негативных аспектах очередного  "Аксёнов-феста". Я со многим согласна в этой статье, увы...

 http://www.tatarnews.ru/articles/7435

 
Таланты и полковники, или – тащить и не пущать!
24 декабря 2013

заметки неравнодушного участника)


К нам в редакцию обратился известный не только в Казани поэт и журналист Тимур Леонидович Алдошин, лауреат Премии имени А.М.Горького, имеющий многочисленные публикации в казанской и российской бумажной и электронной прессе. Его заметки с прошедшего «Аксёнов-феста» посвящены негативным организационным моментам, способным, по мнению автора, дискредитировать саму идею мероприятия, и отвадить народ от дальнейшего участия в нём.

* * *

 Замечали в жизни такое явление: рождается детище – не налюбуешься: статься обещает таким человеком прекрасным! А вырастет вдруг из прелестного росточка нечто нежизнеспособное, вянущее на глазах, да ещё и агональной своей эманацией воздух отравляющее?

 Таковая судьба, увы, постигает и многие дельные человеческие начинания… 2007-й – год 75-летнего юбилея Василия Павловича – стал годом рождения «Аксёнов-феста». Было так интересно вначале! Но год от года что-то выветривалось, тускнело… С уходом из жизни Мастера нечто погасло в светильнике… Седьмой, нынешний фест это показал очень явно.

 Вроде всё как и прежде: когорта замечательных авторов, их интересные высказывания о природе и законах литературного творчества; мастер-классы, интервью, спектакли… «Почему всё не так? Вроде всё, как всегда…» (Высоцкий).

 Всё да не всё. «Театр начинается с вешалки». Вот 17 декабря, первый день. Подымаюсь по лестнице, вхожу в знакомую, как домашняя, дверь (Дом Аксёнова и его небольшой, но самоотверженный, добросовестный и максимально доброжелательный коллектив для казанских создателей и любителей искусства – изначально родные!); и – …

 Как говорится, здравствуй, попа, Новый Год! Или картина Репина «Не ждали». Преисполненный собственного достоинства и чувства священного долга отрок перехватывает мой полёт в зал: «Ваш пригласительный!» Лезу в карман… Одна из добрых фей Дома говорит ретивому стражу: «Да Тимура у нас все знают! Ему никакие пригласительные не нужны!» Ноль внимания, фунт презрения. Тычу в нос требуемую ксиву, прохожу.

 Вступительное слово Госпожи Модераторши Ирины Барметовой, представление приехавших «акул пера»… Подхожу к «тронному месту», протягиваю ИБ письмо главного редактора популярнейшего казанского  издания с протестом против закрытия одной из старейших республиканских газет «Молодёжь Татарстана»: не примет ли фест соответствующего обращения, не присоединят ли свой голос заезжие мэтры?

 Размечтался! И зачитать-то: «Нельзя! Не по теме!»

 Хорошо… А положить на стол стопку последнего выпуска «Казанского Альманаха» – можно? «Нельзя!» Тээк-с… NB: А ведь среди первых инициаторов, основателей и неравнодушных участников его – сам Василий Павлович! Его фамилия, как одного из первых членов редсовета, – до сих пор на титульном листе издания!

 Приходит время вопросам. Из зала (цитирую диктофонную запись):

 «… Василий Павлович учился в Казанском Мединституте. Планируется ли экскурсия в нынешний медуниверситет? На следующий год мы отмечаем большую хорошую дату: 200 лет в мае!

 ИБ:

 «Мы что, будем препарировать лягушек – или что мы там будем делать? Я вот просто не понимаю, что там делать… Ну ладно, оденем (sic! «наденем», вообще-то – Т.А.) мы шапочки белые, пройдёмся…»

 Уровень ответа, скажем так, оставляет желать… Ладно. У нас впереди мёд и млеко премудрости классиков – это, в конце концов, главное!

 … Мастер-класс поэзии Светланы Васильевой. Интересно! Но – пробуждается мой телефон: тихо толкается в бок (режим вибрации, никому, кроме меня, не слышно). Гляжу: срочный звонок от делового партнёра; пренебречь невозможно. Тихой мышкой на цыпочках просачиваюсь к двери, иду говорить на улицу. Разговор оказался не кратким, так что заодно я и покурил.

 Возвращаюсь. У входа в зал останавливает вторая (имя первого из «грубой команды Барметовой», – цитирую одну из записей в «Контакте» – установить не удалось) «вахтёрша» – некто Алина. «Вам туда нельзя!» «Почему?!?» «Это неуважение к Светлане Анатольевне!» «Да я отвечал на срочный деловой звонок; что – лучше было бы, если б я вёл разговор, не выходя из зала?» «А вы ещё курили!» «Да, курил, разговаривая!»

 Стою и в упор смотрю на одиозную «охранительницу». Как правило, поскольку «зло в человеке осознаёт самоё себя» (Владимир Дудинцев), неправый таки чувствует свою неправоту (если не до конца заточен под автомат); и – о, чудо! Милостиво повелеть соизволяют: «Входите…»

 А между тем, всем известно, что писательские мероприятия (собрания, съезды, фестивали) различных уровней проходят весьма демократично. Например, на Всемирных конгрессах писателей делегаты свободно заходят, выходят из зала. И выступающие там, будь то лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс  или наш Андрей Битов, обиженными себя не чувствуют.

 … Фест продолжается. На столе у мэтров – бутылочки с водой, к их услугам кофе-брэйк в ресторане; удовлетворение жажды и других потребностях казанцев – московским регламентом не предусмотрено. Мероприятия шпарят без перерыва (для нас, бедных родственников).

 Цитирую ещё нескольких «узников распорядка»:

 «… Сижу, слушаю – час, другой, третий… Становится просто необходимо выйти в … Назад – не пускают. Хочу на дорожку попить кофе – заведение занято; получить напиток всё-таки удаётся, но проглатывать приходится, притулившись сиротою казанской на лестничной площадке…»

 «… Познакомился с одним из любимых моих писателей, спускаемся с ним, заинтересованно беседуя, вниз по лестнице: он – в ресторан; я – домой: как чёртик из табакерки, выскакивает жёсткая: «А вам туда нельзя!» «Да я и не собирался, бойкая – не грузись!»

 «… В Доме Аксёнова, как и в Казани, меня знают хорошо: давно и прочно дружим  с его отличным коллективом. Пригласительный всё же захватил – да куда положил, не помню… И стою чуть не полчаса – пожилой человек, перед петушащимся юнцом; унижение заливает краской лицо… Страж – спокоен: исполняет святое дело!»

 Помните документальное повествование Василия Шукшина «Кляуза»? Как над ним в больничке измывалась служительница, не допуская приехавших издалека родных? Худшее из наследий советских времён (неужто неистребимое?!?) – наполеонов комплекс вахтёров, швейцаров, уборщиц, нянечек: «Я здесь главный (главная)! Не захочу – и будь ты хоть сто раз классик – не пройдёшь!» Мелюзга не имеет других возможностей для самоутверждения… Лаять на слонов – призвание и утеха.

 А между тем Ваш покорный слуга – состоявшийся поэт, многажды отмеченный критикой, лауреат конкурсов и фестивалей, имеющий дипломы и премии (не люблю приплетать регалии – сиё удел дутых величин и функционеров от литературы – но ЧТО хорошего сделали, чем известны наши непущатели?!?)

 Вторая пострадавшая от «железных пальцев охраны» – литератор и культуртрегер, очень много сделавшая и делающая для взращивания «племени младого, незнакомого», без участия которого в фесте пусты оказались бы многие мастер-классы…

 Третий – глубоко эрудированный в разных областях человек: литератор, художник, аниматор, мыслитель, продвинутый программист.

 Четвёртый, долго искавший свою «ксиву», – главный редактор прекрасного издания; талантливый прозаик; также любовно и неустанно пестующий новые дарования…

 … И многие другие «униженные и оскорблённые» унтерами от литературы ушли, унося в душе обиду и нежелание являться впредь на мероприятия, где не словом добрым одарят, а плевком в лицо…

  A propos: покинувший нас Василий Павлович (у меня было две встречи с ним) ни высокомерием, ни литчванством, ни каким иным барством не страдал! Сиё – один из определителей истинной состоятельности Личности, и целокупного единения в ней Таланта и Человека. Ах, подал бы Боженька этого кое-кому! Да поздновато, сдаётся, уже…

 Цитированные мной Делатели (не путать с «деятелями»!) отлично знают, откуда ноги растут: обходительные и добрые сотрудницы Дома Аксёнова сами оказались в незавидном положении: истинные Хозяйки были отодвинуты в сторону чванным и нелюбезным подходом десантировавшегося «главнокомандования». Но многие, не знающие ситуативного расклада, невольно обратили свою досаду на всех. Заявляю ответственно: претензии – ТОЛЬКО к «господам оформителям»! Трудолюбивая, как пчёлка, и одарённая Истинным художественным чутьём команда Дома: Ирина, Юлия, Любовь – к сему «орднунгу» непричастны!

 … Не случайно, наверное, и в выступлениях именитых пришельцев, полных очень полезных дефиниций и императивов касательно литературного процесса, ни разу не прозвучала мысль о необходимости Человеческой состоятельности автора: порядочности, ответственности, совести, доброты, отзывчивости и неравнодушия к значимым явлениям жизни… Жаль! Мы здесь, в Казани, на своих творческих вечерах, фестивалях, других мероприятиях – этим отнюдь не пренебрегаем!

 … Побыли, красно поговорили, попили-поели, уехали «с чувством глубокого удовлетворения» и исполненного долга. А мы остались с твёрдым впечатлением, что мероприятие дышит на ладан, – и нежеланием в следующий раз (если будет) такое невкусное блюдо пробовать…

 «Всё хорошо, прекрасная маркиза»?

Тимур Алдошин,
 литератор

источник:

"Известия Татарстана"
 

 Комментарии
Гость • 7:40, 25 декабря 2013
А что, собственно - так и есть!

Гость • 8:45, 25 декабря 2013
Интересное отношение к зрителям... Может, приезжим гостям фестиваля зрители и не нужны вовсе? Зачем тогда приезжать? Кофе попить? :) Думается, что и зрители не будут против замены основного состава регулярно приезжающих "звезд", которые уж слишком тут "освоились"...

Гость • 9:10, 25 декабря 2013
Да уж! Эта "милая" под хохлому расписанная Алина с ее "Посторонних прошу покинуть помещение!" Из посторонних там были только они - "организаторы". Как было бы хорошо, если б они его покинули!

Гость • 11:37, 25 декабря 2013
А чего не приезжать? Даром что ли? Ничего не имею против писателей, которые приезжают "под предводительством" Барметовой - добро им пожаловать к нам, и еще не раз. Но сама Барметова уже не раз показала себя недружелюбной и злобной, попросту невежливой, невоспитанной особой. Ну, вот, теперь, наконец, из гостьи превратилась в хозяйку (бывают такие гости - вот их надобно "не пущать") и завела в чужом монастыре свой устав.

Гость • 11:38, 25 декабря 2013
А чего не приезжать? Даром что ли? Ничего не имею против писателей, которые приезжают "под предводительством" Барметовой - добро им пожаловать к нам, и еще не раз. Но сама Барметова уже не раз показала себя недружелюбной и злобной, попросту невежливой, невоспитанной особой. Ну, вот, теперь, наконец, из гостьи превратилась в хозяйку (бывают такие гости - вот их надобно "не пущать") и завела в чужом монастыре свой устав.

Гость • 16:09, 25 декабря 2013
пригласительные этого года для многих оказались неприятным сюрпризом. Если честно, итак мало кто из молодежи имеет возможность посещать мероприятия Аксенов -феста, которые по большей части идут днем,в рабочее время, а в этот раз многие даже из тех ,кто специально отпрашиваться хотели, ради этого - не попали. Впрочем, "для кого фест" итак уже давно ясно. А про МК Светланы Васильевой хочется сказать Тимуру Леонидовичу - если бы и не пустили - невелика потеря, видимо, не пуская, хотели Вас же уберечь от пустой и утомительной траты времени.

Гость • 18:35, 25 декабря 2013
Журнал "Знамя" публиковал американский архив Аксёнова и не только. Почему бы не пригласить этот журнал для разнообразия? Когда всё в одних руках,  действительно, нет здоровой конкуренции. Многие молодые казанские авторы уже давно не ходят на эти мастер-классы и на другие мероприятия, так как смысла не видят.
 
Гость • 22:54, 25 декабря 2013
Почему бы, коли уж мэрия спонсирует сии (при/на)шествия, не пойти "зубрам" в народ: побыть не 2-3 дня, а неделю; и провести мастер-классы и встречи с читателями в литературных объединениях; ВУЗах? Когда-то мэтры не считали это себе за труд и умаление "царственного достоинства и статуйного величия"!


Гость • 23:56, 25 декабря 2013
Баре из самой Москвы приехали - шапку ломать, глазами есть, а вы что за балаган там устроили? Хочу зайду, хочу выйду. Минералку ему господскую подавай! В тарелку боярскую заглянуть посмел! Спасибо сказать, не прогнали взашей, ребер не попортили, а он еще и пасквили в газетах писать. Эх и подлый народишко пошел!

Гость • 0:03, 26 декабря 2013
Правильно не пускали, вишь, Шукшина он поминает, сегодня - Шукшин, а завтра, глядишь и Салтыкова-Щедрина начнут. Состоявшийся поэт, без маасковской прописки.
 
Гость • 14:17, 27 декабря 2013
Да уж, нервной обстановкой этот фестиваль славится. Главный пароль "Не пущать" и " Сюда нельзя, туда - нельзя!" На мастер-классе: рук не поднимать, вопросов не задавать! А ведь мы ждем столичных литераторов, чтобы не только услышать, но и высказать. Кстати, очень нравится мастер-класс Евгения Попова. Мастер - сама доброжелательность.

--------------------------------------------------


 Я считал слонов - и в нечет и в чёт,
 И всё-таки я не уснул,
 И тут явился ко мне мой чёрт
 И уселся верхом на стул.

 И сказал мой чёрт: "Ну, как, старина,
 Ну, как же мы порешим?
 Подпишем союз - и айда в стремена,
 И еще чуток погрешим!

 И ты можешь лгать, и можешь блудить,
 И друзей предавать гуртом!
 А то, что придётся потом платить,
 Так ведь это ж, пойми, - потом!
 Аллилуйя, аллилуйя!
 Аллилуйя - потом!

 Но зато ты узнаешь, как сладок грех
 Этой горькой порой седин,
 И что счастье не в том, что один за всех,
 А в том, что все - как один!

 И поймёшь, что нет над тобой суда,
 Нет проклятия прошлых лет,
 Когда вместе со всеми ты скажешь - да!
 И вместе со всеми - нет!

 И ты будешь волков на земле плодить,
 И учить их вилять хвостом!
 А то, что придётся потом платить,
 Так ведь это ж, пойми, потом!
 Аллилуйя, аллилуйя
 Аллилуйя - потом!

 И что душа? - Прошлогодний снег!
 А, глядишь, - пронесёт и так!
 В наш атомный век, в наш каменный век,
 На совесть цена пятак!

 И кому оно нужно, это "добро",
 Если всем дорога - в золу...
 Так давай же, бери,старина,перо!
 И вот здесь распишись, в углу".

 Тут чёрт потрогал мизинцем бровь...
 И придвинул ко мне флакон,
 И я спросил его: "Это кровь?"
 "Чернила!" - ответил он...
 Аллилуйя, аллилуйя!
 "Чернила!" - ответил он.

 Александр Галич


Рецензии