Анализ стиха. Для дилетантов

               

Для тех, кто не знает, что такое  ямб, анафора, хорей, метафора, метонимия, оксюморон и ещё штук 200 терминов...

А нужен ли вообще такой анализ? Очень многие считают: НЕТ! Достаточно воспринимать стихотворение целиком: тронуло… понравилось… интересно… что-то новое открылось… автор симпатичный… Нельзя не заметить и негодование многих известных авторов, которые считают такой анализ неприемлемым и даже оскорбительным действом («разъять как труп»). Напр., Новелла Матвеева «Как это сделано?»

 И ВСЁ-ТАКИ – ДА! Анализ стихотворения – для более полного понимания текста. Обнаружить нечто скрытое, неосознаваемое ни читателем… ни самим автором! Увидеть, почувствовать пленительность метафор, тонкость эпитетов, музыку фонетики… Понять – и сильнее почувствовать!

НО! грамотный, полноценный анализ стихотворения – большой и квалифицированный труд.  Например,  http://rudocs.exdat.com/docs/index-398344.html  -  в этой схеме 180 терминов! Их надо знать, понимать, уметь выявлять и т. д. (А сколько времени на это уйдёт!? УЖОС!!!) Понятно, что эта схема – для учителя-словесника, студента, старшеклассника-отличника… А нужно ли это простому читателю? Не уверен…
(В скобках замечу:  можно знать все эти 200 – и больше! - терминов, даже уметь находить их в стихе, а смысла стихотворения не понимать!.. Увы, бывает…)

Убеждён, можно сделать «анализ» в десять – двадцать раз более коротким и понятным (вообще без терминов!), обратившись лишь к символическим, глубинным смыслам, заключённым в стихе. Они – в словах, в образах, в цвете, в пространстве-времени стихотворения… А смыслы эти «помнят» все – и читатели, и писатели, и пожилые, и молодые…(а не помните – легко найти в интернете. Просто наберите «Символика …..»)


Для примера такого анализа – стихотворение Ивана Бунина «Настанет день…».

Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.


Начнём «по-школьному». Тема/идея в первой строчке: бренность нашего существования, скоротечность человеческой жизни, неотвратимость конца.
Дальше – о том, что всё будет «так же» и без нас. Всё. Всего 12 строк. Коротко и ясно. И очень сильно…


ПРОСТРАНСТВО (извините, не смог нарисовать схему)
В «доме»: Стол, скамья – горизонталь;     образ (икона) – вертикаль.          Окно.            
В «мире»: Море - горизонталь;  неба дно – вертикаль

Таким образом, «видим» два креста: один в «доме», второй – в «мире»


СИМВОЛЫ

КРЕСТ - Иисус Христос; Мировое дерево.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Я - Автор; Человек.
Бабочка - Душа; Воскрешение; Бессмертие: жизнь (гусеница); смерть (куколка); возрождение (полёт души).

ПРИРОДА
Небо - Духовность; Вертикаль
Море - Бесконечность ; Горизонталь
 
ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
Стол, скамья - Горизонталь
Образ - Божественное; Духовность; Вертикаль
Окно - Граница между «домом» и «миром»

ЦВЕТ
Голубой - Воздух; Небо; Божественное; Возрождение
Синий - Высота; Глубина; Божественное; Духовность;Вечность

Вывод: глубину и высоту, грусть перед конечностью жизни и надежда на её продолжение (воскрешение души) этому короткому произведению придают символические смыслы, заключённые в лексике стихотворения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Несколько примеров разбора стихотворения «Настанет день…»( все - замечательно интересные; длинные и короткие, "школьные" и эссе...):
 

http://works.tarefer.ru/44/100166/index.html

: http://pedsovet.su/load/28-1-0-33376


http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-57149.html


Не забудьте также почитать Юрия Лотмана «Анализ поэтического текста»,    Михаила Гаспарова   «Современный русский стих. Метрика и ритмика»  и проч.
И многих-многих других…


Рецензии
очень познавательно ,просто, но в процессе созидания(слово пафосное,извините)- трудно.Однако спасибо.А газели Хафиза Вы читали?Вопрос риторический.Им восторгался Гёте, перелагали Пушкин и Фет. А я осмелюсь процитировать Вам одну газель. Это стихотворение_ монорим т.е. с единой рифмой."Я пьян любовью - дайте мне бокал!Хмельной от страсти - винопийцей стал. Я пьян ее глазами - где же чаша?Уста любимой холодны, как лал.Пусть снимет покрывало, ибо луны её ланит не терпят покрывал. Я стал дверным кольцом,чтобы соперник меня от двери милой не прогнал. Ты думаешь - я ждал её объятий? Я твоего лишь лицезренья ждал.Миража блеск, Хафиз, тому, кто жаждал, ни разу утоления не дал"Последнее предложение в газели, как подпись автора.Все.До свидания.

Марина Троицкая 3   28.09.2016 22:59     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Марина! Признаюсь, удалил одну рецензию, где некий "творец", не признающий других мнений, утверждает, что это всё - полная ерунда. Но утверждает без доказательств....
И за газели - отдельное спасибо!

Сергей Жигалин 12   28.09.2016 23:11   Заявить о нарушении
Если идти по асвальтированной, совершенно ровной дороге и непрестанно повторять ,,я не споткнусь, я не споткнусь,, - непремено споткнёшься...Если автор всё время будет думать об этом (даже переводчик) от чувств и эмоций ничего не останется. Хорошо когда у ткбя образование соответствующее и это всё сидит глубоко в подсознании, но увы...Нам, талантливым недоучкам не запретишь)))

Тинатин Менабде   11.06.2018 13:50   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.