Анализ стиха. Для дилетантов
Для тех, кто не знает, что такое ямб, анафора, хорей, метафора, метонимия, оксюморон и ещё штук 200 терминов...
А нужен ли вообще такой анализ? Очень многие считают: НЕТ! Достаточно воспринимать стихотворение целиком: тронуло… понравилось… интересно… что-то новое открылось… автор симпатичный… Нельзя не заметить и негодование многих известных авторов, которые считают такой анализ неприемлемым и даже оскорбительным действом («разъять как труп»). Напр., Новелла Матвеева «Как это сделано?»
И ВСЁ-ТАКИ – ДА! Анализ стихотворения – для более полного понимания текста. Обнаружить нечто скрытое, неосознаваемое ни читателем… ни самим автором! Увидеть, почувствовать пленительность метафор, тонкость эпитетов, музыку фонетики… Понять – и сильнее почувствовать!
НО! грамотный, полноценный анализ стихотворения – большой и квалифицированный труд. Например, http://rudocs.exdat.com/docs/index-398344.html - в этой схеме 180 терминов! Их надо знать, понимать, уметь выявлять и т. д. (А сколько времени на это уйдёт!? УЖОС!!!) Понятно, что эта схема – для учителя-словесника, студента, старшеклассника-отличника… А нужно ли это простому читателю? Не уверен…
(В скобках замечу: можно знать все эти 200 – и больше! - терминов, даже уметь находить их в стихе, а смысла стихотворения не понимать!.. Увы, бывает…)
Убеждён, можно сделать «анализ» в десять – двадцать раз более коротким и понятным (вообще без терминов!), обратившись лишь к символическим, глубинным смыслам, заключённым в стихе. Они – в словах, в образах, в цвете, в пространстве-времени стихотворения… А смыслы эти «помнят» все – и читатели, и писатели, и пожилые, и молодые…(а не помните – легко найти в интернете. Просто наберите «Символика …..»)
Для примера такого анализа – стихотворение Ивана Бунина «Настанет день…».
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Начнём «по-школьному». Тема/идея в первой строчке: бренность нашего существования, скоротечность человеческой жизни, неотвратимость конца.
Дальше – о том, что всё будет «так же» и без нас. Всё. Всего 12 строк. Коротко и ясно. И очень сильно…
ПРОСТРАНСТВО (извините, не смог нарисовать схему)
В «доме»: Стол, скамья – горизонталь; образ (икона) – вертикаль. Окно.
В «мире»: Море - горизонталь; неба дно – вертикаль
Таким образом, «видим» два креста: один в «доме», второй – в «мире»
СИМВОЛЫ
КРЕСТ - Иисус Христос; Мировое дерево.
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Я - Автор; Человек.
Бабочка - Душа; Воскрешение; Бессмертие: жизнь (гусеница); смерть (куколка); возрождение (полёт души).
ПРИРОДА
Небо - Духовность; Вертикаль
Море - Бесконечность ; Горизонталь
ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
Стол, скамья - Горизонталь
Образ - Божественное; Духовность; Вертикаль
Окно - Граница между «домом» и «миром»
ЦВЕТ
Голубой - Воздух; Небо; Божественное; Возрождение
Синий - Высота; Глубина; Божественное; Духовность;Вечность
Вывод: глубину и высоту, грусть перед конечностью жизни и надежда на её продолжение (воскрешение души) этому короткому произведению придают символические смыслы, заключённые в лексике стихотворения.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Несколько примеров разбора стихотворения «Настанет день…»( все - замечательно интересные; длинные и короткие, "школьные" и эссе...):
http://works.tarefer.ru/44/100166/index.html
: http://pedsovet.su/load/28-1-0-33376
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-57149.html
Не забудьте также почитать Юрия Лотмана «Анализ поэтического текста», Михаила Гаспарова «Современный русский стих. Метрика и ритмика» и проч.
И многих-многих других…
Свидетельство о публикации №113122608558
Марина Троицкая 3 28.09.2016 22:59 Заявить о нарушении
И за газели - отдельное спасибо!
Сергей Жигалин 12 28.09.2016 23:11 Заявить о нарушении
Тинатин Менабде 11.06.2018 13:50 Заявить о нарушении