Мой Сталин
Из двухтомника "Дверь в потолке"("Страницы Юлии")
* * *
Я всё более ощущала, что с вождём меня связывают некие особые таинственные отношения.
Вот уже полвека молилась за него перед сном, как когда-то научила бабушка Ира – за папу, за маму, за друзей и родных.
И, конечно же, за товарища Сталина.
Прежде - о здравии, потом - об упокоении.
И записки поминальные регулярно подавала за “Иосифа”. И никакие политические перемены и катаклизмы не могли изменить моего отношения к “Великому и Ужасному”.
Не потому, что не верила в его “злодеяния” (хотя, признаться, часто и не верила).
Просто не считала себя вправе судить и оценивать ту мистическую глыбину, которой для меня всегда казался “отец народов”.
Таинственно-огромное и потустороннее. Потому и обычные мерки здесь не годятся, вот и всё.
“Не человек – деянье. Поступок ростом в шар земной”, – написал о нём Пастернак.
Однако в конце восьмидесятых стало происходить нечто странное.
Статьи, документы, мемуары, книги о вожде – чаще оскорбительно-негативные, иногда просто наглое враньё и поношения, стали меня буквально преследовать – из самых разных и неожиданных источников.
Собирала, вырезала, выписывала, конспектировала...Но их становилось всё больше – и материалов, и моих размышлений “по поводу”, тянущих иногда на газетный подвал.
Но где можно было опубликовать такой “подвал” в девяностые?
Факты и размышления накапливались, взывая к справедливости.
В конце концов, я немного успокоилась, приняв решение написать книгу о вожде, как только издам “Дремучие Двери” - роман был уже совсем близок к завершению.
Не тут-то было.
Сталинская тема настолько овладела мною, потеснив даже тему религиозную, не говоря уж о личной истории героини, что я поняла – неспроста.
Среди сплошной хулы и проклятий нашлось лишь несколько “добрых” мнений, включая рыбинские брошюрки, хорошую документальную книгу М.П. Лобанова, парочку иностранных изданий.
И всё.
А на дворе время, когда за одно лишь положительное упоминание о вожде можно было навлечь на себя такую “гончих стаю”, что костей не соберёшь.
И ни в какое издательство с этим не сунешься.
Но я не могла да и не хотела бороться с наваждением.
Опять это “должна”!
Даже почерки - мой и моего великого подзащитного стали похожи – только мой в женском варианте.
Думала ли, гадала ли, что однажды придётся выступить адвокатом “самого мудрого, родного и любимого” из детства?
Сражаться не столько с фактами, сколько с их трактовкой.
Большое видится на расстоянии...
С этого неземного “расстояния” и был мне показан милостью Божьей исторический и духовный смысл тридцатилетнего явления миру Иосифа Грозного.
Когда великая жизнь “недоучившегося семинариста кавказской национальности” чудесным образом вплелась в духовные поиски и метания моей героини.
Сказать, что я “заболела” сталинской темой, значит ничего не сказать.
К ней просто “вели все дороги”.
Шла ли речь в романе о судьбе Иоанны и других персонажах, о трагическом крахе страны под властью “демонократии” (мой термин), об извечных наших: “Кто виноват”? и “Что делать?” - все стёжки-дорожки так или иначе приводили в кабинет Ближней дачи.
К письменному столу, за которым писал, ссутулившись, старик с редеющими седыми волосами...
Выпавшие волоски и перхоть можно было различить на расстёгнутом воротничке старого френча, так близко я подходила.
Старик был в мягких подшитых валенках, от него исходил аромат тонкого дорогого табака (вся страна знала, что это “Герцеговина Флор”).
Старик был очень одинок и никому не верил, хотя тысячи людей были готовы, не раздумывая, отдать за него жизнь.
Он слабел день ото дня и знал, что осталось немного.
Он ведал о моём присутствии – той, что молится за него уже полвека, так уж получилось.
И каждый раз ждал меня, хоть и ничем этого не выдавал, продолжая быстро писать похожим на мой почерком.
Он писал завещание.
Мне не было дано его прочесть.
Лишь вЕдение, что это отнюдь не просьба о моих дальнейших молитвах о себе...
Он не страшился Суда, хоть и шагали его сапоги к заветной цели по трупам, слезам и крови.
Все его мысли были о ней, об этой самой Цели.
Он не называл её ни “светлым будущим”, ни “всемирной революцией”, ни “зарёй коммунизма” – он сам не смог бы чётко сформулировать её имя.
Ну а я – тем более.
Однако мы оба достоверно знали, что она есть - та, к которой он вёл народ, не щадя ни себя, ни других, пока не выдохся.
Пусть по крови и трупам, но именно туда, к ней.
И просил “ту девочку”, полвека за него молившуюся, принять, как эстафету, выпадающее из старческой руки перо.
Разумеется, не “планов громадьё” и не “размаха шаги саженьи” завещал он мне.
Тогда что же, что?
Иногда вождь являлся в моих думах в образе подростка-семинариста с известной фотографии. Гладко зачёсанные на косой пробор волосы, нежный детский рот и по контрасту пронзительно-жёсткий взгляд куда-то мимо, вдаль.
Иногда - небритым ссыльным на топчане под волчьей дохой, вглядывающимся в туруханскую пургу за окном и в который раз замышляющим побег...
“Мечта прекрасная, ещё неясная”...
Мы оба знали, что она осуществима здесь, не земле, - единственно верная, хоть пока и недоступная определению.
Может, именно о ней вождь просил меня в этих наваждениях-видениях.
Вспоминались строчки Пастернака:
Я понял: всё живо, векам не пропасть,
И жизнь без наживы – завидная часть.
Спасибо, спасибо двум тысячам лет
В трудах без разгибов оставившим свет.
И вечным обвалом врываясь извне,
Великое в малом отдастся во мне.
И смех у завалин, и мысль от сохи,
И Ленин, и Сталин, и эти стихи.
Но это - поэзия, опять ничего конкретного. Она не может быть завещанием человека точных и чётких формулировок.
Однажды я вроде бы получила прямой ответ.
На этот раз вождь приснился мне. Вернее, его голос, который я услыхала из соседней комнаты, где шло то ли собрание, то ли митинг.
Люди спрашивали в отчаянии, перебивая друг друга, - как же им теперь жить?
Во внезапной мертвенной тишине медленно прозвучали его слова:
“Зачэм волам вытаскивать из грязи тэлегу, которая вэзёт их на бойню?”
Ничего себе! Домашние и знакомые ахали, дивились моему сну.
Но я знала – это опять не главное, это не может быть завещанием.
Тогда что же?
И снова, не выдержав, нарушила запрет отца Владимира “гадать” на Библии.
Господи, прости меня и вразуми!
Старинная бабушкина книга едва не выскользнула из рук, открывшись в самом конце Иоаннова “Откровения”:
“И услышал я иной голос с неба, говорящий:
выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба и Бог воспомянул неправды её”.
Именно эту четвёртую строку 18-й главы о Вавилонской блуднице прикрыл мой палец.
Только потом пойму в полной мере смысл сказанного.
"Выйди от неё, народ мой!"
То есть не соучаствуй, Не блуди...
А тогда просто выпишу текст и обведу красным карандашом с намерением при случае внимательно перечитать “Апокалипсис”.
Но странно – навязчивые сталинские сны и мысли после этого прекратились.
* * *
"Сталин - больше, чем человек. Больше, чем историческое лицо. Больше, чем эпоха.
Он - космическое явление, появляющееся каждый раз в русском небе, когда встаёт необходимость показать миру, что есть и иной мир, иная история, "другие земля и небо". Есть Россия.
Россия - та мистическая земля, где среди великих рек и лесов, сотен языков и народов силится обнаружить себя иной способ жить, дышать, общаться с человеком и Богом, согласно великой заповеди и великой мечте - мечте о Рае.
Россия издревле беременна Раем. Тянется к нему, видит его в исторических снах. Раз в тысячу лет берётся его построить.
Сталин пришёл в начале кромешного века. Среди войн, революций, великой сатанинской лжи, великого бесовского обмана. На костях народов и на руинах царств, среди сожжённых библиотек и осквернённых храмов, когда в России вновь забрезжило Раем.
В утробе дрогнул и затрепетал дивный младенец. Сталин - акушер, посланный принять его роды.
Галактики и светила рождаются среди катастрофы Вселенной. Рай рождается среди катастрофы "ветхого мира". Сталин возник посреди катастрофы, освещённый её прожекторами. Реял над миром весь век, как огромная хоругвь в скрещении ртутных лучей.
Сталина не объяснить фактологией, событиями его личной жизни, перечнем партийных съездов. Числом репрессированных, "десятью сталинскими ударами" или "Большой Советской Энциклопедией".
Всё это - проекция Сталина в двумерную, умопознаваемую реальность.
Сталина поймёт мистик, способный подняться над двумерной реальностью, перенестись в область метафизики, где в страшном извечном сражении бьются два Ангела.
Два Витязя, два Коня, две Иконы и две Истории.
Сталин - там, на Красном Коне, на Красной Иконе, сражается с Тьмой.
Если земля во тьме, если она - в историческом мраке, то Сталин утверждает в ней "иноисторию". Он "не от мира сего".
В этот мистический мир русской "иноистории" можно проникнуть трижды, в разные моменты сталинской судьбы.
Когда Сталин без шапки, в волчьей шубе, заиндевелый, у деревянного Мавзолея стоял над Красным гробом.
Когда Сталин в военной шинели провожал в снегопаде полки, уходившие под Волоколамск и под Клин.
Когда Сталин в маршальском френче смотрел на штандарты Гитлера, шёлковым мусором застилавшие гранит Мавзолея.
В эти три мгновения ищущий разум и верящий дух способны подняться в сферы, где откроется истинный Сталин.
Он выдирал русский Рай из гнилого омерзительного бытия, как выдергивают из болота тонущего - за волосы.
Тот, кого спасают, кричит, захлёбывается, проклинает спасителя.
Там, где была зловонная топь, - там встал Университет. Как ангел, взлетел Гагарин.
Сегодня "Русский Рай" вновь погрузился в пучину. Там, где он был, остался липкий гнилой пузырь, скользкие черви, тухлое зловоние. В этой гнили носятся блестящие ядовитые жучки, водяные клопы и косматые водомерки. Карликовые "вожди", похожие на гнойные язвочки.
Но - прислушайтесь! Прижмите ухо к русскому, усыпанному пеплом континенту.
Далеко, ещё за пределами мира, чуть поскрипывают сапоги.
Всмотритесь в звёздную туманность русского неба. В едва заметный нарастающий вихрь.
В свистящую огненную спираль.
"Имеющий уши да слышит! Сталин грядет".
/Александр Проханов/.
* * *
А я спешу - есть тайный ход
К стене Кремлёвской,
Где в поход
На смерть шли юные бойцы,
Их братья, деды и отцы -
Не за Тельца и драг металл,
Покровом снег их заметал
От вражьих птиц...
Не видно лиц.
И тихий голос приказал:
- Врага не пустим за порог.
Назад ни шагу!
С нами Бог.
Там голубые ели ждут,
Когда куранты бить начнут,
В снегу две розы расцветут,
И вечным трепетным огнём
Взметнётся слово над вождём:
- Мы не рабы! Бессилен враг.
Прости нас и живи в веках!
("Перед рассветом")
Свидетельство о публикации №113122406332
Как достойно, мудро. справедливо написано!!!
Стих патриотический очень хорош!!!
Благодарю от всей души!!!
С теплом и уважением Валентина
Валентина Пенина 14.07.2014 22:54 Заявить о нарушении
Юлия Иоаннова-Иванова 15.07.2014 12:53 Заявить о нарушении