Уфимские краеведы - что это такое?

По мнению моего деда Петра Федосеевича Лихачёва 1893 года рождения, которому в военные годы было поручено руководить эвакуацией заводов и людей в Предуралье - краевед это тот, кто никогда не стремился к служебному сидению  на одном месте, это тот, кто не гнался за стажем, а развивался всестронне и это облегчало ему жизнь.
Трудно заподозрить краеведа в человеке, который всю жизнь простоял у станка или сидел в госсобрании. Круг людей краеведа особенный, не такой, как в корпоративной среде. С годами меняется состав его сподвижников.
Но из его жизни те кто умер, но активно ему содействовал, не уходят.
И ушедшие, и живые действуют, создавая один и тот же круг. И все они очень дороги. Кстати, там, где есть настоящий краевед, там и его одноклассники и через 30, и через 40, и через 60 лет продолжают  нередко собираться .
Краевед занимается делом, которое дорого и молодёжи, и ему - бабушкам с атеросклерозом краеведение не столь интересно.
Что такое краеведение и история? Это человекознание. Краеведение - это область, стоящая на стыке с искусством и историей. Чаще всего краеведение достоверное, если за краеведение не выдаётся попытка некоторых политических сил возвысить своих никому не известных теневиков. Если бы не было краеведения, не состоялось бы и многих международных конгрессов.
И таких, какие проводились в Уфе в бытность центра национальныъх культур РБ "Дружба" на заре создания ЦНК в 1992 году, где этнографы и краеведы расказывали о своих достижениях. Краеведение - это формирование школы будущих учёных, школа не зависимая от указов временщиков при власти.
Это школа формирования местных, в частности, уфимской губернии традиций.
Это  форма бытия людей, понимающих, что надо сеять то, что прорастёт на этой почве. А не то, чего хочет калиф на час и что останется просто не более чем булыжником у дороги.
Сегодня даже педагоги всё чаще говорят о том, что школьное обучение невозможно без тех музеев, которые создали неформалисты при зарплатах.
Было время, когда краеведения не было в Уфе, его стали возрождать в 60х годах Глухова Екатерина Николаевна и Терегулова Эльмира Давыдовна, потом к ним примкнул Скачилов Владимир Анатольевич и Степанова-Зорина Любовь Павловна. Эльмира Давыдовна и Любовь Павловна имели княжескую кровь - их предки читали документы, которые сгорели в войну 1812 года и оставили о них какие-то записи. Это было особенно ценно. Так как они были не особенно зависимы от начальников и не держались за руководящее кресло, они позволяли себе свободно судить о нравственных началах. Выступали для того времени слишком смело.
Помогал им в работе и мой дед Пётр Федосеевич Лихачёв, крупнейший учёный и организатор мирового мосштаба, который за общения с краеведами не раз оказывался в опале. О том вспоминал Пугачёв Александр Фомич, член редколлегии мелкотиражного издания "О уфимских исторических и литературных памятниках  при РНКЦРБ "Вече". Этот самый Александр Фомич выдвинул краеведческий лозунг: "Воспитай себе ученика".
Он постоянно говорил, что работы краеведов, а порой они и сами стареют, а ученики разовьют начатое.
Пугачёв, и Глухова, и Терегулова, да все краеведы дожили до почтенных лет. Но продолжали учиться и у старших, и у младших. Когда Эльмира Давыдовна Терегулова создала в Уфе музей С.Т. Аксакова. Её все в шутку стали называть профессором. Хотя она просто была первой директрисой музея. Когда её секретарь брала трубку, я спрашивал можно ли услышать профессора Терегулову.
А то звонит, слышал я в ответ, -" Академик Степанов-Зорин."
Так мы подшучивали.
Каждый краевед имел своё направление: например, Скачилов В.А, он был учеником моей бабушки, он больше собирал данные о врачах  и дворянах.
Он и сам был знаменитый врач, директор Правительственной больницы. К нему зарубежные политики приезжали лечиться. Этот человек никогда не матерился. Но не запрещал приезжим, к нему старожилам сёл, которых он опрашивал о истории их местности или бывшим репрессированным выражаться матом.
Он понимал, что в той стране, где мы живём, без этого нельзя, особенно в колхозе. Сегодня, когда я заглянул в интернет, увидел в основном лица госслужащих, почему-то обозначенных краеведами. Я считаю, что это не правильно. Был союз краеведов при ЦНК "Дружба" в бытность Леси Фёдоровны Поповой. Впоследствии он собирался при РНКЦРБ "Вече" - там  были действительно интересные краеведы, которых интересно было слушать.
Чиновник, получающий деньги, работает на политзаказ или на свою епархию и в большем плане ничего хорошего сделать не может, даже если этот чиновник к составу краеведов примазывается - так говорил покойный уфимский монах Амфилохий. Впрочем, у министерства культуры другое понимание краеведения, особенно в Уфе. Время нас рассудит! И станет ясно, кто же из нас прав.


Рецензии
Приятно читать статьи неравнодушного в судьбе своих предков и земли человека.
Из таких рассказов рождается книга памяти.
С уважением,Надежда.

Таис Макс   07.01.2014 15:12     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отзыв.

Игорь Степанов-Зорин 3   07.01.2014 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.