Предисловие к книге Где будущее цивилизации
Как приятно осознавать!
Издательство "Перо", Москва, выпустило 4 моих книг подряд. Я и Нурсулу, моя жена, были счастливы. Правда, моя жена от перенапряжения нервов сразу легла в больницу, а я выдержал. И вот пишу о своей радости. Не так просто издвать книги за свой счет. Книги мои недорогие. Их можно заказать и получить по почте из любого уголка земли. Из издателства их можно взять в два раза дешевле. Сайт издательства http://www.pero-print.ru, электронная почта:
info@pero-print.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ
Человек как единственное вселенское существо, как носитель сознания, уже вполне созрел до разумных человеческих отношений, а, следовательно, и до истинного научного познания мира, мира, в котором он живет. Но мешают ему стереотипы. Как субъект познания он является центром мироздания, и этого он чувствует, воспринимая мироздание, открывающееся перед ним в процессе его жизнедеятельности. Как личность он уже сложился, и ему уже нужно сознание личности. Историческое и общественное развитие человека – сложный процесс, происходящий во взаимодействии материального и идеального, сознательного и бессознательного, объективного и субъективного. Исторически у него складывались понятия, представления и чувства, отражавшие мир, в котором он живет. И самым сложным являлось самопознание. Ведь человек весь мир вобрал в себя. Он в себе, по сути, идеально синтезировал этот мир. Тем самым он создал духовный мир как его собственно человеческий, который и должен раскрываться. Поэтому объективное постоянно превращается в субъективное, материальное в идеальное, а не наоборот, как предполагал Гегель. И человек как единственный носитель сознания еще не знает себя и свой мир и живет еще вещами и внешним миром, создавая их сам для себя как условия его существования. И интересно ведь то, что во всей истории только 2-3 процента населения двигала миром, создавала институты, производило идеи и т.д. Теперь, наоборот, эти два процента населения разрушают мир и сводят людей с ума, создавая мифы. Вообще, в мировом движении еще нет положительных тенденций, дающих просвет. А что значит созреть и прийти к человеческим отношениям? Разве это не переход от ненависти к любви, от отчуждения к единению человеческих душ? Люди – не скоты, они принадлежат к роду человек. И они должны осознать себя как такового и преодолеть свою животную сущность. И тогда им откроется подлинный мир человека как новое пространство жизни. Ведь другой для меня – это целый мир, идеально скрытый в другом. И если люди стремятся друг к другу, значит, они чувствуют родство, объединяющее их. И все это должно осознаться.
Каждый человек рождается только в свое время и со своим назначением в этом мире. Другое дело, что не каждый осознает это в силу социального устройства. Даже в наше время интеллекта это удается только редким людям. Из них формируются люди, посвятившие себя обществу, люди, без которых любое общество погрязло бы в рутине. Их называют возмутителями спокойствия. Это поэты, писатели, философы и другие, привязанные своей пуповиной к человечеству, народу. И кому-то выпадает нелегкая доля подготовить такое глобальное сознание для этих передовых людей. И интересно, что эти 2-3 процента населения дальше продолжат историю, до возникновения нового объединения.
Сложившаяся историческая ситуация требует кардинального изменения подхода, соответствующего реальным изменениям, происходящим в действительности. А это значит, что прежние способы рассмотрения, устраивавшие социализм (и тем более рыночные), здесь уже не пригодны. Социализм был государственной империей, а сегодня мы имеем дело с империей денег. А это разные эпохи, противоположные друг другу. Стало быть, применявшиеся в прошлом социально-экономический и политический подходы уже стали вздорными, ложными и настоятельно требуют конкретного, человеческого подхода, основывающегося на человеческих данных. Даже государство сегодня является уже не государством в прежнем смысле, и оно настолько индивидуализировано, что его уже представляют вотчиной отдельных людей, и культура, характеризовавшая прошлый период, уже не является ею ни в советском смысле, ни в капиталистическом, и они требуют иного подхода. А что произошло с образованием?
Совершенно ясно, миллиардер уже не тождествен капиталисту и исторически имеет другое призвание. Место рабочего как главной производительной силы заняла техника, и теперешнее общество в глубокой сущности характеризуется безработицей. Что творил в мире фигура капиталиста (буржуазия) и кем был наемный рабочий, об этом мы знаем благодаря исследованиям Маркса. А какие последствия мы имеем сегодня, когда капитализма в марксистском смысле уже нет, этого еще никто не знает. Одним словом, сегодня от прошлого не осталось ничего, кроме воспоминаний о нем. А жить воспоминаниями – значит, ничего не знать о настоящем и жить слепо, оплакивая ушедшую эпоху.
Эта работа целиком посвящена проблеме человека и перспективе его развития в современном обществе. Мир должен раскрываться через человека и в человеке, и вещи должны найти свое место в обществе. Только вера, что у человека есть перспектива, означает, что ее имеет и человечество. Ибо только человек воплощает в себе конкретность нашей жизни, а все остальное, и живое и неживое, не обладают такой ценностью. И если сегодня мы любим только деньги и презрительно относимся к человеку, то это есть не только наше отношение друг к другу, а, главным образом, к самому себе. Мы, стало быть, не любим еще и себя. Мы – социальные структуры, состоим из статусов, чинов и степеней. И стоит нам лишиться их, и сознание наше становится другим, никчемным. И поскольку эти социальные отношения, воспроизводящие в обществе эти структуры, разлагаются, то и человек вступил в вопиющее противоречие с самим собой и со своей общественной сущностью. И история нас подвела именно к этой ломке.
Представления же о том, что на фоне этого общества технический прогресс безграничен, выражает лишь экономическую точку зрения, которая именно потому зашла в тупик, что она исторически развивалась сама по себе, подавляя человека. Но это направление развития общества должно было когда-нибудь закончиться и, так или иначе, перейти на человеческую основу, на которой, напротив, самоцелью становится безграничное осуществление самого человека как саморазвивающегося существа. А этот переход и переживается как кризис. В этой системе, называемой рыночной, не случайно появляется человек в облике денег – владелец денег. Ему суждено увековечить себя в истории, разрушив все социальные формы проявления человека и тем все заменив собой. Владелец денег – это божественная фигура, которой подвластно все в силу неограниченной власти денег над людьми. И в начале человек в облике денег появляется как разрушитель.
Поэтому в этом вопросе, в конце концов, свое теоретическое решение находит все мировые вопросы, так как все они, так или иначе, сводятся к человеку и к различным формам его проявления. Думать же, что существуют какие-то другие проблемы, проблемы экономические, экологические, политические и т.д., которые в то же время не являлись бы человеческими, значит жить чем-то внешним, абстрактным и не думать как раз о человеке и его жизни на земле.
А у нас, к сожалению, все так и происходит, и многие до сих пор умудряются спекулировать этими вопросами и благодаря этому порабощать людей, вместо того чтобы освобождать их, занимаясь именно проблемой человека. И если мир изменится, то он изменится только ради человека и с точки зрения человека. А против него – умирает. И никакой другой отчет здесь уже не работает и не оправдывает такого положения человека, когда он порабощен собственными творениями. А рыночное общество как раз своеобразным образом формирует человека. И тот факт, что оно происходит неожиданным путем и противоречиво, нас застало врасплох и поэтому просто оглушило. Но только, как думается мне, на время, пока человек не сложился самостоятельной личностью. Насколько изменчиво сознание человека в современном обществе и зыбко его положение в мире, можно судить по обстоятельствам, складывающимся в жизни людей
Можно говорить, например, об умном или дурном человеке и все приписать его сознанию и самосознанию. И тогда наши познания этим закончатся. И мы будем путаться между умным или глупым, добрым или злым человеком. Даже в государстве нам непременно нужны умные правители. Зависимость сознания от денег вообще и от социальных отношений в частности людьми еще не осознано. И психологи, и социологи, и политологи давно заблудились в денежных отношениях. Но не только мои представления о других, но и представления других обо мне могут резко колебаться в полной зависимости от объема денег и объективной ситуации, в которые люди попадают, гоняясь за деньгами. Аширбек мне как-то раз рассказывал один случай. Когда однажды мы сидели и беседовали в его кабинете, к нам зашел мужчина средних лет. Аширбек ему дал 200 тенге. И после того как он ушел, он мне рассказал об этом человеке. Раньше он занимал пост гендиректора издательств. И у него в подчинении находились несколько директоров. Теперь он побирается и постоянно клянчат у своих подчиненных. И в соответствии со своим новым положением, у него сложилось новое сознание. И он будто утратил все свои знания и способности, приобретенные им до этого. Такое резкое изменение психологии в зависимости от обстоятельств даже не коснулось его сознания. И он никаких выводов из этого не сделал до сих пор. Вот таково наше сознание.
Это не единичный случай, а широко распространяющийся во всем мире. И говорить здесь, что человек глуп или умен, вряд ли является ответом по существу.
На эту тему можно было бы говорить еще много. Речь идет о том, что человек, предоставленный в данной ситуации себе, должен достичь самостоятельности. Но он этого не сможет сделать в одиночестве и в отчуждении. Вот отсюда и необходимость объединения людей. В первом случае единственная основа человека – деньги, статус, но они временны, а во втором случае – люди. Ведь гендиректор – это всего лишь статус, социальная структура, а ему нужно человеческое содержание, образующее его человеческие качества. А мое человеческое содержание образуется людьми, окружающими меня. И если все они для меня внешние, то естественно, и я просто внешний человек по отношению к другим.
Свидетельство о публикации №113122301757