О гражданской поэзии Светланы Водолей

                СВЕТЛАНА БАРАШКО. /Беларусь./               
               
                Статья номинирована на литературную премию "Наследие". 



        Генеральная прокуратура России приняла решение о реабилитации членов царской семьи Романовых, расстрелянных большевиками. До этого Генпрокуратура отказывалась совершить акт реабилитации, настаивая, что Романовы были не преступниками, а жертвами режима – однако правозащитники и адвокат дома Романовых настаивали именно на акте реабилитации как Исторической Справедливости, поскольку высылки, аресты и убийства Романовых долгое время в советской истории подавалось в рамках карательной акции.

       В 1981 году члены семьи Романовых причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».

       Канонизация и реабилитация  царской семьи Романовых – одна из Тем, которая раскрывается в творчестве современных поэтов. Раскрывается она и в творчестве поэтессы Светланы Водолей. Данная тема очень трудная, к ней надо подходить очень правильно и очень переосмысленно, с большим проникновением и глубоким пониманием  политических событий тех дней, надо подходить с позиций гуманного отношения к человеку вообще, с диалектических  представлений об обществе и человеке в непрерывной истории.

       Итак, жестоко убиты невинные княжны!  Пролита кровь! Стихотворение « Четыре царственные розы»  -  это стихотворение современности и стихотворение прошлых политических событий, оно уплывает и в Прошлое, и  застывает в Настоящем, это гладкий и непрерывающийся мост между отрезками жизни, это штрих, который не потускнеет, а будет  иметь тенденцию к увековечиванию.

                « От дланей темных и опасных зачем погибнуть вы должны?
                Четыре ангела  прекрасных,  четыре русские княжны».
   
       В этих строках чувствуется  связь времен, как говорилось раннее, и неисчезаемая, непоколебимая, просто огненная Сила Памяти о невинно погибших княжнах. Здесь кроется словесный, современный монумент. Светлана сумела экспрессией своих строк очень тонко и умело передать это читателю. Вообще.., данное стихотворение отличается четкостью и доступностью, в нем  оттеняется главная мысль произведения - показ Невинности убитых княжён и их преданности Отчизне. Данное стихотворение – это прозрачный, но очень прочный стержень всех стихов на данную Тему.

       Возьмем стихотворение «Царские дубы». 

                «Светлейшая царица Александра!..
                Ты на обочине замкнула круг Семьи.
                Твоя Забота заживляет раны,
                и восхищает души»

       Хорошие слова сказаны об Александре Федоровне. Как известно, в 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В. И. Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер.

       Вообще, данное произведение очень торжественное, оно уже в самом начале “горит” патриотическим и вдохновенным пламенем, и вместе с тем оно “ плачет”.

                “Заплакали глаза горячей лавой
                под безымянным лиственным шатром!
                Так символ силы доблестной державы
                Российской шёл победно НАПРОЛОМ”

       Очень много сказано о преданности Отчизне. Наверное, это в определенной степени подводит к мысли о гражданской позиции самой поэтессы - ведь она сумела создать произведение на подлинно гражданскую тематику. Произведение, которое не просто впечатляет, а оказывает воспитательное воздействие! Кроме того, стихотворение “Царские дубы” -  является и познавательным для читателя.

       В стихотворении “ Тонуть? “ выражена стихия души поэтессы в отношении взгляда на Отечество, выражена очень естественно, искренне и метафорично. 

                “вот по пояс...
                вот по грудь...
                вот по горлышко...

                ТОНУТЬ?

                или выдержать распятие волн
                по шлейфу моих платьев?!
                утолив свою власть,
                я хотела б упасть, а?..
                и протянутых рук твоих выверить Звук.
                И томить златом рун
                безысходность всех дум
                царских струн”

        В стихотворении  в «Солнечном Свете изменится разом всё, верно?» выражена и скорбь, и грустное  восхищение чистотой княжён. Произведение - это волна, бегущая, поющая и рвущаяся куда-то дальше...  Каждая строка имеет реальную ценность, проникающую даже в Будущее. 

                «все не заметят Истории скорбное вымя!
                но из него бьют на темя крутые ручьи
                из Родников, восторгающих Царское Имя.
                Ольга. Татиана. Мария. Анастасия.
                Грежу Царицу с Сынком. И Царя!  ПОМОГИ,

                Господи! выйти в небесные ИСТЫЕ ДАЛИ,
                где нету яда проталин гниющей хулы.
                только встаёт из невестных опаловых Спален
                вся ЧИСТОТА, на которую молимся мы.»

        Итак, «царская тема» раскрыта в ряде стихов Светланы Водолей. Они разные и вместе с тем объединены Единой мыслью, которая, как я отмечала выше,- летит в Будущее, в назидание грядущим поколениям!



                6сентября 2013года




*Светлана Водолей.
 проза.ру - Водолей 2


Рецензии