Итоги одного года

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК)

*****
                Пояснительная записка

          Данная работа представляет собой педагогический дневник, который вёл в течение 2000 - 2001 учебного года в процессе работы в пятых классах учитель математики. В нём сделана попытка анализа причин настоящего состояния дел в области здоровья и успеваемости учащихся. Рассмотрены некоторые из факторов, серьёзно ухудшающих физическое и психическое самочувствие школьников среднего звена, отрицательно влияющих не только на качество получаемых в школе знаний, но и жизни вообще.
          Автор сознательно оставляет в стороне обзор таких вредных привычек
современной подростковой среды, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, - во-первых, потому что они в большинстве своём ещё не свойственны этому возрасту, во-вторых, потому что хорошо изучены и безоговорочно осуждены. Речь идёт о привычках, на которые мало обращают внимание, но которые медленно, незаметно, но верно разрушают нежный, неокрепший организм подростка. Этим «мелочам» в педагогической практике отводится недопустимо мало внимания, в основном их признают за неизбежное зло, с которым можно мириться.
          В работе наглядно проиллюстрированы и описаны возможные пути оптимизации, «оздоравливания» учебно-воспитательного процесса, направленные на эмоциональное и двигательное раскрепощение учащихся, преодоление рутины, заорганизованности, снятия хронической усталости с обязательным возвращением на детские лица улыбки.
         Так как работа выполнена в жанре дневниковых записей, эмоциональные переживания, отступления и замечания учителя по поводу конкретных событий профессиональной деятельности могут иметь место, тем более что они способствуют «живому» восприятию рассматриваемых ситуаций и проблем, помогают читателю прояснить своё отношение к ним, занять свою позицию.
          Отношение автора к таким проблемам, как влияние на здоровье и психику детей телевидения, компьютеризации, молодёжной псевдо культуры и др., на первый взгляд жестко консервативное и пуританское, на самом деле объясняется обострённым чувством и пониманием опасности «побочных эффектов», сплошь и рядом подтверждаемых окружающей действительностью.
          Некоторые отступления к религии Православия отражают личную точку зрения автора и оправданы заботой о психическом, нравственном и семейном благополучии школьников в будущем, возрождении традиций и уклада жизни, в которой Любовь, Доброта и Нравственность были основополагающими чертами человека, главным ориентиром в воспитании подрастающих поколений. Здесь же происходит соприкосновение с темой социологии ценностей современных школьников, с необходимостью работы всех участников учебно-воспитательного процесса переориентации, когда это важно.

      Все события и «действующие лица» реальны, хотелось на этих страницах
отразить жизнь класса такой, какая она есть на самом деле, в реальном круговороте педагогических ситуаций. Может быть, крупицы опыта, элементы удач и просчётов послужат кому-нибудь из учителей или родителей поддержкой или предостережением. С радостью буду учиться!
         По многим вопросам, интересующим современного педагога, произведена только констатация факта. Но обозначить проблему – это значит наполовину решить её.

*****                (Продолжение следует)

2000 - 2002


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →