Улыбка Нармины
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжётся,
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся!»
Из детской песни
*****
И кто не знает поговорки: «Смех без причины – признак дурачины»? Что мы скажем про человека, который всё время смеётся? Много ли в жизни, кроме нового года, поводов для оглушительного веселья? … Но все ответы и сомнения были бы справедливы и обоснованы, если бы не улыбка Нармины.
Шумит, не умолкает педсовет: «Какие всё-таки нынче трудные седьмые классы! Как в них работать?! Общие учебно-познавательные умения не сформированы совершенно!» - и чем дальше, тем больше конструктивное заседание превращается в банальную говорильню или болтовню (как кому больше нравится). И никто не скажет про восторг, никто не вспоминает радость, никто не ощущает того вдохновения и тепла, которыми согревает школьный мир улыбка Нармины.
Седьмой «г» окружает, обступает, удивляет вопросами. Они все открытые и добрые, они нетерпеливы в познании истины. Именно с ними больше всего хочется быть не только строгим и требовательным, но уступчивым и ласковым. И Нармина с первой парты слушает внимательно, смотрит не отрываясь, не оставляя ни на секунду своего природного обаяния, своей лучезарной улыбки. Но этого мало! Да, улыбаясь, мы чаще вызываем симпатию, мы как бы «покупаем» хорошее отношение к себе! Но если бы оценки ставили только за «красивые глазки»! А учёба даётся трудно, особенно когда мешает языковой барьер и требуется по-русски не только говорить, но и думать. Хотя, если вернуться к улыбке, хочется спросить: «На каком языке говорит солнце? О чём думает и грустит весенний дождь?». У неё прекрасная улыбка, тогда зачем же я вдруг сказал: «Нармина, вместо того, чтобы постоянно улыбаться, тщательнее готовься к урокам! Ты же видишь, что у тебя далеко не всё получается! Более ответственно относись к выполнению домашнего задания!». Она успела найти несколько слов в своё оправдание. И всё кончилось. Через несколько секунд исчезла улыбка, появились слёзы. Слёзы Нармины. Они капали на тетрадный лист и как будто звенели, как будто кричали о чудовищной педагогической ошибке. Такая «мелочь» для учителя стала для ребёнка настоящей трагедией. И кроме грусти, кроме разочарования ничего нельзя было увидеть в глазах ученицы после. Стоило невероятных усилий, чтобы оживить этот цветок, заставить поверить в солнце. Постоянным одобрением, дополнительной поддержкой, помощью и заботой, вниманием. Всё больше, всё чаще, всё сильнее! Как костёр, раздуваемый ветром. Как радуга, во влажный июльский полдень. Зажглась, разгорелась, зазвучала её божественная улыбка. И в классе стало светло, в классе стало радостно. И все заметили, потому что такое невозможно не заметить. Такое обыкновенное чудо. Улыбку Нармины.
*****
2007-2008
Свидетельство о публикации №113121809363